Мотоброневагон МБВ-2 стал последним и лучшим среди “одноклассников”-мотоброневагонов. По огневой мощи он не уступал многим бронепоездам, при этом был гораздо легче, компактнее и подвижнее, с более толстой броней. Имел новейшее оружие и оборудование. МБВ-2 с честью прошел советско-финскую войну и блокаду Ленинграда, «снимался» в документальном и художественном кино.
Что такое мотоброневагон? Если кратко — «как бронепоезд, только лучше».
Бронепоезд может нести мощную пушку или даже несколько, плюс батарею пулемётов. Бронепоезд очень быстр, но у него паровой двигатель, из-за этого он долго, до нескольких часов, “разводит пары”. Нужно много топлива и много воды, причем не абы какой, а чистой. Если поблизости нет водокачек, воевать очень трудно. При этом поезд, отягощенный броней, еще и не по всякому рельсовому пути сможет проехать.
Первые мотоброневагоны изобрели в Первую мировую войну. Вместо парового двигателя взяли бензиновые моторы от автомобиля, вместо целого поезда — бронированный вагон с пушками и пулеметами. То есть мотоброневагон куда компактнее и легче бронепоезда, но вооружён и защищён почти так же сильно, а двигаться может быстрее, и меньше зависит от топлива и воды. Так появился мотоброневагон «Заамурец», участник Первой мировой. Бури гражданской войны “унесли” его в Китай, где уникальное оружие и пропало бесследно.
В тридцатые годы двадцатого века настало время нового поколения техники.
Сначала мотоброневагоны Д-2 шли на вооружение частей НКВД, а в 1935 году задание на разработку первого мотоброневагона для армии получило конструкторское бюро СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде, лучшего в стране танкового завода.
К 7 ноября 1936 года, то есть к празднику Октябрьской революции, мотоброневагон МБВ № 01, был готов.
«Первенец» получил мощнейший в то время танковый двигатель М-17 в 500 «лошадей» и три башни от танков Т-28. Причём Т-28 тогда считались танками качественного усиления и стоили около четверти миллиона рублей, что говорит о важности проекта мотоброневагона.
80-тонный мотоброневагон (против примерно 500 тонн у обычного бронепоезда) был вооружен буквально до зубов – три 76-мм пушки КТ-28 в башнях, по бортам четыре пулемёта Максима в шаровых установках, как у бронепоездов, в корме корпуса – скорострельный пулемёт ДТ, и М4 – выдвижная зенитная установка счетверенных пулеметов, стреляющая через откидную крышу зенитного отделения вагона.
Учитывая, что на испытаниях мотоброневагон разогнался до 104 км/ч, в теории он мог внезапно обрушить на врага настоящий шквал огня. При этом мотоброневагон двигался куда тише и давал гораздо меньше дыма, чем бронепоезд.
Толщина сварного бронекорпуса вагона обтекаемой формы без острых углов доходила до 10-20 мм. Для ходовой части образцами взяли вагонные тележки новейших электропоездов.
Мотоброневагон немного напоминал боевой корабль, только на рельсах – рубка командира с дальномером и стереотрубой, прожектор морского типа, радиорубка (с танковой радиостанцией 71-ТК-2), внутренняя телефонная связь на десять абонентов.
МБВ-2, второй и последний в серии мотоброневагон (в документах обозначался как МБВ № 02), был принят 17 апреля 1937 года. Он получил улучшенную коробку передач, внутреннее оборудование и систему связи.
В 1938-1939 МБВ-2 успешно прошёл более 25 000 километров, расстрелял на испытаниях 400 снарядов и 12000 патронов к пулемётам.
Однако прогресс техники не стоял на месте. В целом мотоброневагон посчитали вполне пригодным, но отметили его слабую броневую защиту и ПВО. Поэтому на МБВ-2 серия закончилась, а выпуск последующих вагонов отменили. В конце 1939 года на МБВ-2 пушки КТ-28 заменили на Л-11, тоже 76-мм калибра, но более мощные. Боевое крещение МБВ-2 прошел на Карельском перешейке во время советско-финляндской «Зимней» войны. С 10 марта 1940 года броневагон подавлял огневые точки финнов у полустанка Лиииматта, а заодно отвлекал на себя огонь противника. После победы МБВ-2 стал учебным пособием для командиров танковых войск.
С началом Великой Отечественной войны мотоброневагон снова пошел в бой. C 20 июля по 30 августа 1941 года МБВ-2 поддерживал огнем обороняющиеся под Ленинградом части, но вышла из строя ходовая часть, на броне от бомбежек были пробоины и трещины. После ремонта мотоброневагон с 21 октября вновь сражался, защищая блокадный Ленинград. На фото 1942 года видны дополнительные зенитные пулеметы ДТ.
В 1942 году бой МБВ-2 попал даже в зарубежную документальную хронику «Russian Offensive Over A Thousand Miles Front». Летом 1943 года ветерана снова перевооружили, установив танковые пушки Ф-34.
С января 1944 года МБВ-2 своим огнем помогал прорывать блокаду Ленинграда, а в мае-июне того же года поддерживал наступление на Сестрорецком направлении, против финских войск, с которыми он уже сражался в начале боевого пути.
После победы в 1947 году поступил на военный склад в Брянске. Несмотря на солидный возраст и пройденные войны, МБВ-2 оказался достоин модернизации — с 1948 по 1951 ему заменили бензиновый двигатель М-17 на новый дизельный В-2-34 (как на прославленных «тридцатьчетверках»), упростили электрооборудование и убрали зенитный пулемет.
В 1960 году МБВ-2 сняли в художественном фильме «Крепость на колесах», а в 1965 году МБВ-2 передали на хранение в Кубинку. Сейчас заслуженного ветерана многих боев можно увидеть на рельсах железной дороги в парке «Патриот».