Эффективный противотанковый уродец

Среди великого множества импровизированных истребителей танков, созданных в Германии в годы Второй мировой войны, встречались весьма удачные и аккуратно выполненные образцы. Герой нашего рассказа, безусловно, к таким не относится — его громоздкий и неуклюжий силуэт отнюдь не являлся верхом изящества. Тем не менее, горстка самоходок с длинным названием 7.62 cm F.K.(r) auf gp. Selbstfahrlafette (Sd.Kfz. 6/3) оставила свой след в военной истории.

Одним из главных вызовов, с которыми пришлось столкнуться вермахту в ходе операции «Барбаросса», стали танки Т-34 и КВ. Их бронирование оказалось «не по зубам» штатным противотанковым средствам — 37-мм пушкам. 50-мм орудия Pak 38 имелись в недостаточном количестве, а производство 75-мм пушек Pak 40 стартовало только в январе 1942 года. В такой ситуации вполне разумным вариантом временного решения проблемы выглядело использование трофейных полевых пушек. В частности, в противотанковые переделали свыше 3700 французских 75-мм пушек Mle. 1897, а во второй половине 1941-середине 1942 годов трофеями вермахта стали около 1250 советских 76,2-мм дивизионных пушек образца 1936 года (Ф-22) и несколько сотен усовершенствованных пушек образца 1939 года (Ф-22УСВ).

7.62 cm F.K.(r) auf gp. Selbstfahrlafette (Sd.Kfz. 6/3) взятый в качестве трофея англичанами

При переделке в противотанковые у советских дивизионных пушек рассверливали казённик под разработанные германскими специалистами унитарные выстрелы с гильзой от выстрелов пушки Раk 40 длиной 716 мм. Переделанная в противотанковый вариант Ф-22 получила обозначение Pak 36(r), а Ф-22УСВ – Pak 39(r). Производство таких орудий началось в 1942 году, а сдача войскам велась до января 1944 года. В общей сложности вермахт получил 560 пушек на полевом лафете, из них, по разным оценкам — до 300 Pak 39(r). Также было изготовлено 894 пушки для установки на САУ, все — Pak 36(r).

Переделанными трофейными пушками Pak 36(r) вооружались, в основном, самоходные установки серии «Мардер» на шасси лёгких танков. Однако ещё до их появления была предпринята попытка создать противотанковую САУ с трофейной пушкой на базе полугусеничного тягача. Соответствующее указание фирма «Алкетт» получила уже 14 августа 1941 года. Разработка велась с определённым целевым назначением — для Немецкого Африканского корпуса. Изначально предполагался выпуск лишь ограниченной серии самоходок (20 экземпляров).

В качестве базы для самоходки взяли пятитонный тягач Sd.Kfz. 6, созданный фирмой «Бюссинг-НАГ» ещё в 1934 году и к началу Второй мировой войны успевший пройти несколько этапов модернизации. Его последняя модификация BN 9, выпускавшаяся с 1941 года, комплектовалась двигателем «Майбах» HL 54 TUKRM мощностью 115 л.с. (на прежних вариантах использовался 100-сильный мотор) и 13-местным кузовом. Производство её, помимо фирмы-разработчика, осуществляло предприятие ВММ в Праге. Кроме базового варианта строились модификации BN 9a с усовершенствованной тормозной системой и BN 11 с мотором мощностью 130 л.с. Всего до 1943 года изготовили 687 тягачей в этом варианте.

Тягач пятитонного класса оказался наименее востребованным среди всех полугусеничных тягачей вермахта. Первоначально предполагалось использовать его для буксировки 105-мм гаубиц leFH 18, но с этим успешно справлялся более лёгкий Sd.Kfz. 11, к тому же стоивший на треть меньше. Для сапёрных же частей удобнее оказался восьмитонный тягач Sd.Kfz. 7. Ничего удивительного, что пришедшиеся не ко двору Sd.Kfz. 6 попытались использовать в других целях — в том числе в качестве шасси для самоходок. Наиболее распространённым вариантом оказалась ЗСУ Sd.Kfz. 6/2 с 37-мм пушкой (выпущено 332 экземпляра в 1942-1943 годах). Противотанковая же САУ была гораздо менее массовой.

