Возникновение танка

Танк — бронированная боевая машина на гусеничном ходу, как правило, с пушечным вооружением в качестве основного.
В самом начале, когда танкостроение только появилось и развивалось, танки производились с исключительно пулемётным вооружением, а после того, как закончилась Вторая мировая война начали проводить эксперименты по созданию танков с ракетным вооружением. Существуют даже танки с огнемётом. Точного определения танка нет, поскольку его задумка постоянно менялась и различалась в разных армиях.

Tortoise – танк или самоходка? Считается САУ

Слово «танк» происходит от английского слова tank, и переводится как «бак» или «цистерна». Его название происходит отсюда: когда пришло время отправлять на фронт первые танки, британская контрразведка пустила слух о том, что российское правительство заказало партию топливных цистерн из Англии. И танки были отправлены по железной дороге под видом цистерн (повезло, что гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии). На них даже написали по-русски «Осторожно. Петроград». Так у них название это и прижилось. Любопытно, что в России новая боевая машина с самого начала называлась «лохань» (ещё один вариант перевода слова tank).

Strv-103 – танк или самоходка? Считается танком

Танки времён Первой мировой войны при знакомстве с ними в первый раз можно сначала и не узнать, кажется, что это вовсе не танки (например, Сен-Шамон), или же, возьмём, к примеру, шведскую машину Strv-103, которая классифицируется не как танк, а как истребитель танков.

Type 94. Танк или танкетка. Считается танком

Некоторые машины (например, Тип 94), которые в отечественной литературе встречаются под названием «малые танки», в западной литературе называются танкетками. Несмотря на то, что тяжёлый штурмовой танк Tortoise (A39) называется танком, у него нет поворотной башни, и поэтому некоторые специалисты относят его к сверхтяжёлой САУ.

Mark I. Родоначальник танков
Mark I. А вы думали «грили» изобрели в 21 веке?
Вероятно, самый известный танк Первой Мировой войны – Mark I

В 1914–1915 гг. в России, Англии и Франции было предложено несколько проектов гусеничных «бронетракторов», «вездеходов» и «сухопутных крейсеров», но большинство не пошло дальше чертежей и опытных образцов. Самым удачным стал «Маленький Вилли», созданный в 1915 г. англичанами У. Триттоном и У. Вильсоном, взявшими за основу схему гусеничного движителя трактора «Холт». В серию машина не пошла – короткая гусеница не позволяла преодолевать широкие рвы и заборы. У следующей модели – «Большого Вилли» проходимость улучшили, изменив устройство гусеничного движителя.

Mark V стоит на улице у стадиона в Архангельске. Англичане убегая от Красной армии забыли после оккупации

Корпус сделали ромбовидным, установив гусеницу в обхват борта. При преодолении рвов и стенок передняя выступающая грань «ромба» нависала над ними, а затем наползала на препятствие сверху. Из-за такой конструкции машина получилась высокой. У оружейной башни на крыше была большая «мертвая зона», поэтому оружие установили в спонсонах – поворотных выступах на бортах. «Большой Вилли» поступил в армию под названием Mk I (сокр. «Mark I» – «первая модель») с двумя вариантами вооружения в спонсонах: «самец» с 6-фунтовыми орудиями и «самка» с пулеметами. В 1916 г. первые Mk I вступили в бой. Из 48 машин лишь 16 добрались до немецких позиций, не сломавшись, но им удалось прорвать оборону. Успех побудил увеличить выпуск новых машин. В ходе войны появилось еще 7 модификаций «ромба», последовательно получивших маркировку от Mk II до Mk VIII. На них устранили недоработки, усилили двигатель, вооружение и броню, улучшили управление.

У Schneider двигатель впереди, а ля БМП или Меркава
Schneider

Французы начали разрабатывать «сухопутные броненосцы» (по аналогии с кораблями-броненосцами) одновременно с англичанами, взяв за основу тот же «Холт». Но французские танки Schneider «Шнейдер» и Saint Chamond «Сен-Шамон» вступили в бой лишь в 1917 г. Форму гусеницы французы изменять не стали, поэтому проходимость их машин была ниже, чем у Mk I. Зато гусеница находилась под корпусом, который ее защищал. «Изюминкой» французских танков была электрическая трансмиссия (система передачи энергии двигателя к движителю – гусеницам), позволявшая управлять машиной одному водителю. У британского Mk I на каждую гусеницу приходилась отдельная коробка передач, и с управлением им еле-еле справлялись 4 человека (водитель, два помощника на коробках передач, командир на тормозах гусениц).

