Арктические подвиги ледокола «Красин»

В начале ХХ века российское правительство выделяет денежные средства на расширение исследований и коммерческое освоение арктических морей. К концу 1915 года Советом Министров была разработана и принята программа строительства ледокольного флота. Главное управление кораблестроения настояло на необходимости строительства в том числе второго мощного ледокола, подобного ледоколу «Ермак».

В 1916 году в Англии, в Ньюкасле, по заказу Главного управления кораблестроения началось строительство нового линейного ледокола — «Святогор». Прототипом для «Святогора» стал ледокол «Ермак», однако «Святогор» превосходил «Ермак» по мощности машин и водоизмещению. Отличался «Святогор» и более динамичным силуэтом благодаря наклону дымовых труб и двух мачт в корму. Для обеспечения прочности корпуса в районе ватерлинии был предусмотрен мощный ледовой пояс, шириной более трех метров. Корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.

Судьба «Святогора» складывалась драматично с момента рождения. Мир был охвачен войной, а Россия еще и революциями. Когда разразилась гражданская война, ледокол принял участие в обороне Архангельска от войск Антанты. И оказался… на дне: чтобы не позволить кораблям противника в августе 1918 года войти в устье Северной Двины, власти Архангельска приказали затопить «Святогор» и его «собрата» — «Микулу Селяниновича». Интервенты все-таки захватили город, командира «Святогора» Н. Дрейера и моряков, участвовавших в затоплении, расстреляли.

Ледокол был поднят, а в феврале 1920 года уведен в Англию. Однако через несколько месяцев «Святогор» вновь оказался в советских водах, на сей раз в качестве арендованного корабля. Во льдах Карского моря погибал ледокольный пароход «Соловей Будимирович», на борту которого находились 85 человек, в том числе женщины и дети.

Спасатели уверенно справились со своей задачей. 19 июня 1920 года «Святогор» и ледорез «III Интернационал» пробились к «Соловью Будимировичу» и через несколько суток вывели его изо льдов. Спасенный пароход снова стал советским и получил имя «Малыгин». Вместе с «III Интернационалом» он возвратился в Архангельск, а вот «Святогору» пришлось идти в Англию. Потребовалась серьезная борьба Л.Б. Красина и всемирно известного кораблестроителя академика А. Н. Крылова, чтобы в 1921 году после выплаты полной стоимости ледокола он был передан России.

Имя

Леонид Борисович Красин (1870—1926)
Политический деятель. Инженер. В 1903—1907 гг. член ЦК РСДРП. В 1918 году член Президиума ВСНХ, нарком торговли и промышленности. В 1919 году нарком путей сообщения, член РВСР. С 1920 года нарком внешней торговли, одновременно полпред и торгпред в Великобритании (в 1924 году — во Франции).

После возвращения на Родину в 1923—1926 гг. ледокол «Святогор» обеспечивал ледовую проводку транспортных судов на Балтике. В ледовую кампанию 1925—1926 гг., корабль освободил из ледового плена около 30 пароходов, затертых льдами финского залива в районе Соммерс-Гогланд: суда, несмотря на тяжелый лед, были выведены в Ленинград и частью на запад.

В 1927 году, учитывая выдающиеся заслуги Л. Б. Красина перед партией и государством, Советское правительство переименовало «Святогор» в «Красин».

Этот человек сыграл важную роль в судьбе ледокола. Инженер-электрик по образованию, ставший партийным и советским государственным деятелем, дипломатом, Леонид Борисович Красин подписал советско-английский договор, ознаменовавший собой поворот в развитии дипломатических отношений со странами Запада. Одновременно Леониду Красину удалось договориться о возвращении британским Адмиралтейством уведенного в Англию ледокола «Святогор», и в декабре 1921 года судно вернулось в Россию…

Перед экспедицией У. Нобиле на дирижабле «Италия» была поставлена задача обследовать район Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, Гренландии и Канадского арктического архипелага, выполнить комплекс исследований в области атмосферного электричества, метеорологии, океанографии и земного магнетизма и с этой целью высадить на полюсе на неделю специальную группу в 2-3 человека.

Экипаж насчитывал 16 человек. 23 мая 1928 года «Италия» покинула эллинг на западном берегу Шпицбергена и взяла курс на полюс. 25 мая произошла авария дирижабля. На льдине оказались девять оставшихся в живых членов экипажа «Италии» во главе с Умберто Нобиле. Итальянское правительство обращается к советскому правительству с просьбой о посылке мощного ледокола. Принимается решение направить ледокол «Красин» для спасения экспедиции.

16 июня 1928 года начинается историческое плавание «Красина». В результате сложнейшей операции

12 июля на борт «Красина» поднимают оставшихся участников экспедиции.

5 октября 1928 года ледокол ошвартовался в Ленинграде, где на набережного Лейтенанта Шмидта была устроена триумфальная встреча.

