Атомные подводные лодки (АПЛ) класса «Борей» проекта 955 – это серия атомных подводных баллистических ракет подводных лодок, строящихся на «Севмаше» для ВМФ России. Предполагается, что этот класс заменит лодки советской эпохи, «Дельта IV» и «Тайфун» состоящие на службе ВМФ России.
Несмотря на то, что подводные лодки класса «Борей» являются следующим поколением стратегических подводных лодок, они намного меньше подводных лодок класса «Тайфун» как по объему, так и по экипажу (24 000 тонн против 48 000 тонн и 107 человек личного состава против 160 у «Тайфунов»).
История
Первые проектные работы по проекту начались в середине 1980-х годов, а строительство первого судна началось в 1996 году. Ранее недолговечная, меньшая по размеру параллельная конструкция появилась в 1980-х годах под обозначением проект 935 «Борей II» новая баллистическая ракета, запускаемая с подводной лодки, получившая название в классификации НАТО – R-39UTTH Bark.
Однако работы над этой ракетой были прекращены и была разработана новая ракета, RSM-56 «Булава». Подводную лодку необходимо было перепроектировать для размещения новой ракеты, и проектное название было изменено на проект 955.
В 2013 году сообщалось, что подводные лодки класса «Борей» позволят российскому флоту возобновить стратегическое патрулирование в южных широтах, где российская ракетная подводная лодка не появлялась в течение 20 лет.
Спуск на воду и испытания
Спуск на воду первой подводной лодки этого класса был запланирован на 2002 год, но был отложен из-за бюджетных ограничений. Судно было окончательно выведено из строительного цеха 15 апреля 2007 года на церемонии, на которой присутствовало много высокопоставленных военных и промышленных работников. «Юрий Долгорукий» был первой российской стратегической ракетной подводной лодкой, спущенной на воду за семнадцать лет после окончания холодной войны. Предполагалось, что запланированный контингент из восьми стратегических подводных лодок будет введен в эксплуатацию в течение следующего десятилетия, при этом пять подводных лодок проекта 955 планировалось приобрести до 2015 года.
Однако, «Юрий Долгорукий» был спущен на воду только в феврале 2008 года. К июлю 2009 года она еще не была вооружена ракетами «Булава» и поэтому не была полностью боеспособна, хотя 24 октября 2008 года была готова к ходовым испытаниям. 21 ноября 2008 года был активирован реактор на «Юрии Долгоруком», и 19 июня 2009 года подводная лодка начала ходовые испытания в Белом море.
В августе 2009 года сообщалось, что подводная лодка пройдет до шести испытаний перед вводом в эксплуатацию, но проблема с ракетой «Булава» может еще больше задержать ее запуск.
28 сентября 2010 года «Юрий Долгорукий» завершил заводские ходовые испытания. Ожидается, что четыре подводные лодки будут развернуты на Северном флоте и четыре подводные лодки на Тихоокеанском флоте.
9 ноября 2010 года «Юрий Долгорукий» прошел все ходовые испытания, направленные на новое оборудование и системы.
Первоначально планировалось провести первые пуски торпед во время текущих государственных испытаний в декабре 2010 года, а затем в том же месяце провести первый пуск основной системы вооружения. Затем план был отложен до середины лета 2011 года из-за ледовых условий в Белом море.
2 декабря 2010 года вторая подводная лодка класса «Борей», «Александр Невский», была переведена в плавучий док на верфи «Севмаш». Там проводились последние приготовления перед спуском подводной лодки на воду. Подводная лодка была спущена на воду 6 декабря 2010 года и приступила к ходовым испытаниям 24 октября 2011 года.
28 июня 2011 года с подводной лодки класса «Борей» – «Юрий Долгорукий» был впервые произведен пуск ракеты «Булава». Испытание было объявлено успешным. После долгих задержек, наконец, головное судно серии «Юрий Долгорукий» вошло в состав ВМФ России 10 января 2013 года.
Официальную церемонию поднятия цветов российского Военно-морского флота на подводной лодке возглавил министр обороны России Сергей Шойгу.
17 ноября 2017 года уже четвертая подводная лодка класса «Борей» и первая из усовершенствованного проекта 955А – «Князь Владимир», была выведена из строительного цеха на верфи «Севмаш». Подводная лодка была спущена на воду годом позже запланированного и впоследствии приступила к заводским испытаниям.
25 октября 2022 года была опубликована первая фотография лодки «Генералиссимус Суворов», шестого судна в этом классе, во время проведения ходовых испытаний. 7 ноября все испытания были закончены, и она готовилась к вводу в эксплуатацию.
Компоновка
Класс «Борей» включает компактный и интегрированный гидродинамический эффективный корпус для снижения широкополосного шума и первое в истории использование насосно-реактивного движителя на российской атомной подводной лодке. Русская служба новостей ТАСС заявила, что уровень шума должен быть в пять раз ниже по сравнению с атомными подводными лодками класса третьего поколения и в два раза ниже, чем у американских подводных лодок класса «Вирджиния».
Акустическая сигнатура «Борея» значительно более скрытная, чем у предыдущих поколений российских ПЛАРБ.
