Когда речь заходит о советских частях специального или особого назначения времён Второй мировой войны, обычно в первую очередь представляют «крылатую пехоту», которая на парашютах спускается в тыл врага, чтобы навести там шороху. Кто-то назовёт фамилию легендарного диверсанта Старинова и его инженерную бригаду специального назначения. А интересующиеся историей войск связи могут вспомнить про подразделения радиоразведки, в названии которых тоже имелись слова «особого назначения». Между тем во второй половине войны в Красной армии появились и другие подразделения, которые с момента своего формирования также записывались в документах как ОСНАЗ — например, отдельные моторизованные батальоны особого назначения (омб ОСНАЗ).
Батальоны и их амфибии
В советское время не слишком любили писать про боевую работу этих подразделений. Возможно, это связано с тем, что главную роль в появлении омб ОСНАЗ сыграли машины не советского производства, а полученные по ленд-лизу американские амфибии Ford GPA. Примечательно, что эти машины в своей родной стране особой славы не снискали. Уменьшенная копия шестиколёсного грузовика-амфибии DUKW получилась слишком уж уменьшенной: низкий надводный борт не позволял нормально использовать эти машины в морских десантах. Но Красной армии не требовалось высаживаться ни на острова в океане, ни на побережье Сицилии или Нормандии. Зато даже не очень большие, но многочисленные реки всю вторую половину войны оставались головной болью советских генералов, поскольку представляли собой естественные рубежи, за которые пытался цепляться отступающий противник.
Не удивительно, что в СССР Ford GPA пришёлся ко двору. Туда по программе ленд-лиза отправилась значительная часть произведённых амфибий. Более того, уже после войны американский плавающий джип стал прототипом советского ГАЗ-46 «МАВ» (малый автомобиль водоплавающий).
Именно сотня амфибий была главной изюминкой омб ОСНАЗ. Каждый батальон состоял из двух рот автоматчиков, миномётной роты, зенитно-пулемётной роты, сапёрной роты и роты технического обеспечения. Всего в омб ОСНАЗ штатно числилось 616 человек. При этом в зенитно-пулемётной роте на вооружении имелись не обычные «максимы» или «горюновы», а более дефицитные, но и обеспечивающие куда большую огневую мощь крупнокалиберные ДШК.
Британские гранатомёты для советских бойцов
Ещё интереснее обстояло дело с противотанковыми взводами. Ранее автор этой статьи на основе имевшихся в его распоряжении документов полагал, что поставленные по ленд-лизу американские «базуки» и британские гранатомёты «Пиат» на фронт не попали. Однако подсказки коллег, изучавших документы батальонов ОСНАЗ, позволили закрыть ещё одно белое пятно в истории Великой Отечественной. В частности, в отчётах 252-го омб ОСНАЗ нашлось упоминание об «американских ружьях «Пиат». В сводке штаба 272-го осб ОСНАЗ за 13 января 1945 года упомянуты не только шесть реактивных ружей, но и «60-мм реактивные патроны» в количестве 0,5 бк.
При этом у противотанкистов о британских «пиатах» сложилось не очень хорошее впечатление. Упомянутый выше 252-й омб ОСНАЗ в отчёте сообщал, что ленд-лизовские гранатомёты «не оправдали себя, практически их применять пришлось совершенно мало», а также перечислил ряд их недостатков:
можно стрелять только из укрытия (стрелявшего ранило осколком);
максимальная дальность стрельбы составляла 100 м, минимальная — 60 м;
граната срабатывала лишь при попадании в цель под прямым углом;
гранатомёт весил 16 кг;
был рассчитан «в основном для обороны», в то время как назначение батальона было иное.
Завершался документ просьбой снять «пиаты» с вооружения, поскольку они, судя по опыту прошедших боёв, «не применимы» и только зря загружают своим боезапасом пять машин. Взамен предлагалось дать в роты по шесть танковых пулемётов, а для защиты от танков придать батальону противотанковую батарею на «Студебеккерах».
Замечания и предложения
Интересные замечания по итогам действий в ходе Берлинской операции составил штаб 273-го омб ОСНАЗ. Там обратили внимание на неудачный штат миномётных подразделений:
«По штатам в миномётной роте расчёт миномёта состоит из 3-х миномётчиков, 2-х шофёров, одного 82-мм миномёта и двух лодок «форд-амфибия». Этот расчёт в спешеном порядке вести огня почти не может, ибо в расчёте миномёта нет подносчиков, которых необходимо иметь не менее двух».
Действительно, получалось, что в тот момент, когда миномёт снимали с лодки, шофёры должны были уводить машины в укрытие. Расчёт же из трёх человек мог по частям перенести на огневую позицию только сам миномёт. Переносить боеприпасы было некому, подносить их в ходе боя — тем более.
К схожим выводам пришли и в соседнем 274-м омб ОСНАЗ. Правда, там предложили более радикальные изменения штатов: добавить в роты автоматчиков по одному-два станковых пулемёта, миномётчикам добавить подносчиков, вместо зенитно-пулемётной ввести разведроту на бронетранспортёрах, а сапёрам придать резиновые лодки А-3.
Впрочем, эти выводы появились на бумаге лишь в мае-июне 1945 года. Дебютировать же батальонам ОСНАЗ пришлось уже в летних наступательных операциях годом ранее.
От теории к практике
Для 275-го омб ОСНАЗ началом боевого пути стало форсирование реки Свирь в ходе Свирско-Петрозаводской операции. После артподготовки в 11:50 21 июня 1944 года 275-й батальон форсировал Свирь. Первые 40 минут ушли на разминирование. Сняв 570 мин, сапёры проделали четыре прохода для въезда амфибий на берег. Пока они снимали мины, автоматчики расширили плацдарм на 1,5 км вглубь и на 400 м по фронту. Водители «амфибий» тем временем переправляли через реку личный состав 98-й гвардейской стрелковой дивизии (сд).
