Гибель линкоров. «Тирпиц»

12 ноября 1944 года британские военные самолеты потопили у берегов Норвегии гигантский линкор «Tirpitz» – «Тирпиц», флагман немецкого флота. Союзники вели охоту на него в течение двух с половиной лет, до успешной атаки произведя бесчисленное количество попыток. Уничтожение линкора-исполина развязало руки флоту союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане.

Немецкий линкор «Тирпиц» занимает особое место в истории Второй мировой войны. Это один из двух крупнейших надводных кораблей, построенных нацистами. В боевых действиях он участвовал редко, но его присутствие в водах Норвегии угрожало арктическим караванам в СССР и держало в напряжении силы британского флота. Попытки уничтожить его прилагали как советские, так и английские военные.

Линейные крейсеры типа «Бисмарк» были построены на верфях Германии в 1939 году, имели необычайно мощную броню и являлись настоящей гордостью немецкого флота. Нацисты успели создать лишь два таких суперкорабля: собственно, «Бисмарк», названный в честь первого канцлера Германской империи, и «Тирпиц», получивший наименование по имени адмирала — основателя современного немецкого флота. Это были самые крупные боевые корабли, когда-либо сконструированные в Германии. Их орудия превосходили боевое оснащение морских судов стран-союзников по Антигитлеровской коалиции.

Легендарный линкор был настоящей плавучей крепостью с командой из 2,5 тыс. человек, полное вооружение ПВО составляло 84 ствола, а бортовая броня достигала 15 дюймов, не имея аналогов в мире. Она была способна выдержать удар бомбы любой мощности и защитить корабль от ударов авиации. Достижением немецкой оптической промышленности являлся высококлассный дальномер, способный измерять расстояние до 100 км.

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Первоначально предполагалось, что «Тирпиц» будет действовать как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике. Однако судьба линкора «Бисмарк» заставила Гитлера разочароваться в надводном флоте, а потому «Тирпиц» использовался крайне редко.

В январе 1942 года «Тирпиц» вышел из порта приписки и отправился в норвежские воды для обнаружения Северных союзных конвоев и противодействия операции британских коммандос на острове Вогсей. Соответствующее решение принималось лично Гитлером на совещании с главкомом кригсмарине Эрихом Редером, начальником верховного командования вермахта Вильгельмом Кейтелем и руководителем штаба Альфредом Йодлем.

В боевых действиях «Тирпиц» практически не участвовал. Фактически, он не сделал ни одного выстрела по вражеским судам, всё время простояв на различных базах Норвегии, заставляя союзников держать большой флот в акватории на случай, если «Тирпиц» пошёл бы в бой. За своё назначение и характер «эксплуатации» норвежцы прозвали линкор «Одинокая Королева Севера» (норв. Den ensomme Nordens Dronning).

Всего за годы войны советские и британские летчики совершили 700 боевых вылетов к местам стоянки «Тирпица». Немецкий линкор на три года сковал флот метрополии в Северной Атлантике, заставив британцев гонять эскадры линкоров, авианосцев и крейсеров вдоль норвежских фьордов. Его искали соединения подлодок, за ним охотилась авиация. Немецкий монстр пережил атаку мини-субмарин, и, наконец, был добит 5-тонными бомбами на стоянке в Тромсё.

Весной 1942 года состоялась проба сил: «Тирпиц» в сопровождении группы эсминцев вышел в море для перехвата конвоев PQ-12 и QP-8. Это был тот случай, когда плохая погода помогла союзникам. Немцы не нашли караван, а когда поняли, что обнаружены английской авиацией, срочно вернули линкор на базу.

Именно из-за «Тирпица» конвой PQ-17 получил роковой приказ «рассеяться», что привело к почти полному его уничтожению. В июле 1942 года немецкое командование планировало использовать линкор «Тирпиц», броненосец «Адмирал Шеер» и тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер» совместно с эсминцами и миноносцами для атаки конвоя PQ-17 (план Rösselsprung). Из-за задержек с разрешением на начало операции (его давал лично Гитлер), выход в море состоялся лишь 5 июля. К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и «Тирпиц» повернул обратно. Таким образом, прямого ущерба конвою «Тирпиц» не нанес. Однако PQ-17, был распущен и оставлен без охраны именно из-за угрозы со стороны «Тирпица». В результате 22 транспорта общим тоннажем более 142 тысяч тонн были потоплены немецкими подводными лодками и авиацией. На дно ушли 210 самолётов, 430 танков, 3350 автомобилей и 99 316 тонн других генеральных грузов. 

