Автомобили Великой Отечественной

Не секрет, что грамотно налаженная логистика и коммуникации – это половина успеха в войне, понятно также, и то, что железнодорожный транспорт при всей его важности и возможности к каждой роте и батальону не подведёшь, а потому, роль автомобиля в войне, даже в качестве транспортного средства критична. А ещё автомобили становились боевыми единицами, везя артиллерийские орудия, неся реактивные системы залпового огня и выполняя другие функции. К началу же Великой Отечественной суммарное количество машин и выпуск автомобилей был явно недостаточны, а с учётом потерь техники в первые дни войны образовался гигантский дефицит автотранспорта.

Вопрос решали и увеличением выпуска авто на тех автозаводах, что были, увеличением количества автозаводов за счёт эвакуированных (потому как не секрет, эвакуация часто становилась формой увеличения количества производств, так как эвакуированные заводы далеко не всё попадали в зону оккупации и продолжали работу на половине оставшегося оборудования), и наконец увеличение автопарка страны шло в счёт поставок по ленд-лизу.

А теперь мы рассмотрим автотехнику войны изучая десять самых распространённых в СССР автомобилей 1941-1945 годов.

ГАЗ-ММ/ГАЗ-АА

Самый массовый предвоенный автомобиль СССР – так называемая полуторка (грузоподъемность 1500 кг) — ГАЗ-ММ. Неказистый и предельно простой по конструкции грузовик, по сути модернизированный Ford конца 1920-х, оснащали двигателем мощностью всего-то 50 л.с. (до 1938-го ГАЗ-АА делали с 40-сильным мотором).

ГАЗ-ММ/ГАЗ-АА

Однако военные шоферы полуторку любили и уважали. Ее главными достоинствами были прочность и простота незамысловатой конструкции, а соответственно — возможность быстро привести неисправный грузовик в рабочее состояние даже в самых неподходящих для этого условиях.

Во время войны Горьковский завод некоторое время выпускал предельно упрощенную версию машины – с брезентовой крышей, без дверей и с одной фарой. В прифронтовой полосе из-за требований светомаскировки все равно чаще всего ездили, не включая фары. С 1938 по 1946 годы построили более 400 тысяч полуторок.

ЗИС-5/ЗИС-5В

Уважительное прозвище «трехтонка» машина грузоподъемностью 3000 кг заслужила еще перед войной. А еще ЗИС называли «Захар Ивановичем», или просто по-свойски — «Захар». Прочный, простой по конструкции и ремонтопригодный грузовик с рядным 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 5,6 л, мощностью 73 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач выпускали с 1933 года.

ЗИС-5/ЗИС-5В

Осенью 1941 года производство из прифронтовой Москвы перевели в Ульяновск (завод УльЗИС) и Миасс (УралЗИС). Но с 1942-го «трехтонки» вновь изготавливали и в Москве.

Машины военного времени ЗИС-5В имели упрощенные крылья, кабины, обшитые деревянными рейками, уменьшенные фары или только одну фару.

ЗИС-6

Трехосный вариант «Захара» ЗИС-5 — ЗИС 6 выпускали с 1933-го лишь по 1941 год. Но в начальный период войны автомобили тоже использовали в Красной Армии. Именно на их шасси монтировали первые гвардейские минометы, так называемые «Катюши».

ЗИС-6

На машине снаряженной массой 4230 кг и грузоподъемностью 4000 кг стоял такой же, как на ЗИС-5, рядный шестицилиндровый двигатель рабочим объемом 5,6 л и мощностью 73 л.с. С четырехступенчатой коробкой передач работал двухступенчатый демультипликатор.

Всего изготовили 21 239 экземпляров ЗИС-6. В 1940–1941 годах на трехосных шасси собрали шестнадцать броневиков БА-11.

ГАЗ-ААА

Трехосные ГАЗ-ААА на базе полуторки производили в 1934–1944 годах. На автомобиль грузоподъемностью 2000 кг (снаряженная масса 2475 кг) устанавливали 40-сильный, а с 1938 года — 50-сильный четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3,3 л (такой же, как у полуторки). Помимо 4-ступенчатой коробки передач машину оснащали понижающей передачей.

ГАЗ-ААА

За все время собрали 37 373 грузовика колесной формулой 6х4. На шасси ГАЗ-ААА устанавливали цистерны и артиллерийские орудия. В 1938–1941 годах на базе трехоски сделали также 3291 броневик моделей БА-3, БА-6 и БА-10. С 1936 по 1943 годы в небольших количествах производили штабные автобусы ГАЗ 05-193.