В ходе дальнейшего наступления батальон был придан 29-й танковой бригаде (тбр) для действий в составе подвижного отряда. С одной стороны, это был достаточно логичный шаг, учитывая слабо развитую дорожную сеть и общую заболоченность местности. С другой, танкисты далеко не всегда учитывали специфику небронированных амфибий. Например, 3 июля командир 29-й тбр приказал занять остров на озере Ораво-Ярве, чтобы миномётным огнём с него подавить вражескую батарею. Однако попытка высадиться на не занятый противником остров стоила батальону двоих убитых, восьмерых раненых и четырёх отправленных в средний ремонт амфибий. Неудивительно, что в выводах командование батальона попросило придать им для ведения разведки взвод танков.
Ещё больше не повезло с работой по специальности действовавшему в той же 7-й армии Карельского фронта 284-му омб ОСНАЗ. 21 июня он был передан в оперативное подчинение 7-й гвардейской тбр. После форсирования реки Тулема (фин. Tulemajoki) командование бригады попыталось включить омб в состав передового отряда. При этом
«батальон был вынужден прокладывать дорогу через лес и двигаться по бездорожью».
В итоге 43 машины получили повреждение днищ и резиновых кожухов, «потеряв способность к плаванью». Командование тбр отреагировало на эту новость, приказав 2-й роте автоматчиков высадиться из машин и следовать в передовом отряде танковым десантом. В дальнейшем
«батальон выполнял самые различные приказания командира бригады вплоть до использования автоматчиков и миномётчиков на строительстве обходного пути для танков».
Забавно, что в ходе операции был момент, когда в подчинение 284-го омб ОСНАЗ — хоть и особого, но всё же батальона — передали целый танковый полк. Правда, это был 92-й отдельный танковый полк, в который накануне наступления собрали остававшиеся на Ленинградском фронте 40 плавающих танков Т-37А/38. Так что вполне вероятно, что по огневой мощи батальон ОСНАЗ этот отдельный танковый полк превосходил.
Накануне Победы
Нецелевое или же неправильное использование батальонов ОСНАЗ случалось и позже. Например, 252-й омб ОСНАЗ с января 1945 года сначала оборонялся на южном берегу озера Балатон, а затем наступал вместе с 6-й гвардейской танковой армией (ТА). Применение омб ОСНАЗ в роли мотопехоты под Балатоном «в связи с тяжёлой сложившейся обстановкой» ещё можно понять: в тех условиях командованию было не до жиру. Но и в наступательной части омб по назначению использовали только однажды — при форсировании реки Раба 28 марта 1945 года.
Да и в этот раз батальон действовал не полностью, поскольку сапёрной роте дали меньше двух часов на подготовку спусков и выходов к воде, а 2-ю роту автоматчиков ещё ранее передали 18-й мбр. Тем не менее батальон форсировал реку, захватив плацдарм, после чего «противник в панике начал отступать». В дальнейшем омб, особенно его 2-я рота, «посылались в разведку и использовались в передовых группах», что закономерно привело к потерям достаточно крупных и не очень-то проворных амфибий: семь Ford GPA были уничтожены артогнём и авиацией противника, ещё 11 были повреждены.
Месяцем позже и несколько севернее штабисты 1-го Белорусского фронта тоже с опасением отмечали каналы и реки на пути армий, приготовившихся к последнему броску на Берлин.
23 апреля 1945 года 21-я гвардейская мбр 8-го гвардейского механизированного корпуса (мк) 1-й гвардейской ТА вела бой за Кепеник (Köpenick). Город, ставший районом Берлина, вырос из поселений, расположенных в месте впадения реки Даме в Шпрее. Две реки вроде бы служили надёжной преградой против танков, но всё же не смогли остановить амфибии 274-го батальона ОСНАЗ. Во второй половине ночи 24 апреля омб с ротой автоматчиков занял южную часть Кепеника и форсировал реку Даме. На оперативной карте штаба 8-го гвардейского мк за 24 апреля бригады корпуса уже вели бои в Адлесхофе, оставив Кепенек в тылу.
И 274-й батальон был не одинок.
22 апреля штаб 1-го Белорусского фронта передал приказ Г.К. Жукова:
«Для обеспечения быстрого форсирования водных преград: р. Шпрее и каналов внутри города Берлин, Командующий войсками фронта приказал:
Изъять из временного оперативного подчинения командующего 69 армией 273 омбон, командующего 6-й армией — 286 омбон, командующего 33 армией — 283 омбон и передать в оперативное подчинение: 273 омбон — командующего 8 гв. А, 286 омбон — командующего 47 А, 283 омбон — командующего 3 армией».
273-й омб ОСНАЗ форсировал реку Даме даже на день раньше своих коллег из 274-го. Первая группа, захватив плацдарм, удержала его, пока амфибии переправляли следом два полка 27-й сд. Вторая группа сделала то же самое в районе Грюнау, захватив плацдарм, расширив его и переправив следом части 12-й сд. В следующие дни, пока сапёрные части не навели переправы, «форды-амфибии» таскали через реку паромы с бойцами и грузами.
К сожалению, в объективы фотокорреспондентов американские амфибии на берлинских улицах не попали. Хотя без их работы добраться до немецкой столицы было бы куда сложнее.https://warspot.ru/21673-neizvestnyy-spetsnaz-krasnoy-armii