Подводные лодки типа «Борей» имеют длину около 170 метров, диаметр 13 метров и максимальную подводную скорость не менее 46 км/ч (29 миль). Они оснащены плавучей спасательной камерой, рассчитанной на размещение всего экипажа. Первоначально сообщалось, что «Борей», меньший по размерам, чем «Тайфун», несет 12 ракет, но способен нести еще четыре из-за уменьшения массы 36-тонной ракеты «Булава» по сравнению с первоначально предложенной. Стоимость оценивалась в 2010 году примерно в 734 миллиона долларов США, что эквивалентно 863 миллионам долларов США в пересчете на 2020 год).
Для сравнения, стоимость ПЛАРБ класса «Огайо» составляла около 2 миллиардов долларов США за лодку (цены 1997 года, что эквивалентно более чем 3 миллиардам долларов США в пересчете на 2020 год).
Каждый «Борей» состоит из 1,3 миллиона компонентов и механизмов. Для его строительства требуется 17 тысяч тонн металла, что на 50% больше, чем для Эйфелевой башни. Общая длина трубопроводов составляет 109 км, а длина проводки – 600 км. Корпус лодки покрыт десятью тысячами резиновых пластин.
Версии
Проект 955А («Борей-А»)
Подразделения проекта 955A включают улучшенные системы связи и обнаружения, улучшенную акустическую сигнатуру и имеют серьезные конструктивные изменения, такие как добавление всех подвижных рулей и вертикальных концевых пластин на гидропланы для повышения маневренности, а также другую геометрию парусов. Кроме того, они оснащены гидравлическими форсунками и улучшенными винтами, которые позволяют им плавать со скоростью почти 30 узлов под водой с минимальным шумом. Хотя первоначально сообщалось о 20 БРПЛ «Булава», 955A будет вооружена 16 БРПЛ с 6-10 ядерными боеголовками на каждой, как и подводные лодки проекта 955.
Контракт на пять модифицированных подводных лодок 955А несколько раз откладывался из-за ценового спора между Министерством обороны России и Объединенной судостроительной корпорацией. Контракт был официально подписан 28 мая 2012 года.
Первая подводная лодка 955А «Князь Владимир» была заложена 30 июля 2012 года во время церемонии, на которой присутствовал президент России Владимир Путин. Две дополнительные подводные лодки проекта 955А были заложены в 2014 году, одна в конце 2015 года и одна в конце 2016 года.
Проект 955B («Борей-Б»)
Ожидалось, что проект 955B будет оснащен новой водометной двигательной установкой, модернизированным корпусом и новой технологией шумоподавления. Разработка концепции должна была быть начата Конструкторским бюро «Рубин» в 2018 году, и были предложены четыре лодки проекта 955Б, первая из которых должна была быть передана российскому флоту в 2026 году. Согласно отчету, за 2018 год, Государственная программа вооружений России на 2018-2027 годы предусматривает строительство еще двух подводных лодок типа «Борей-А» к 2028 году. Строительство должно начаться на Севмаше в 2024 году с поставками ВМФ России в 2026 и 2027 годах соответственно.
«Борей-К»
Предложенная версия, вооруженная крылатыми ракетами вместо баллистических ракет и находится на рассмотрении Министерства обороны России.
Лодка преемница
На выставке «Армия-2022» конструкторское бюро «Рубин» представило новую конструкцию подводной лодки с баллистическими ракетами, предназначенную для замены подводных лодок класса «Борей». Лодка класса «Арктур» имеет наклонную конструкцию корпуса, предназначенную для затруднения обнаружения подводной лодки. Подводная лодка также будет содержать 12 ракетных шахт и сможет нести аппаратов «Суррогат-V», который является противолодочным боевым беспилотником. Она также будет иметь на 20% меньшее водоизмещение по сравнению с существующими подводными лодками с баллистическими ракетами, с планируемым экипажем около 100 человек и длиной 134 метра.
# | Имя | Проект | Заложена | Спущена на воду | Введена в эксплуатацию | Флот | Статус |
К-535 | Юрий Долгорукий | 955 | 02.11.1996 | 12.02.2008 | 29.12.2012 | Северный | Действующая |
К-550 | Александр Невский | 955 | 19.03.2004 | 13.12.2010 | 23.12.2013 | Тихоокеанский | Действующая |
К-551 | Владимир Мономах | 955 | 19.03.2006 | 30.12.2012 | 19.12.2014 | Тихоокеанский | Действующая |
К-549 | Князь Владимир | 955А | 30.07.2012 | 17.11.2017 | 12.06. 2020 | Северный | Действующая |
К-552 | Князь Олег | 955А | 27.07.2014 | 16.07.2020 | 21.12.2021 | Тихоокеанский | Действующая |
К-553 | Generalissimus Suvorov[64] | 955А | 26.12.2014 | 25.12.2021 | 29.12.2022 | Тихоокеанский | Действующая |
Император Александр III | 955А | 18.12.2015 | 29.12.2022 | 2023 | Тихоокеанский | Спущена на воду | |
Князь Пожарский | 955А | 23.12.2016 | 2024 | Северная | В стадии строительства | ||
Князь Потемкин | 955A | 23.08.2021 | 2028 | Северный | В стадии строительства | ||
Дмитрий Донской | 955A | 23.08.2021 | 2025 | 2026 | Северный | В стадии строительства | |
TBA | 955A | 2023 | 2030 | Тихоокеанский | Планируется | ||
TBA | 955A | 2023 | 2031 | Северный | Планируется |
По материалам Wikipedia