Героическая эпопея по спасению участников экспедиции на дирижабле «Италия» принесла «Красину» всемирную известность.

Не счесть грузовых судов, которые провел ледокол «Красин» в 1930-е годы сквозь дрейфующие льды, не счесть миль, которые ему пришлось преодолеть во всех морях Ледовитого океана. Он водил караваны, «протаскивал» суда сквозь плавучие льды, крушил мощные ледовые перемычки между пространствами чистой воды, искусно маневрировал в опасных проливах среди островов.

В середине 1930-х годов на «Красине» сформировался молодежный экипаж во главе с 30-летним капитаном М.П. Белоусовым, и ледокол стал настоящей школой для будущих полярных капитанов, механиков, радистов, ученых, которые несли дальше знамя флагмана ледокольного флота страны. С ледокола велись научные исследования, что позволило значительно расширить знания об Арктике, которая с большой неохотой делилась ими с исследователями.

«Красин» продолжал свою спасательную миссию: это участие в спасении парохода «Челюскин», поиски самолета С.А. Леваневского с экипажем из шести человек, совершавшего вслед за В.П. Чкаловым и М.М. Громовым перелет по маршруту Москва — Северный полюс — США, и многие другие операции. Ледокол «Красин» послужил прототипом для создания целой серии линейных ледоколов типа «И. Сталин» (впоследствии — «Сибирь»), построенных на советских заводах во второй половине 1930-х годов.

В 1941 году, в день объявления Германией войны Советскому Союзу, ледокол «Красин» стоял на якоре в бухте Провидения на Чукотке в ожидании очередной арктической навигации.

Во время Великой Отечественной войны ледокол «Красин» занимался своим прямым делом — проводил караваны судов с народохозяйственными и оборонными грузами через льды в Арктических морях, а также в Белом море. 

Особая страница — участие «Красина» в полярном конвое PQ-15, когда ледоколу пришлось вступить в прямой бой с врагом и выйти из него с честью.

История полярных конвоев — одна из самых героических и трагических страниц Второй мировой войны. Путь конвоев пролегал мимо берегов Норвегии, где базировались немецкие подводные лодки и находились аэродромы немецкой авиации. Ни одному конвою не удалось избежать потерь. Экипажи торговых судов конвоя формировались только из добровольцев и были интернациональными. Конвои везли вооружение и боеприпасы, продовольствие, медикаменты, горючее.

«Красин» в составе конвоя PQ-15 вышел из исландского порта Рейкьявик 26 апреля 1942 года. Караван был атакован вражеской авиацией. Из 5 самолетов, сбитых кораблями конвоя, два были подбиты членами экипажа ледокола, но и сам корабль чуть не погиб.

В конце войны ледокол получил приказ оказать помощь в проводке транспорта в восточном секторе Северного Морского пути, а после этого ему предстояло идти на ремонт во Владивосток.

В послевоенное время, до начала 1950-х годов, «Красин» работал на трассе Севморпути без существенных перестроек и модернизации. К этому времени стала ощущаться острая нехватка арктических линейных ледоколов. В создавшейся ситуации было решено пойти на капитальный ремонт ледокола в ГДР.

Для «Красина» это означало «второе рождение», ведь речь шла о почти полной реконструкции корабля. Старую энергетическую установку заменили новой, смонтировали современную по архитектуре и планировке надстройку, две трубы заменили одной, в корме оборудовали вертолетную площадку и сделали вырез для буксировки судов вплотную. Внешний вид ледокола изменился почти до неузнаваемости.

После длительного ремонта и реконструкции в 1960 году ледокол «Красин» вновь вступил в строй и сразу же был направлен на проводку судов по трассе Севморпути, где проработал более 10 лет. В октябре 1971 года ледокол вернулся из своей последней арктической навигации. Он отработал в Арктике, на Балтике и Дальнем Востоке 54 года.

В 1972 году «Красин» был передан в Министерство геологии СССР и продолжил работу в Баренцевом, Гренландском морях и на Шпицбергене. В конце 1980-х годов судно было выведено из эксплуатации.

На счету легендарного ледокола спасение многих судов и людей, но в лихие 1990-е годы он сам стал нуждаться в помощи. Для защиты «Красина» от попыток продажи за границу и для сохранения его как исторической реликвии был организован Общественный комитет. Ледокол остался в России, однако его хозяева так и не смогли добиться достойного финансирования, необходимого для сохранения судна. Ледокол тихо умирал. Но общественность и неравнодушные люди вновь и вновь поднимали вопрос о поиске организации, способной вдохнуть в ледокол новую жизнь. И такая организация нашлась… в Калининграде!

В 2004 году, после многочисленных переговоров, было принято решение о передаче ледокола «Красин» на баланс Музея Мирового океана Министерства культуры Российской Федерации. Музей уже обладал опытом сохранения исторических судов и формировал в Калининграде единственную в России Набережную исторического флота.