ГАЗ-67

Отечественный аналог Виллиса — внедорожник ГАЗ-64 встал на производство в 1941 году. Простая по конструкции машина с 54-сильным серийным двигателем имела подключаемый передний привод и раздаточную коробку без понижающей передачи. Ее отсутствие компенсировала «тракторная» первая передача — в инструкции рекомендовали на хороших дорогах пользоваться ею лишь с прицепом-пушкой.

ГАЗ-67

В условиях войны ГАЗ с трудом мог освоить выпуск еще одной модели. Поэтому до 1943-го выпустили только 762 автомобиля ГАЗ-64. После модернизации машина получила индекс ГАЗ-67, а с 1944 года – ГАЗ-67Б. Водители называли ГАЗ-67 «Иван Виллис» и относились к нему с уважением. Но завод, особенно после бомбардировки в августе 1943-го, так и не смог развернуть массовое производство. До 1945-го построили меньше пяти тысяч ГАЗ-67. Однако шасси использовали и для легких броневиков ГАЗ-64Б.

ГАЗ-М1

Основным офицерским легковым автомобилем, особенно в начале Великой Отечественной, в Красной Армии был гражданский ГАЗ-М1 (он же «эмка»), который выпускали с 1936 года. В небольших количествах машины собирали вплоть до 1943 года. Некоторые «эмки» с 50-сильными моторами рабочим объемом 3,3 л благодаря смекалке шоферов и высокой унификации по силовому агрегату с полуторкой служили в армии до конца войны.

ГАЗ-М1

На базе «эмки» делали пикапы ГАЗ-М415. В небольших количествах произвели и полноприводные версии с шестицилиндровыми моторами – седан ГАЗ-61 и пикап ГАЗ-61-417.

Willys MB

Самым массовым командирским автомобилем Красной Армии с 1942 года постепенно стал американский полноприводный Willys MВ. Двигатель объемом 2,2 л развивал 60 л.с. Автомобиль имел подключаемый передний привод и понижающую передачу.

Willys MB

Willys по праву считали лучшим автомобилем войны в своем классе. Шоферы ценили машину за отменную динамику, проходимость, безотказность и надежность. В небольших количествах по договору ленд-лиза в СССР приходили также аналогичные внедорожники Ford GPW и амфибии Ford GPA, сделанные на основе Виллиса. Красная Армия получила во время войны более 50 000 легковых американских внедорожников марок Willys и Ford.

Studebaker US6

Грузовики Studebaker US6 массово стали поступать в Красную Армию в 1942 году. Машины оснащали 6-цилиндровым двигателем Hercules JXD объемом 5,2 л, мощностью 87 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой.

Studebaker US6

В основном, по договору ленд-лиза к нам поставляли версии с полным приводом и металлической грузовой платформой. Но были модификации с лебедками, седельные тягачи, шасси под установку вооружения и спецкузовов, а также вариант колесной формулой 6×4. В Красную Армию во время войны отправили примерно 114,5 тысячи машин. Studebaker стал основным автомобилем для установки гвардейских минометов БМ-13 «Катюша». Наши шоферы очень ценили эти грузовики за надежность, динамку, эффективные тормоза.

Dodge WC

Семейство американских средних полноприводных автомобилей Dodge WC выпускали с 1940 по 1945 годы. В числе модификаций были грузовики с тентом с брезентовой крышей и продольными лавками в кузове, цельнометаллические фургоны и универсалы, санитарные автомобили, версии с пулеметами. Выпускали также трехосные версии WC-62 и WC-63 грузоподъемностью 1,5 тонны.

Dodge WC

Автомобили оснащали «шестерками» мощностью 79-99 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач, отключаемым передним приводом. Самыми массовыми в Красной Армии были грузопассажирские автомобили версий WC51 и WC52 с откидными лавками в кузове. У нас их прозвали «Додж три четверти» — за грузоподъемность 750 кг, и часто использовали и в качестве артиллерийских тягачей.

В небольших количествах в Красной Армии служили и командирские машины с легковой планировкой Dodge WC56. На таких машинах в прифронтовой полосе возили высоких советских военачальников. В СССР поставили 20-25 тысяч Доджей всех модификаций.

Chevrolet G7100

Американский автомобиль имел грузоподъемность 1500 кг, как наша полуторка. Но был полноприводным и с 83-сильным шестицилиндровым мотором. Автомобили использовали для перевозки личного состава и установки реактивных установок БМ-13.

Chevrolet G7100

Chevrolet отличали высокая проходимость, надежность и хорошая динамика. Как и некоторые иные американские модели, поставляемые в СССР по договору ленд-лиза, часть Chevrolet приходили к нам не только в готовом виде, но и машинокомплектами для сборки на советских заводах. Chevrolet, например, собирали и на Горьковском автозаводе.

По материалам «История РФ» histrf.ru