Многие ошибочно полагают, что ракеты в военном деле начали использовать лишь во Второй Мировой, с наших «катюш» и немецких «фаустпатронов», но на самом деле возможности ракет в Европе военные обнаружили для себя ещё в начале 19 века. Сначала это были ракетные линемёты, с помощью которых перебрасывали лини, тонкие канаты с корабля на корабль даже во время шторма.
Ракеты как боевое оружие использовали сипаи во время своего восстания в Индии против английских колонизаторов. Те в ответ тоже быстро приняли ракеты себе на вооружение. В России фанатами ракетного дела были офицер-артиллерист Александр Дмитриевич Засядко, который по сути стал пионером создания боевых ракет и ракетных систем залпового огня и генерал-лейтенант, учёный Константин Иванович Константинов.
Константин Иванович был весьма убедительным пропагандистом нового вида оружия и сумел пробить сквозь все административные препоны Российской империи строительство ракетного завода в России, в Николаеве. Проект создания ракетного завода, который был представлен Константином Ивановичем Константиновым был утвержден Императором Александром II 7 декабря 1862 года. То есть мы имеем возможность поздравить ракетную промышленность в России 160-летием с момента рождения. Да, это был уже не первый завод, но более масштабный и его продукция пошла в войска, что называется массово, а не штучно.
Надо сказать, что Юг России на начало шестидесятых годов 19 века всё ещё не отошёл от последствий Крымской войны и налаживание любого производства в южных губерниях было осложненно отсутствием финансирования.
Необходимо было восстановить всю сложную и разветвленную инфраструктуру, которая перестала функционировать в 1856 году. Это требовало значительных капиталовложений и времени. И того и другого не было в избытке, и начало русско-турецкой войны 1877–1878 гг. застало и Черноморский флот и русскую армию в стадии восстановления.
Тем не менее даже в таких условиях находилось место для смелых идей и их реализации. И это относится не только к броненосцам адмирала Попова. Например, воплощением такой идеи было строительство и ввод в эксплуатацию второго в Российской империи завода по производству ракет.
Происхождения Константин Иванович был самого что ни на есть высокого: побочный сын Великого князя Константина Павловича и французской актрисы Клары-Анны де Лоран. Ценитель женского пола, цесаревич, совмещающий активную личную жизнь вне брака с наместничеством в Царстве Польском, поселил фаворитку в своей резиденции.
Константина Павловича отличала деятельная забота о своих внебрачных детях. Его сын, названный при рождении в апреле 1818 года Константином Константиновичем Константиновым, получил отличное образование. После смерти отца от холеры в 1831 году мальчика усыновил адъютант великого князя генерал Иван Александрович Голицын, и Константин получил новое отчество – Иванович.
В 1836 году прилежно учившийся юноша окончил Михайловское артиллерийское училище. Далее была служба, многочисленные командировки в Европу и научная деятельность. Константиновым был осуществлен ряд изобретений в артиллерийском деле, в частности электробаллистический прибор.
В 1840-х гг. он начинает плотно заниматься ракетной темой. В марте 1850 года полковник Константинов становится командиром Петербургского ракетного завода – первого в России промышленного предприятия для производства боевых ракет, где под его руководством началось их изготовление.
В годы Крымской войны завод передал в действующую армию несколько тысяч единиц своей продукции. Успешное применение русскими войсками ракет при обороне Севастополя обеспечило завод регулярными и многочисленными заказами.
В 1855 году полковник Константинов вместе с командой ракетчиков был командирован в Ревель для противодействия возможной высадке вражеского десанта. Кстати, в том же 1855 году на ракетный завод из Севастополя был переведен артиллерийский поручик граф Лев Николаевич Толстой, уже довольно известный литератор. После окончания войны Константин Иванович продолжил свою службу и научную деятельность – снова многочисленные поездки и командировки за границу.
В 1860 году Константинов читал курс лекций в Михайловской артиллерийской академии. Что интересно, впервые сборник лекций русского военного ученого «О боевых ракетах» был напечатан и опубликован во Франции, а потом уж, в 1864 году, обратным переводом переведен с французского и издан в России. В 1861 году Константину Ивановичу было присвоено звание генерал-лейтенанта.
С начала 60-х гг. XIX века полковник Константинов разрабатывает концепцию строительства в России нового ракетного завода с высокой степенью механизации производства и, следовательно, большим объемом готовой продукции.
После длительных служебных сражений в тиши кабинетов и гуле совещаний, после череды специальных комиссий решение о строительстве нового ракетного завода было принято. В качестве подходящего места Константинов выбрал город Николаев.
Выбор этого южного города был не случайным: климат северной столицы вынуждал использовать для обогрева помещений Петербургского завода печи с открытым огнем, что было явно небезопасно. В декабре 1862 года император Александр II дал высочайшее добро на возведение ракетного завода в указанном месте. Сам же Константинов переехал в Николаев в 1867 году из столичного Петербурга руководить работами на возводимом объекте.
Задумка у Константина Ивановича была масштабной: он предполагал построить не только завод по производству боевых ракет, но и научно-исследовательские лаборатории, учебный центр и полигон. Военный губернатор Николаева и командующий морскими силами Черного моря на тот период Богдан Александрович фон Глазенап оказывал Константинову всяческое содействие, в первую очередь рабочими и строительными материалами.
Работы, несмотря на всю энергию и увлеченность генерал-майора любимым делом, двигались вперед со скоростью поломанной телеги. Финансирование проходило с задержками, средств постоянно не хватало. А ведь для своего завода Константинову приходилось закупать заграничное оборудование.
Проект Константинова постепенно воплотился в комплекс строений, расположенных на площади 22 десятин (24 гектара), обнесенных каменной стеной общей протяженностью более двух километров. Сюда издалека привозилось и монтировалось новейшее и дорогостоящее оборудование.
В его числе были два гидравлических пресса, способных осуществлять давление в 18000 пудов на квадратный дюйм, специальные реторты для обжигания угля, многочисленные станки на механическом и паровом приводе. Широко была применена механизация и автоматизация производства.
По расчетам, учитывая применение новейшего оборудования, ракетный завод в Николаеве, выйдя на полную мощность, был способен производить до 18 тыс. ракет за восемь месяцев. Мощность Петербургского ракетного отделения, использовавшего устаревшие технологии, не превышала 8 тысяч ракет в год.
Всего ракетный завод имел в своем распоряжении 33 хорошо оборудованных мастерских и 6 складов. Для бесперебойного обеспечения предприятия водой надлежащего качества в Англии были заказаны специальные насосы и паровой локомобиль для транспортировки.
Само же появление Константинова в Николаеве было хорошо воспринято местными научно-техническими кругами. Константин Иванович был для своего времени блестяще образован и был талантливым рассказчиком.
Все это вылилось в учреждение в 1867 году николаевского отделения Русского химического ордена, в котором Константинов был избран почетным председателем. К сожалению, полного ввода в строй своего детища, ракетного завода, Константин Иванович Константинов не увидел – он умер в январе 1871 года в возрасте 52 лет.
Создатель завода так и не увидел продолжения своего дела. А в русско-турецкую войну 1877-1878 годов несмотря на снижение выпуска боевых ракет, они тем не менее интенсивно применялись на полях сражений. Ещё большее применение нашли боевые ракеты в Туркестанских походах русской армии. Двадцатый век стал веком ракетного оружия, воздух, земля, поверхность воды и даже под поверхностью воды – вот те среды, где сейчас воюют ракеты. Они стали точнее и умнее, быстрее и мощнее, и сегодня представить себе современную войну без ракетной техники невозможно.