1914. Битва на Марне или бурное начало Первой Мировой

6 сентября 1914 года германская армия торжествовала победу. Солдатам казалось, что труднейшая битва на Западном фронте была переломной.

После завершения Пограничного сражения во Франции германские войска, тесня противника, развернулись для решительного удара. Немцы подступили к Вердену, заняли брошенный без боя Лилль и вышли к лучшей французской крепости Мобеж, для осады которого оставили один корпус.

Перед этим немцы провели оккупацию всей Бельгии, которая отказала им в свободном проходе через свою территорию. Они ввели в завоеванной стране безжалостную оккупационную политику. Немецкие солдаты в Бельгии по непонятным причинам вели себя как варвары, относясь к гражданскому населению с презрением и совершая бесчинства в виде массовых убийств, изнасилований и масштабных грабежей.

Мародерство захватило солдат, местные жители были напуганы и бежали. На пути войск было много селений. Местные жители на обозах спешно покидали дома, толпы беженцев смешивались с обозами и солдатами. Зрелище печальное и страшное. Что говорить, если даже французские и английские генералы были пессимистично настроены и готовились к отступлению.

После изнурительного пограничного сражения (4 августа — 6 сентября 1914 года) немцы двинулись на запад в надежде быстро справиться с Францией, пока ее восточный союзник, Россия, не успеет мобилизовать свои силы. Казалось, что они одержат мгновенную победу и война быстро закончится, возможно, еще до Рождества.

Стремясь к быстрому успеху, который мог бы определить исход войны, немцы бросили на Париж пять армий (общей численностью около 900 000 человек) под командованием генерала Александра фон Клюка. Они проложили себе путь вдоль 150 км реки Марна, притока Сены, пересекающей регион к востоку и юго-востоку от Парижа, и подошли к столице Франции с правого фланга.

Францию не считали серьезной помехой. Немцы рассчитывали быстро захватить Париж без единой пули, как это случилось с Бельгией. Французы не успели создать серьезные оборонительные сооружения, поэтому немцы быстро оказались у стен Парижа.

Во французских и английских войсках была полная разобщенность. Отступление казалось единственным спасением.

Перед этим 26 августа англичане потерпели поражение. Штаб бежал быстрее своих войск. Френч, когда из Англии прислали подкрепления, счёл их обузой, так как нужно будет больше кораблей для эвакуации. Два британских корпуса Хейга и Смит-Дорриена, утратили связь с друг другом, отходили как получится. При этом англичане устраивали «цирк». Корпус Хейга натолкнулся на незначительные силы противника и сообщил командованию, что «положение критическое». Английский командующий Френч решил, что это обход и приказал отступать. Войска Смит-Дорриена столкнулись у Ле-Като с основными силами 1-й германской армии. Тут англичане решили, что силы одинаковые и вступили в бой.

Но и немцы ошиблись. Клука смутила дерзость противника, он решил, что перед ним вся вражеская армия. Германские войска стали маневрировать, пошли в глубокий обход, вместо того, чтобы одним ударом сокрушить противника. Когда до Смит-Дорриена дошло, в какой ситуации оказались его войска, он еле выбрался из германских клещей, бросив при бегстве 38 орудий. Приказ об отступлении не смогли довести до всех частей, они погибли. Потери англичан выросли до 15 тыс. человек. После этого отступление английских экспедиционных сил стало беспорядочным, многие подразделения отстали, перемешались с французами.
28-30 августа ещё не полностью сформированная 6-я французская армия генерала Монури потерпела поражение в районе Неля и Пруаяра. Новая армия, сформированная из надерганных повсюду корпусов и дивизий, не смогла оказать серьёзного сопротивления 1-й германской армии. Её просто смели, разбитые французы побежали к Парижу. 5-я французская армия не смогла организовать контрудар в районе Сен-Кантена и Гиза. 2-я германская армия ожидала удара французских войск. Французов опрокинули шквальным артиллерийским огнем и погнали. Французским войскам пришлось давиться в пробках на мостах через р. Уазу. Западный фронт был на грани распада. Англо-французские войска быстро отступали на юг.

Противнику тоже пришлось нелегко. В дневнике одного из германских офицеров: «Наши люди дошли до крайности. Солдаты валятся от усталости, их лица покрыты слоем пыли, мундиры превратились в лохмотья… Солдаты шли с закрытыми глазами и пели, чтобы не заснуть на ходу. И только уверенность в предстоящем триумфальном марше в Париже поддерживала в них силу».

Немцы рядом с Парижем с юго-востока преследовали отступавших в спешке через реку Марна англичан. Туда же, к Марне, с севера гонимые другой немецкой армией, двинулись французы.

Марнское сражение 1914 года

Командующий парижской обороной Галлиени получил разведданные, что армия фон Клюка продвигается, оставив фланг и тыл незащищённым. Это была прекрасная возможность получить преимущество, в чем он всеми силами постарался убедить французского главнокомандующего Жоффра. А тот с большим трудом убедил поддержать контрудар английского главнокомандующего Френча.

