Крупнейшее воздушное сражение Второй Мировой

В авиации достаточно легко подсчитать какой бой или сражение больше, а какой меньше, кто выиграл сражение, кто его проиграл. Подсчитывается количество машин, взлетевших с аэродромов и количество севших. И в этом смысле воздушное сражение над Кубанью в апреле-июне 1943 года стало крупнейшим из воздушных сражений Второй мировой войны, и похоже за всю историю Человечества. С немецкой стороны было задействовано до 1,2 тысячи самолетов, а СССР поднял в воздух до 1050 машин.

Ил-2
Ил-4
Ла-5
ЛаГГ-3
Пе-2
Р-39 Аэрокобра
Р-40Е Киттихоук
Спитфайр МК.V
Як-1Б
Як-7

Советские асы бились как на новых истребителях, так и на хорошо проверенных в прошлых сражениях. С люфтваффе боролись машины ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1Б, Як-7, а также полученные по ленд-лизу американские Р-39 «Аэрокобра», Р-40Е «Киттихоук» и британские «Спитфайр МК.V». Удары по наземным целям наносили главным образом пикирующие бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2 и «дальники» Ил-4.

Focke-Wulf Fw 190 Würger
He-111
Ju-88

Немцы в основном полагались на свои знаменитые мессеры – BF-109 новых модификаций G-2 и G-4, – а также на истребителях FW-190. Костяк бомбардировочной авиации люфтваффе составляли самолеты He-111 и Ju-88.

Советская историография разделяет сражение над Кубанью на три крупных воздушных боя. Первый произошел с 17 по 24 апреля в районе Мысхако. Силы вермахта при плотной поддержке авиации пытались уничтожить группу войск 18-й армии. На небольшой десант немцы бросили 450 бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. Им противостояли 500 советских самолетов, в том числе 100 бомбардировщиков. Немецкой стороне удалось сохранить инициативу в воздухе, однако истребительная авиация Советского Союза смогла достичь главной задачи: помешать бомбардировщикам врага организованно наносить удары по боевым порядкам советских войск.

Второе крупное сражение произошло с 28 апреля по 10 мая над станицей Крымской. О его высокой интенсивности говорит тот факт, что за три часа наступления немецкая авиация совершила более полутора тысяч самолетовылетов.

Последние крупные воздушные бои прошли с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевской и Молдаванской. Всего за время трех битв СССР потерял около 750 самолетов, Германия – около 1,1 тысячи. Воздушные сражения на Кубани оцениваются советской историей положительно – ввиду значительного подрыва воздушной мощи люфтваффе на всем фронте. Кроме того, советские летчики прошли отличную школу во время битвы за Кавказ, выработали ряд эффективных тактических схем, научились воевать в новых боевых порядках.

ria.ru