Су-35С – универсал четвертого поколения

В 1977 году в воздух поднялся наш ответ на F-15 – Т-10-1, ставший после серьезных переделок, серийным Су-27. Но еще в период его испытаний, в США в 1979 году появился серьезно доработанный F-15C/D. Наше превосходство над F-15 уменьшалось, вдобавок новая машина могла работать не только по воздушным целям, но и весьма эффективно по наземным. Су-27 имел же весьма ограниченные возможности для работы по поверхности. В итоге в 1982 году, в год принятия на вооружение базового Су-27, по распоряжению правительственных органов, начались работы по созданию глубоко модернизированной версии Су-27, как ответ на создание F-15C/D. Именно этот проект стал называться в итоге Су-35. Подробнее о нем ниже.

По первоначальным планам планировалась поставить новую БРЛС со щелевой антенной решеткой, установить новую станцию обзора задней полусферы, улучшенные ракеты «воздух-воздух» средней дальности, дополнить боекомплект управляемыми ракетами «воздух-поверхность» и увеличить общий вес боевой нагрузки до 6000 кг. Для компенсации изменений, из-за доработок в центровке планера, предусмотрели повышение мощностей двигателей до 14000кгс и установку переднего горизонтального оперения вместе с доработанным наплывом центроплана. В процессе создания по инициативе Михаила Петровича Симонова в проект внесли изменения. В том числе учли невозможность повышения тяги двигателя на тот момент времени выше 13000кгс. Выполненный с учетом этих поправок первый экземпляр машины, названной тогда Су-27М, совершили первый полет 1 апреля 1992 года. Уже не было великой страны, но ОКБ бывшего Союза продолжали работать над совершенствованием своих «изделий». Уже с этого года самолет стали демонстрировать на международных авиасалонах за рубежом. Часто с компонентами иностранного производства. Для иностранных заказчиков он именовалась Су-37. Но его изначальная БРЛС не устроила российского заказчика. Изделие стали переделывать под модернизированную РЛС с фазированной антенной решеткой. 2 апреля 1996 года состоялся первый полет доработанной машины. Она стала именоваться Су-37 официально, в том числе для отечественного заказчика. 19 декабря опытный образец самолета разбился. Но в 2005 году работы возобновили. Теперь он стал сначала Су-35БМ (большая модернизация), а впоследствии был переименован в Су-35С.

19 февраля 2008 года состоялся первый полет Су-35С – уже окончательного варианта для серийного производства, значительно доработанного по сравнению с более ранними вариантами. Самолет получил новейшую БРЛС «Ирбис-Э» с фазированной антенной решеткой. Кроме БРЛС, для обнаружения воздушных целей и наведения на них оружейных система Су-35С получил оптико-локационную станцию ОЛС-35. Был увеличен запас топлива и установлены новые двигатели АЛ-41Ф1С, с увеличенной тягой до 14500 кгс и всеракурсным изменением вектора тяги, а также с увеличенным ресурсом. Истребитель получил более эффективное и легкое БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование). В частности, он получил информационно-управляющую систему. Меньший вес бортовых электронных системы позволил перекомпоновать машину, и за счет этого отказаться от переднего горизонтального оперения. Приняли впервые для нашей боевой авиации меры по уменьшению площади ЭПР (эффективной площади рассеивания). Увеличили ресурс планера. Су-35С первый из серийных боевых машин российских ВВС научился выходить на скорость 1,1 маха без включения форсажа. Так же он полностью относится к сверхманевренным боевым самолетам. Впервые для машин семейства Су-27 он получил вспомогательную силовую установку. При этом, машина унаследовала от первых версий Су-35(37) систему воздушной дозаправки. Вооружение в себя включает 30 мм встроенную пушку, и ракеты и бомбы различной номенклатуры на 10 внешних, подкрыльевых и подфлюзеляжных узлах подвески. Кроме того, имеется два узла подвески на концах крыла для контейнеров РЭБ (радиоэлектронной борьбы).

Ракеты в боекомплекте как «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности, так и ракеты «воздух-поверхность» различного предназначения и дальности. В том числе противокорабельные. Так же он может нести неуправляемые ракеты различных типов и бомбы самого разного калибра и типа. Бомбы как управляемые, так и неуправляемые. Впервые данные самолеты встали на боевое дежурство в 2015 году. А в 2016 их впервые обкатали в условиях конфликта в Сирии. Полную операционную готовность ими была получена в 2018 году. Су-35С будучи истребителем четвертого поколения способен дать бой и пятому поколению истребителей. В 2016 году началась поставка партии в 24 машины в ВВС Китая. В 2018 году они встали на вооружение НОАК (Народно-освободительной армии Китая). Дальнейший экспорт данной машин осложнился по политическим причинам. Но технологии, созданные при создании Су-35С, мы ныне используем для выпуска модернизированного двухместного Су-30СМ2. Первые модернизированные машины уже получила береговая авиация российского военно-морского флота. Да, даже после исполнения всех намеченных решений по «Су-30СМ2 второго этапа» он еще будет видимо уступать Су-35С по ЭПР, но его большой плюс в случае необходимости ударов по морским и наземным целям – два члена экипажа.

Су-35С хороший пример создания на базе классического истребителя 4 поколения Су-27, модернизированной машины, которая уже близка по многим параметрам самолетам 5 поколения, и во многих случаях может им противостоять. Также он на момент своего создания превосходил в воздушном бою современные ему на тот момент модификации американских самолетов 4 поколения. Так же его наличие в ВКС России облегчает переход на Су-57, который ему относительно близок по элементам конструкции, но уже относится к 5 поколению.

По материалам: Якубович, Николай Васильевич. Сирийская премьера. Многоцелевые самолеты Су-30, Су-34 и Су-35. /Николай Якубович. – Москва: Эксмо: Яуза, 2018. -144с. – (Война и мы, Авиаколлекция). airwar.ru, Федор Болдырев