Танки дизельные или турбинные

На танках, за некоторым исключением, с самого начала их конструирования применялись дизельные двигатели. Термин газотурбинный двигатель, применимый к танкостроению, российская публика впервые услышала от танка Т-80. В чем же преимущества газотурбинного и дизельного двигателя? Давайте разбираться.

К слову, во всем мире лишь две страны на сегодняшний день имеют на вооружении танки с ГТД – газотурбинный двигатель – это Россия с её Т-80 и США танк М1 «Абрамс». Остальные «знаменитости» – Леклерк, Челленджер-2, Меркава-4, Леопард-2, Т-90, Т-14 «Армата» остались верны, проверенному годами, дизельному двигателю.

Начнём с того, что газотурбинные агрегаты весьма компактны и мощные. Любой ГТД сопоставимых размеров с поршневым ДВС превосходит последний как минимум в пол раза. Одна из причин – меньшая потеря мощности. Она зависит не только от двигателя, но и от трансмиссии, но чем больше механизмов в силовом агрегате, тем больше трение и как следствие – падение мощности, которое приходится компенсировать различными способами.

Тем не менее, КПД у газотурбинных моторов меньше. На первый взгляд, может показаться, что этот абзац противоречит предыдущему, но на самом деле нет… Как уже было написано, любой ГТД мощнее поршневого или роторного двигателя внутреннего сгорания и это действительно так… Проблема с КПД связана с неполным и в каком-то смысле «не рациональным» использованием газов. Причина – толщина лопаток паровых турбин и меньший температурный режим в сравнении с поршневым агрегатом. Последнее на прямую связано с горячим выхлопом ГТД. Однако даже при всех недостатках, меньшее трение и больший объём камеры сгорания увеличивают мощность газовой турбины.

ГТД «Абрамса»

Газотурбинный двигатель по динамическим показателям превосходит дизельный двигатель; кроме того, он меньше размером и соответственно легче, удобен в обращении. Однако надежность его сильно уступает надежности двигателя дизельного и обслуживание, как правило, требует вмешательства специалистов.

К минусам ГТД также можно отнести капризность в запыленных местах ведения боевых действий, так как его фильтры быстро забиваются и мощность двигателя падает, уменьшая его ресурс.

Танковый дизель

Дизельный двигатель очень хорошо отработан, но при полуторакратном превышении соотношения лошадиная сила на килограмм веса двигателя к ГТД и габаритов куда более надёжен, а на войне – это преимущество не из последних.

На самом деле списывать со счетов газотурбинный двигатель для танковой техники никто не спешит, потому, как у ГТД большой потенциал для усовершенствования. Во-первых, есть возможность ещё большего соотношения лошадиных сил на килограмм веса двигателя, чем сегодня, во-вторых, блочность – как тенденция в танкостроении позволит поменять движок на поле боя за десять минут и отправлять его в мастерскую в тыл, что для дизелей пока не достижимо. Даже блочная система силовой установки Арматы и её семейства БТРов и БМП не даёт возможности столь быстрой замены группы двигатель/трансмиссия и требует большей грузоподъёмности ремонтной техники.

Так, что газовым турбинам поля боя есть куда развиваться.