Здесь мы должны рассказать о попытке советских подводников уничтожить «Тирпиц». 28 июля 1942 года советская подводная лодка К-21 под командованием Николая Лунина вышла на боевую позицию возле берегов Норвегии. 5 июля акустики услышали шум винтов, при поднятии перископа была обнаружена большая немецкая эскадра. Капитан понял, что обнаружен «Тирпиц». Подлодка выпустила 4 торпеды, после чего ушла на глубину. Результатов атаки команда не видела, но акустики слышали два взрыва. Лунин предположил, что одна торпеда попала в линкор, а другая – в эсминец. На базе команду К-21 встречали как победителя, так как капитан сообщил о двух попаданиях. Немцы не сообщали об атаке советской подлодки, но сразу после этого эскадра сменила курс и вернулась на базу, а затем длительное время простояла в ремонте.

В сентябре 1943 года  британцами была проведена первая успешная операция против «Тирпица». Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса «Экс». Большую часть пути мини-лодки шли на буксире обычных подлодок. Из шести сверхмалых подводных лодок атаковать «Тирпиц» должны были три: X 5 (лейт. Хенти-Крир), X 6 (лейт. Дональд Кэмерон) и X 7 (лейт. Бэзил Плейс). Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, после чего также были обнаружены, а их экипажи попали в плен. Тем не менее, «Тирпиц» не успел сняться со стоянки до взрыва мин и получил серьёзные повреждения, в результате которых линкор на шесть месяцев выбыл из строя, его максимальная скорость существенно уменьшилась.

Британское командование опасалось, что отремонтированный линкор вновь будет угрожать стратегически важным Северным конвоям. Кроме того, уничтожение линкора позволило бы высвободить несколько тяжёлых боевых кораблей, дислоцировавшихся в Северном море для противодействия «Тирпицу». Британский флот метрополии готовился к операции четыре месяца. 3 апреля 1944 года самолёты с пяти авианосцев нанесли удар по «Тирпицу». Британские лётчики встретили серьёзное сопротивление немцев: потери британцев составили четыре самолёта, девять лётчиков погибли Пятнадцать авиабомб поразили линкор, пулемётный огонь истребителей нанёс тяжёлые потери орудийным расчётам.

Ущерб, причинённый «Тирпицу», оказался недостаточным для того, чтобы уничтожить корабль или надолго вывести его из строя, однако 122 немецких моряка были убиты, 316 — ранены. Германия решила отремонтировать корабль, работы были завершены к середине июля. С апреля по август 1944 года Великобритания провела несколько новых налётов палубной авиации, из которых ни один не увенчался успехом. 

Весной 1944 года корабль был готов к боевым действиям, что стало известно английской разведке. Была предпринята новая попытка бомбить его палубными торпедоносцами. Корабль не пострадал, но было убито 122 немецких моряка. Тем не менее англичане продолжали попытки уничтожить «Тирпиц»: одни из них проваливались из-за непогоды, другие были остановлены усиленной ПВО.

15 сентября 1944 года с аэродрома Ягодник под Архангельском Королевскими Воздушными Силами Великобритании была предпринята операция Paravane. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты «Тирпица», одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, нанеся повреждения, сделавшие его практически немореходным. У немцев практически не было возможности поставить «Тирпиц» в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё в качестве «тяжёлой артиллерийской плавбатареи» на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию. Британцы продолжили атаки на «Тирпиц», не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль.

«Тирпиц» был затоплен возле города Тромсё лишь 12 ноября 1944 года в результате операции Catechism. Тогда в цель угодили три авиационные бомбы «Верзила» (Tallboy). Одна отскочила от башенной брони, но две другие пробили защиту и проделали примерно 60-метровую дыру в левом борту корабля, вызвав пожар и последующий взрыв в пороховом погребе.

«Тирпиц» завалился на борт, а затем перевернулся и примерно через десять минут после атаки затонул к западу от Тромсе, в бухте Хокейботн.

Жертвами бомбардировки и затопления корабля стали 950 человек, в том числе капитан линкора Роберт Вебер. Примерно 750 морякам удалось спастись. Немецким силам ПВО удалось повредить лишь один самолет.

Уничтожение «Тирпица» устранило последнюю серьезную надводную угрозу для коммуникаций союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане. Это позволило перевести главные надводные силы британского флота — эскадренные авианосцы, быстроходные легкие авианосцы, линейные корабли и линейный крейсер «Ринаун» — с Атлантического театра войны, где они находились в качестве «сил сдерживания», — в Индийский и Тихий океаны для боевых действий против Японии.

После войны обломки «Тирпица» были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти всё судно было разрезано и вывезено. Однако значительная часть носовой части «Тирпица» остаётся там, где он и затонул в 1944 году.

По материалам north-convoys.com, histrf.ru и др