Saint Chamond
Saint Chamond
Saint Chamond

В «Шнейдере» и «Сен-Шамоне» бензиновый двигатель крутил генератор, и ток поступал к электромоторам, вращавшим гусеницы. Водитель регулировал подачу тока на моторы, изменяя направление и скорость вращения гусениц, тем самым заставляя танк поворачивать в движении и даже разворачиваться на месте. «Шнейдер» и «Сен-Шамон» получились настолько легко управляемыми, что орудие можно было наводить по горизонтали поворотом машины. Это позволило отказаться от хрупких конструкций спонсонов или башен и установить более мощное орудие прямо в лобовой броне. Машины такой компоновки позже стали называть самоходными артиллерийскими установками (САУ).

Для управления танками первого поколения и стрельбы из их пушек и пулеметов требовался экипаж из 8–12 человек. Машины, вмещающие такое количество людей, выходили громоздкими и тяжелыми. Они ползали по полю боя со скоростью пешехода, не поспевая за бегущей в атаку пехотой и становясь легкой мишенью для орудий противника. Более мощные двигатели не решали проблемы – массивные и тяжелые, они только увеличивали размер и вес машин. Инженеры искали иные решения.

Renault FT-17. Пожалуй первый танк классической компоновки
Renault FT-17
Renault FT-17

Оригинальный выход из конструктивного тупика, в котором оказались танки, предложили французы Л. Рено и Э. Эстиен, создатели «Рено FT-17» – первого легкого танка. «Рено FT-17» был настолько прост в управлении, что с ним справлялись всего 2 человека: водитель и командир-стрелок. Большой корпус стал не нужен, и FT-17 в 5 раз более легкий, чем Mk V, даже с простеньким массовым автомобильным двигателем развивал вдвое большую, чем он, скорость.

A7V
LK-II
LK-II
Whippet
Whippet
Танки Первой Мировой войны

Рено и Эстиен применили ряд решений, позже ставших классическими. Гусеницу вместо ромбовидной сделали треугольной – поднятой вверх только спереди. При этом благодаря оригинальной системе амортизирующих рессор проходимость осталась высокой. Низкий корпус позволил установить оружие не по бортам, а во вращающейся башне сверху, не теряя возможности обстрела ближних подступов. Варианты вооружения были разными – 8-мм «Гочкис» у «самки», 37-мм орудие у «самца» или 76-мм гаубица у машины огневой поддержки.

Маленькие и быстрые FT-17 поспевали не только за пехотой, но и за кавалерией, вместе с которой могли, прорвав оборону, совершить рейд в тылу врага. До конца войны союзники «наклепали» около 3100 простых и дешевых FT-17, а всего в разных странах их выпустили около 8000.

Бронеавтомобиль «Остин» – русское импортозамещение начала 20 века. Союзнички по Антанте танков слали мало, самим не хватало. Вот наши и начали выкручиваться
Бронеавтомобиль «Остин»
Бронеавтомобиль «Остин»

Российская промышленность периода Первой мировой войны не могла наладить выпуск танков. В стране не производилось компактных и мощных двигателей, заводов тоже не хватало. В то же время даже применение закупленных у англичан танков было осложнено слабым развитием сети железных дорог в России. Медленные и часто ломавшиеся машины приходилось везти к месту применения на поездах, и на многие участки огромного русского фронта их просто невозможно было доставить.

Каток для преодоления окопов и гусеничный движитель вместо колес

Более полезной на русском бездорожье оказалась техника с полугусеничным движителем, изобретенным личным водителем Николая II, французом А. Кегрессом. Еще в 1906–1914 гг. конструктор опробовал свою схему на ряде машин, включая личный «Мерседес» императора. Заднюю – ведущую пару колес конструктор заменил резиновыми гусеницами, получив хорошее сцепление и тягу на мягком грунте. Передняя ось осталась колесной. Это позволило использовать обычное рулевое управление вместо технически сложного метода поворота за счет изменения скорости вращения гусениц.

Автомобили на шасси Кегресса хорошо показали себя на фронте. Когда в 1916 г. в Россию из Англии стали поступать броневики «Остин» на базе одноименного грузовика, часть из них переделали в полугусеничные. Так в Русской армии появился «Остин-Кегресс» – более скоростной, простой и дешевый, чем танки. Благодаря дополнительным опорным каткам, выступавшим спереди и сзади колес и гусениц, он мог потягаться с танками и в проходимости. Но, к сожалению, таких броневиков до конца войны построили немного.

sitekid.ru, diletant.media