Прототип истребителя танков на шасси Sd.Kfz. 6 был готов уже в конце августа (или в самом начале сентября) 1941 года. Быстрота изготовления обуславливалась крайней простотой, даже примитивностью конструкции САУ — достаточно сказать, что бронированным было лишь боевое отделение, а двигатель и водительская кабина были лишены какой бы то ни было защиты. 10 сентября на Куммерсдорфском полигоне прошли испытательные стрельбы, в ходе которых было выпущено 44 снаряда. Как орудийная установка, так и шасси выдержали стрельбовые испытания без каких-либо замечаний. Тем не менее, прототип подвергли некоторым переделкам. Сняли броневой щиток радиатора — он должен был защищать от повреждений ударной волной при стрельбе из пушки, но практика показала, что ведение огня является вполне безопасным. В задней стенке боевой рубки проделали большой проём, призванный облегчить замену ствола орудия. Ввиду срочности работ на прототипе двери, закрывающие этот проём, изготовили из обычной мягкой стали, а не из брони.

Подбитый 7.62 cm F.K.(r) auf gp. Selbstfahrlafette (Sd.Kfz. 6/3)

17 сентября провели второй цикл стрельбовых испытаний, а за ними последовали ходовые. По их итогам фирма «Алкетт» получила заказ на девять самоходок, изготовленных в течение октября-ноября 1941 года. САУ получила обозначение 7.62 cm F.K.(r) auf gp. Selbstfahrlafette (Sd.Kfz. 6/3), то есть, «7,62-см полевая пушка (русская) на бронированном самоходном лафете». В некоторых публикациях встречается также название «Диана», но оно, вероятно, является ошибочным. По мнению Т. Йенца и Г. Дойла оно относится к более позднему прототипу на шасси Sd.Kfz. 6 с пушкой Pak 36(r), испытывавшемуся в 1942 году. Т. Кокл считает, что прозвище «Диана» самоходке присвоили англичане.

САУ Sd.Kfz. 6/3 базировалась на модифицированном шасси тягача, имевшем фирменное обозначение BN 9. От прежних вариантов пятитонного тягача оно отличалось (помимо уже упомянутого двигателя большей мощности) торсионной подвеской опорных катков (вместо рессорной) и увеличенным с шести до семи количеством опорных катков. 115-сильный бензиновый мотор обеспечивал машине массой 10-10,5 т максимальную скорость 50 км/ч. Ёмкость топливных баков составляла 190 л – этого хватало для преодоления 220 км по шоссе либо 110 км по пересечённой местности.

На грузовую платформу тягача водрузили коробчатую бронированную рубку длиной 3,6 м, шириной около 2 м и высотой около 1,5 м. В её передней части имелся большой вырез – защита здесь обеспечивалась штатным орудийным щитом толщиной 3 мм. Рубка была открытой сверху. Для защиты от непогоды можно было натянуть тент, для чего имелись три трубчатые дуги. В боковых стенках рубки устроили две входные двери шириной 0,9 м и высотой около 1 м, а в кормовой стенке — откидной люк шириной 0,6 м. Толщина брони рубки составляла 4,5 мм. В некоторых более старых источниках называются цифры 8-10 мм, но это косвенно опровергается немецкими отчётами, отмечающими, что бронирование САУ «не защищает от огня стрелкового оружия». Как уже говорилось выше, мотор и кабина водителя вообще не были бронированы. Теоретически защищённость леёгкобронированных машин на поле боя должна обеспечиваться их подвижностью и маскировкой, но и с этим было трудно. Высота самоходки достигала 3 м, длина – более 6,3 м, а ширина – почти 2,7 м. Это делало САУ очень удобной мишенью.