Сам Жоффр был склонен сдать Париж и сражаться за рекой Сеной. Когда германские войска стояли уже в 40 километрах от Парижа, командование армии практически бросило город на произвол судьбы и защищать его остался лишь смертельно больной военный комендант Жозеф Симон Галлиени. Он заявил: «Я получил мандат и буду защищать свой город до конца».

Перед войной, будучи тяжело больным, вышел в отставку. В самое тяжелое время, 26 августа 1914 года вернулся в строй и получил пост военного губернатора Парижа. Войск у него было мало, так как резервные парижские части постоянно передавались в армии по требованию ставки.

Ещё 1 сентября Жоффр подчинил Галлиени 6-ю армию генерала Мишеля Монури. Когда правительство покинуло Париж, предоставив Галлиени право на неограниченные военные действия в городе, энергичный генерал сообщил горожанам, что город будет обороняться до конца: «Я получил мандат защитить Париж от захватчиков. Я его выполню до конца». Галлиени стал одним из организаторов французского контрнаступления.

Галлиени показал людям, что будет защищать столицу. Действовал энергично и жестко. В городе и пригородах возводили баррикады, рылись траншеи, «волчьи ямы», ставили рогатки против кавалерии, сносили здания, которые закрывали сектора обстрела для артиллерии. Транспорт реквизировали для нужд армии. На случай осады свозили скот. На строительство укреплений мобилизовали горожан, включая стариков. Чтобы пресечь возможные волнения в случае городских боев, парижская полиция провела капитальную чистку тюрем и самого города. Бандитов, воров и прочих представителей «дна» без особых затей свозили в Венсенский лес и расстреливали. Убивали как мужчин, так и женщин.
Галлиени не верил, что французские войска устоят на Сене. Предсказывал, что, набрав инерцию отступления, армии не смогут закрепиться на водном рубеже и покатятся дальше. Он планировал погибнуть с честью, был убежден, что лучше погибнуть смертью храбрых. Мосты и другие важные объекты в Париже были подготовлены к взрыву. Париж долен был достаться немцам разрушенным. Жаль, что в 1940 году у Франции не нашлось Галлиени и Жоффра, иначе немцы умылись кровью, пока брали бы развалины Парижа.

Итак, 6 сентября войскам был зачитан приказ: «Каждый должен помнить, что теперь не время оглядываться назад: все усилия должны быть направлены к тому, чтобы атаковать и отбросить противника. Войсковая часть, которая не будет в состоянии продолжать наступление, должна во что бы то ни стало удерживать захваченное ею пространство и погибнуть на месте, но не отступать».

Галлиени не только готов был умереть, защищая родину, но и умел мыслить нестандартно. Он использовал парижское такси и железную дорогу для переброски на передовую свежих сил (резервной марокканской армии). И тогда полиция собирала такси по всему городу, возле дома Инвалидов более шестисот машин начинали свой путь к реке Марна. Двумя рейсами удалось перевезти около 6000 солдат. Остальных направили по железной дороге. Немецкое наступление было остановлено.

Памятник марнским такси, спасшим Париж во время Первой мировой, установлен в бывшем предместье Леваллуа (там размещалось большинство парижских таксомоторных компаний). Марнским такси посвящены памятные доски, установленные по пути следования колонны, одна такая машина экспонируется в Доме инвалидов. Уже в нашем веке в муниципалитете Леваллуа на площади имени 11 ноября 1918 года (дата капитуляции Германии в Первой мировой) был установлен мраморный памятник автомобилю Renault AG-1 – именно эти машины работали тогда парижскими такси. Автор памятника итальянский скульптор Маурицио Тоффолетти.

7 сентября все ждали переломного момента в сражении. Фон Клюк направил две дивизии на реку Урк для поддержки, и французы были практически сломлены.

8 сентября фон Клюк перебросил с Марны ещё два корпуса и между флангами немецкой армии образовалась брешь, заполнить которую было нечем. Англичане могли ударить по немецким тылам и флангу, но они практически не продвигались вперед.

9 сентября фон Клюк нанес стремительный удар по левому флангу французов. И все равно брешь между 1 и 2 армиями не удалось заполнить. В западном районе Марнской битвы стратегическое положение германских армий было невыгодным.

Генералы Клук и Бюлов были разобщены, не имели резервов для сокращения разрыва 1 и 2 флангов армий. 3 армия выполняла функции поддержки соседей. 4 и 5 армии были опасны захватом внешних флангов у Вердена и Витри-ле-Франсуа. Немцам пришлось отступить, чтобы французская армия не ударила с незащищённый тыл Бюлова и не окружила их. Это отступление посеяло панику в немецких войсках. Они уже были так измотаны, что французы брали их в плен спящими. Французы тоже были без сил и несли огромные потери, больше 250 тыс. человек убитыми и ранеными. У них не было сил ни сражаться, ни даже преследовать отступающего противника.

После победы на Марне союзники получили преимущество, но использовать его так и не вышло.

topwar.ru и gwar.mil.ru, Дзен «Просвет.пресс»,