Это единственный корабль-участник арктических сражений Второй мировой войны, сохраняющий класс Российского Морского регистра судоходства, уникальный «живой музей». Музейная экспозиция раскрывает историю корабля, в то же время сам корабль — памятник истории и техники. В фондах музея хранятся подлинные карты и чертежи ледокола, документы и фотографии, посвященные истории корабля и истории ледокольного флота России.

«Красин» хорошо знают в Санкт-Петербурге, на корабле есть свой выставочный зал, на его борт ежегодно поднимается около 40 000 посетителей, он является одним из организаторов Фестиваля ледоколов. Здесь проводят свои заседания «Клуб ледовых капитанов», Всероссийское общество радиолюбителей, «Клуб друзей ледокола «Красин». На его борту проходят научные конференции и встречи. «Красин» — центр изучения истории морских полярных исследований и штаб-квартира ассоциации «Морское наследие России».

По судовому паспорту 1960 г., выданному при сдаче судна с верфи им. Матиаса Тезена после капитального ремонта и модернизации, «Красин» определяется как пятипалубный трёхвинтовой пароход, т.е. судно приводится в движение с помощью паровых машин, использующих энергию перегретого пара. Исторически судно имело три машины, в настоящее время – одну (две были заменены генераторами в начале 1970-х гг.).
Машина «Красина» картерная – все её движущиеся детали укрыты сплошным корпусом – картером. Для сравнения – прежние машины ледокола были открытыми (как, напр., машины крейсера «Аврора»), что создавало для машинистов во время работы дополнительный риск.

Машина ледокола «Красин» имеет следующие основные характеристики:

ТИП: Поршневая паровая машина тройного расширения «Стефенсон» производства Оттензенер Ейзенверк Вилли Х. Шликер (г. Гамбург-Альтона, ФРГ), год выпуска – 1957.
Что это значит? В машине ледокола работает очень горячий пар, находящийся под большим давлением. Поступая в машину, он последовательно давит на поршни трёх цилиндров, при этом постепенно расширяется в объёме и теряет силу. Поршни через систему штоков и кривошипов вращают коленчатый вал (его видно в окошках картера), продолжением которого является гребной вал с насаженным на его конец винтом.

Ледокол имеет машину КОМПАУНД – оси цилиндров расположены параллельно друг другу.
ДИАМЕТР ЦИЛИНДРОВ: 730, 1180 и 1900 мм.
Что это значит? Цилиндр высокого давления самый маленький. Поскольку при дальнейшем движении пара по цилиндрам машины его объём растёт, необходимо увеличивать цилиндры. Цилиндр среднего давления больше, чем высокого, а цилиндр низкого давления – самый большой. Из этого цилиндра отработанный пар идёт в конденсатор и далее, уже в виде воды – вновь в котлы.


Вахтенных машинистов три – старший машинист, машинист 1 класса, и машинист 2 класса. «Машинист первого класса смазывал машину, чтобы всё нормально было, машинист второго класса выполнял другие вспомогательные работы» – вспоминал красинец А.И. Чернаков, работавший на ледоколе после войны.
Пар для машины и других паровых механизмов судна вырабатывают паровые котлы. После модернизации «Красин» имеет четыре таких котла производства ГДР.
ТИП: Автоматические водотрубные котлы типа «Вагнер» конструкции «ФЕБ Дампфкессельбау Хоэнтурм», 1958 г.
Что это значит? Вода (обязательно пресная!) внутри таких котлов превращается в пар в узких водогрейных трубках, вокруг которых горит топливо. Для сравнения – прежние котлы ледокола были огнетрубными – топливо горело в дымогарных трубках, вокруг которых находилась вода.
Подача топлива и воды в котлы обеспечивается автоматически с помощью пультов управления. Поэтому «Красину» больше не нужен большой штат кочегаров.

Полное водоизмещение составляло свыше 10 620 т, наибольшая длина —98,53 м, ширина — 21,64 м. Мощность машин на валу — 10 тыс. л. с., скорость хода — 15 узлов. 

ХОД ПОРШНЯ: 1120 мм.
ВЕС МАШИНЫ: 12 890 кг.

ЧИСЛО ОБОРОТОВ В МИНУТУ: 105. Это самый максимум на полном ходу. Обычно – несколько меньше. Обороты машины регулирует подачей пара в цилиндры вахтенный машинист.

ВЕС КОТЛА: 118 т

ДАВЛЕНИЕ ПАРА: 16 кг/см². Это максимальное давление, которое может иметь пар на выходе из котлов в машину. Оно больше, чем у котлов до модернизации (12,6 кг/см²). ТОПЛИВО: мазут (самый тяжёлый, низкой очистки вид нефтяного топлива). Его подают в топки котлов автоматические насосы-форсунки. Старые огнетрубные котлы работали на угле, которые кочегары отправляли в топки вручную.

krassin.ru