Первый слоёный советский танк – Т-64

Еще с первых войн человечества между изготовителями оружия шла борьба: щит или меч? Что окажется лучше: средство защиты или нападения? В этом состязании ничего не изменилось и по сей день. В том числе в сфере танкового боя, где идет противостояние снаряда и танковой брони. Когда в конце 1950-х у Великобритании и США появились новые кумулятивные снаряды, стало ясно, что СССР нужен новый танк. В 1960 году Министерство обороны СССР выдало тактико-технические требования, а 17 февраля 1961 года выпущено постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №141-58 на разработку нового танка.

К середине 1950-х годов в танковых войсках СССР передовыми считались два вида танков: Т-54/55 и Т-10. Из них Т-54/55 считался основным, ибо со времен Великой Отечественной отлично зарекомендовала себя концепция боя с применением среднего танка. Такой танк успешно работал на поле боя против противника, несмотря на применение противотанковых средств широкого спектра. Вот только к концу 1950-х Т-54/55 уже не мог успешно противостоять средствам огневого поражения. Причина банальна — броня Т-54/55, считавшаяся в своё время лучшей, уже не могла противостоять появившимся кумулятивным средствам поражения и новым кинетическим снарядам с повышенной бронебойностью.

Серьезную угрозу для Т-54/55 представляли даже 90-мм американские пушки средних американских танков «Паттон». А в 1959 году Великобритания приняла на вооружение новую 105-мм нарезную высокоимпульсную пушку L7, которая в течение трех лет была продана ряду стран НАТО. Ее подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном L28 и L52 играючи пробивали лобовую броню советских танков Т-54/55 с дистанции более километра! Не менее серьезной проблемой были и бронебойно-фугасные снаряды, которые также эффективно разбивали 100-мм лобовую броню советских танков. Позднее, по мере усовершенствования британской пушки для нее были разработаны кумулятивные снаряды, поражающие броню толщиной больше трех собственных калибров. Чтобы противостоять подобным вызовам, броня у советского танка должна была увеличиться в полтора-два раза. Однако подобный подход сразу выводил танк из категории средних, лишая его маневренности.

Да и тупое утолщение брони давало лишь временный эффект. Конструкторы артиллерийских систем и снарядов постоянно улучшали характеристики своих изделий, и с таким подходом стальную броню танка вскоре пришлось бы увеличивать не в два, а в 3-4 раза! Нужен был другой, необычный подход в решении проблемы. И это решение было найдено в создании комбинированной брони. Лучше всех себя показал «слоеный пирог» из стали и броневого стеклотекстолита. Чудо-материал Что же представлял собой стеклотекстолит?! Это слоистый композитный материал на основе стеклоткани и полимерного связующего вещества. Основное применение данный материал нашел в электронике, где из него делают платы для компонентов, а также используют в качестве изоляционного материала. Конечно, для использования в комбинированной броне был применен не обычный, а твердый стеклотекстолит с повышенной плотностью.

Впрочем, сам по себе стеклотекстолит не мог обеспечить какой-либо серьезной противоснарядной защиты. Только во взаимодействии со сталью и в качестве «начинки» слоеного бронепирога он представлял надежный материал. «Рецепт» комбинированной брони был таким: сначала шел внешний стальной бронелист из стали средней твердости толщиной 80 мм, затем слой стеклотекстолита из нескольких листов общей толщиной 105 мм, после чего подпорный стальной бронелист средней твердости и толщиной 20 мм. Подобный «сэндвич» общей толщиной 205 мм располагался на лобовой части башни танка под углом 68° от вертикали. Вследствие этого наклона приведенная (горизонтальная) толщина брони равнялась 547 мм стали! Что обеспечивало защиту от подкалиберных и кумулятивных снарядов калибра 100 мм и «натовских» 105 мм. При попадании кумулятивного снаряда в башню танка головные элементы кумулятивной струи встречали на своей траектории стеклотекстолитовый слой. Так как этот композитный материал имел намного меньшую плотность, чем броневая сталь, то характер движения и проникновения кумулятивной струи резко изменялся.

Расход ее головной части снижался, зато вырастали удлинение струи и разделение на фрагменты. В итоге кумулятивная струя, проникнув в среду с меньшей плотностью, просто расщеплялась на фрагменты. При этом получившиеся обломки стеклотекстолита служили дополнительным гасящим фактором для струи. Уже в конце пути обрывки струи сталкивались с тыльным подпорным листом стали, пробить который не хватало энергии. Таким образом, при точном попадании в башню она серьезно проминалась, но кумулятивная струя внутрь не попадала. «Объект 432» Надо отметить, что, кроме эффективности против кумулятивных снарядов, стеклотекстолит имел определенную стойкость и к подкалиберным снарядам в составе броневой защиты. При поражении башни снарядом со скоростью 1000 метров в секунду и под прямым углом стойкость стеклотекстолита близка к стойкости броневой стали средней твердости и растет с увеличением скорости снаряда.

Одним из условий создания новой брони для танка Т-64 была защита от подкалиберных неоперенных снарядов с отделяющимся поддоном 105-мм английской пушки L7. Изготовленные из твердых и тяжелых вольфрамовых сплавов, снаряды пушки не имели нужной стабильности при пробитии наклонной брони башни танка. И все из-за малой длины сердечника и его физических свойств. И здесь стеклотекстолит успешно противостоял им. А значит, соответствовал требованиям техзадания Министерства обороны. Танк Т-64 был разработан конструкторским бюро Харьковского завода имени Малышева под кодовым названием «Объект 432». А новая броня создавалась и испытывалась специалистами ВНИИ-100 его московского филиала. Интересно, что Т-64 испытывался и в условиях применения противником ядерного оружия. Было установлено, что комбинированная броня корпуса машины ослабляет действие проникающей радиации в 16 раз, а на зараженной местности — в 18 раз. Это обеспечивало живучесть экипажа и способность ведения им боевых действий. Также на Т-64 была установлена новая 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 и в спарке с ней — курсовой пулемет ПКТ (7,62 мм).

Однако время идёт, и даже броня Т-64 уже не панацея от противотанковых средств, но у Украины других танков, кроме харьковских нет, вот и горят они на СВО. На фото слоистая лобовая броня танка Т-64

Дополнительно на танк навешивался ночной прицел ТПН-1-432. Интересно, что результаты сборки опытных образцов танка «Объект 432» показали невозможность его серийного выпуска с использованием существовавших технологических линий. Это была новая машина, которая требовала создания и новых производственных мощностей, и строительства цехов, способных изготавливать сложные узлы танка. В октябре 1966 года танк прошел повторные государственные испытания и по их результатам был рекомендован к принятию на вооружение. 30 декабря 1966 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №982-321 «Объект 432» был принят на вооружение под обозначением Т-64. Увы, но стеклотекстолитовые бронепакеты Т-64 утратили свою ценность с появлением более мощных кумулятивных снарядов, ракет и гранат, и особенно оперенных подкалиберных снарядов. Для противодействия им советские танкостроители придумали новую схему бронирования, включавшую в себя чередование стальных и текстолитовых листов. Эту усовершенствованную «броню» получили не только более поздние модификации Т-64, а также последующие серии советских танков, успешно выполняющие боевые задачи и по сей день. Алексей МАРТОВ

zagadki-istorii.ru