Пропаганда в культуре времён Холодной войны 1.0

Одной из самых ярких составляющих частей Холодной войны было противостояние сверхдержав в области культуры и спорта. Достаточно вспомнить взаимный бойкот Олимпиад в Москве и Лос-Анджелесе в 1980 и 1984гг и постоянное соперничество в количестве золотых медалей на остальных олимпиадах и чемпионатах мира. Хоккейные суперсерии между сборными и клубами Северной Америки и Советского Союза стали классикой спорта, а знаменитое «Чудо на льду» зимней Олимпиады-80 в Лейк-Плэсиде, когда сборная США, состоявшая из студентов-любителей, сумела обыграть непобедимую «красную машину» — советскую хоккейную сборную, было признано самым великим спортивным событием в Соединенных Штатах в XX веке.

Холодная война была широко отражена в кинематографе. «Рэмбо II-III», «Красный рассвет», «Вторжение в США», «Рокки IV», «Красный скорпион», «Одиночное плаванье», «Государственная граница», «Нейтральные воды» и многие другие фильмы, снятые в обеих странах, хотя и отличаются во многом друг от друга, в них, с разной степенью талантливости, показывалось, какие плохие и агрессивные «они» и какие хорошие парни служат в нашей армии, защищая мир во всем мире.

В литературе — это прежде всего бестселлеры таких авторов, как Т. Клэнси, Ф. Форсайт, Й. Флеминг, Ю. Семенов. Многие из их книг разошлись миллионными тиражами по всему миру и были экранизированы, например, «Охота за Красным Октябрем» Тома Клэнси, «ТАСС уполномочен заявить» Юлиана Семенова, ну а фильмы про агента 007 Джеймса Бонда, снятые по мотивам произведений Йена Флеминга, смотрел или хотя бы слышал о них, наверное, каждый человек на Земле.

Помимо искусства и культуры, сверхдержавы пытались воздействовать на умы и сердца жителей мира, а особенно на людей из противоборствующего лагеря, другими, не менее эффективными методами. Передачи западных радиостанций и их глушение в Советском Союзе вошли в историю Холодной войны. «Клеветников» слушали папы и сыновья, партработники и диссиденты, офицеры и студенты, и все тихо матерились, когда в самом интересном месте неумолимый голос родины давил вкрадчивые «голоса» Запада. Решение о постоянном глушении зарубежных пропагандистских радиостанций было принято в 1949 году и было сугубо политическим. Руководство страны шло на огромные экономические затраты. Территорию СССР охватила специальная сеть передатчиков помех. Ее развертывание само по себе потребовало больших капитальных вложений, эксплуатационные расходы также были весьма значительны — по западным данным, глушение обходилось Советскому Союзу в три раза дороже, чем им организация вещания радиостанций. Прекратилось глушение только в 1988г., а сами некогда знаменитые радиостанции «Голос Америки», «Свободная Европа», «Немецкая волна» и др. со временем канули в лету.

Несмотря ни на что, продукты, порожденные борьбой идеологий времен Холодной войны до сих пор пользуются немалым успехом во всем мире, многие из пропагандистских фильмов и книг стали классикой жанра и заслуженно имеют своих почитателей.

http://www.coldwar.ru/propaganda.php