Едва ли слово «любовь» совместимо со словосочетанием «Третий рейх». Однако, не будем лукавить и признаем, что большинство из нас по крайне мере не равнодушно к тевтонской эстетике. И нет ничего постыдного в том, чтобы признать: немецкая техника времен Второй мировой войны выглядит красиво! Это вам не «крестьянские» СУ-85 и Т-34 с грубыми швами размером с докторскую колбасу. Есть в тевтонской технике свой шарм, своя утонченность, поэзия. Правда, в Берлине оказались в итоге те самые СУ-85 и Т-34, но речь сегодня пойдет не о них, а о «Королевском тигре».
Первые «пленные» танки Тигр II попали в руки Красной армии в августе 1944 года во время боев в польском селе Оглендов, что на Висле. В тяжелом бою столкнулись немецкие «Тигры» и советские ИС-2. В итоге 501-ый танковый батальон вермахта был вынужден отступать, потеряв 12 машин. Среди них оказалось, в том числе два командирских «Королевских тигра» с бортовыми номерами 502 и 102. Новые трофейные танки сразу же были отправлены на полигон в Кубинку для последующего изучения. Сегодня один из тех «Тигров» стоит в парке «Патриот». Второй трофейный танк, отправленный в Кубинку, использовался советскими конструкторами для огневых испытаний в рамках изучения брони «Королевского тигра».
На советских конструкторов грозный «Королевский тигр» произвел неоднозначное впечатление. У танка была очень мощная, но при этом откровенно низкокачественная броня. Именно из-за низкого качества материала (по всей видимости в Германии уже давали о себе знать дефицит легирующих добавок и бомбардировки заводов) броню немцам пришлось делать очень толстой. Если обычный «Тигр» имел лобовое бронирование до 100 мм, то «Королевский» уже до 150 мм! Нужно ли говорить, что массивная броня получила огромный вес, что сказывалось на ходовых качествах. При выстрелах в лоб «Королевский тигр» мог выдержать даже попадание из монструозного 88-мм немецкого орудия «Пак 43», признанного мощнейшей противотанковой пушкой Второй мировой. С другой стороны, при систематических попаданиях даже из меньших калибров, броня Тигра II начинала лопаться и раскалываться по швам.
Огромная масса танка сказывалась на ходовых качествах. Весил «Король» 68 тонн. Для сравнения первый «Тигр» — 57 тонн, ИС-2 – 46 тонн, КВ-1 – 43 тонны, Т-34-76 – 26 тонн. В первую очередь у танка страдала трансмиссия. Гусеницы танка во время движения быстро теряли натяжение. Во время испытаний в Кубинке танк с пробегом 444 км не смог пройти без проблем с ходовой частью еще 35 контрольных километров. Советские конструкторы в первую очередь ругали слабые бортовые передачи, крайне ненадежные ведущие колеса, плохие и легко ломающиеся пальцы гусениц. Изюминкой на торте был огромный расход горючего. На 90 км пробега по полигону «Королевский тигр» потребил 860 литров бензина. И это не считая моторного масла.
Однако, были моменты, которые в «Королевском тигре» советским конструкторам однозначно понравились. Большим плюсом танка была коробка передач с автоматическими приводами управления. Понравился советским конструкторам и придуманный немцами механизм поворота танка. Так же похвалы были удостоены система очистки воздуха для питания мотора, электронный обогрев аккумулятора, система автоматического пожаротушения двигателя, система внутренней амортизации опорных катков, а также механизм термосифонного обогрева двигателя для зимней эксплуатации. Тигр II был спорной и противоречивой, но отнюдь не бездарной машиной. Многие идеи используются в танкостроении по сей день. https://novate.ru/blogs/170722/63594/