САУ вооружили 76,2-мм пушкой FK 296(r) – трофейной Ф-22, не переделанной в противотанковую (такая переделка началась лишь в 1942 году). Но даже несмотря на применение штатных советских гильз, более коротких, чем те, что использовались в Pak 36(r), пушка на дистанции в 1000 м обеспечивала бронепробиваемость 67-77 мм (в зависимости от типа снаряда). Ввиду срочности задания инженеры «Алкетт» не стали думать над конструированием орудийной установки, а пошли путём наименьшего сопротивления: они водрузили орудие в рубку прямо на штатном лафете, даже с колёсами (только станины пришлось укоротить). Лафет крепился к полу боевого отделения болтами. Угол горизонтальной наводки составлял 60º (по 30º влево и вправо), вертикальной – от −7 до +20º. Сведения о возимом боекомплекте разнятся: встречаются цифры в 20, 64 и даже 100 унитарных выстрелов. Дополнительно 40 выстрелов можно было перевозить в одноосном прицепе Sd.Anh. 32.

Экипаж самоходки состоял из шести человек: водителя, командира, наводчика, заряжающего и двух подносчиков. Командир штатно вооружался пистолетом-пулемётом, остальные члены экипажа имели пистолеты. Штат взвода K.St.N. 1149, утверждённый 13 ноября 1941 года, предусматривал наличие трёх САУ с экипажами, а также управления взвода (шесть человек, лёгкий автомобиль и мотоцикл).

Все девять САУ Sd.Kfz. 6/3 во второй половине октября 1941 года прибыли в Школу танковых войск в Вюнсдорфе. 1 ноября из них сформировали роту. Экипажи самоходок освоили новую технику, постреляли на полигоне и в конце декабря 1941 года прибыли в Италию. 5 января 1942 года первые шесть Sd.Kfz. 6/3 были доставлены в Триполи, а остальные три самоходки присоединились к ним 23 февраля.

Подразделение Sd.Kfz. 6/3 в качестве 3-й роты вошло в состав 605-го танкоистребительного батальона 90-й лёгкой дивизии. В апреле 1942 года при неизвестных обстоятельствах были потеряны две самоходки. Все семь остававшихся в строю машин с 26 мая участвовали в операции «Венеция» — атаке немецко-итальянских войск на самую южную часть британской «линии Газала». В этих боях были потеряны ещё две САУ, а одна попала в ремонт, так что к 8 июня в строю оставалось только четыре Sd.Kfz. 6/3. Две из них 20 июня 1942 года участвовали во взятии Тобрука.

К 1 июля 1942 года противник уничтожил ещё две Sd.Kfz. 6/3, так что в 605-м батальоне осталось только три такие САУ, из них исправной была лишь одна. Последняя попытка прорыва британской обороны у Эль-Аламейна стоила немцам (среди прочих потерь) одной Sd.Kfz. 6/3, уничтоженной 31 августа. Две последние САУ находились в строю в момент начала британского наступления 23 октября 1942 года и были потеряны ко 2 декабря.

Итог боевого применения Sd.Kfz. 6/3 был подведён в рапорте офицера связи Отдела вооружений вермахта при штабе танковой армии «Африка». В частности, в нём отмечалось, что бронебойные качества орудия FK 296(r) позволяют уверенно поражать любые танки противника. Однако установленный на САУ штатный прицел от Ф-22 является недостаточно точным для ведения огня прямой наводкой по малоразмерным целям. Большие размеры самоходки, «огромной, как амбарные ворота», тонкая броня и невысокая скорость по пересечённой местности делали её чрезвычайно уязвимой. Словом, экспромт оказался не особо удачным и дальнейшего развития не получил.

Тактико-технические данные САУ Sd.Kfz. 6/3

экипаж, человек                                                            6

боевая масса, кг                                                            10500

длина, мм                                                                      6325

ширина, мм                                                                   2260

высота, мм                                                                    2980

клиренс, мм                                                                   360

вооружение                                                                   76,2-мм пушка fk 296(r)

боекомплект, снарядов                                                 64 (+40 на прицепе)

мощность двигателя, л.с.                                              115

скорость по шоссе/по пересечённой местности, км/ч   50/20

запас хода по шоссе/по пересечённой местности, км   220/110

warspot.ru