События, произошедшие на унылых песчаных пляжах неподалеку от французского города и порта Дюнкерк, не дают покоя историкам. Мифов вокруг этих событий придумано немало. Единственное, в чем согласны историки, именно там была спасена Британия, и спасителем ее стал Адольф Гитлер.
10 мая 1940 года немецкие танковые дивизии прорвали линию Мажино и устремились вглубь Франции. За считанные дни немцам удалось пройти через всю Францию и 19 мая выйти к Абвилю на берегу Атлантики. Все союзные силы, находившиеся в северной части Франции, оказались прижатыми к Ла-Маншу. Среди них был и Британский экспедиционный корпус генерала Горта…
Немецкий прорыв вызвал в Париже настоящую панику. Черчилль в своих мемуарах рассказывает, что ему позвонил по телефону французский премьер Рейно и с отчаянием в голосе воскликнул: «Мы разбиты!» Французский главнокомандующий генерал Гамелен не знал, что делать. А когда Черчилль спросил: «Где же ваши стратегические резервы?», Гамелен только развел руками: «У нас их нет».
Отрезав северную часть Франции, немцы стали дробить силы союзников, стремясь уничтожить их по частям.
Французские и английские части упорно сопротивлялись, но шаг за шагом вынуждены были отступать к берегу моря. Остро встал вопрос об эвакуации их из Франции на кораблях. Первоначально предполагалось, что для эвакуации будут использованы три порта — Булонь, Кале и Дюнкерк. Однако отстоять первые два союзникам не удалось: слишком силен был натиск немцев. Остался лишь один Дюнкерк с небольшой прибрежной полосой. И вот на этом маленьком пятачке скопилось свыше 300 тысяч войск (главным образом английских), жаждавших уйти в Англию.
Ситуация была катастрофическая. Германская армия неумолимо сжимала кольцо. Стало ясно, что если эвакуация не будет осуществлена в течение нескольких дней, то все скопившиеся здесь англо-французские силы будут истреблены или захвачены немцами.
Казалось, что положение безнадежно. Но вдруг случилось то, чего никто не ожидал. 24 мая Гитлер отдает приказ немецким танковым дивизиям, двигавшимся вдоль побережья Ла-Манша. Приказ гласил: «Наступление прекратить!»
Попавшие в капкан англичане и французы получили шанс на спасение, и они им воспользовались. Для молниеносной эвакуации столь большого количества войск порт Дюнкерка был слишком мал, необходимо было организовать посадку людей прямо с морского пляжа. Но для этого потребовалось огромное количество небольших мелкосидящих судов, способных подходить близко к берегу. Откуда их было взять?
И вот тут произошло нечто такое, что потрясло всех, — Англия оказалась охвачена единым патриотическим порывом. Каждый британец хотел хоть что-то сделать для спасения our boys (наших парней) там, на берегу у Дюнкерка. Владельцы яхт, катеров, рыбачьих шаланд, буксиров, моторных шлюпок, парусных лодок — все они бросились в Адмиралтейство, предлагая свои услуги для эвакуации солдат с французского берега.
Адмиралтейство сумело ввести национальный порыв в организационные рамки. Около четырех сотен мелких судов приняло участие в операции «Динамо» (таково было кодовое наименование эвакуации союзных войск из Дюнкерка). Почти половина из них погибла, но, тем не менее, они принесли огромную пользу. Подходя вплотную к берегу, они брали людей с лодок или прямо из воды, спешили в Дувр или другой английский порт, быстро разгружались и вновь шли к французскому берегу за новой партией эвакуирующихся. Многие суда под бомбами и снарядами проделывали свои рейсы туда и обратно десятки раз.
Одновременно с ними из Дюнкерка крупные пароходы и военные суда вывозили целые части и соединения. Эвакуация продолжалась десять дней — с 26 мая по 4 июня — и увенчалась полным успехом. Правда, все вооружение и технику пришлось бросить, но зато люди были спасены. Всего были доставлены в Англию 338 тысяч человек, из которых 100 тысяч были сняты мелкими судами прямо с морского берега. Среди спасенных было примерно 50 тысяч французов. Это была уникальная операция, и англичане вполне заслуженно гордятся ею.
Однако главная загадка этой операции так и осталась нерешенной. Чем объяснить этот странный «стоп-приказ» Гитлера? Почему немцы дали британцам шанс вырваться из дюнкерского капкана? Существует несколько версий, объясняющих случившееся.
Основная из них такова: Гитлер сознательно выпустил англичан из Дюнкерка, так как рассчитывал на последующее быстрое заключение мира с Британией. Фюрер резонно полагал, что избиение сотен тысяч английских солдат под Дюнкерком очень сильно озлобит жителей Британских островов и сделает невозможным проведение мирных переговоров.
В эту версию, кстати, хорошо «укладываются» и некоторые дальнейшие исторические события — вроде известного полета Рудольфа Гесса в мае 1941 года. Считается, что Гесс должен был передать английскому руководству мирные предложения Германии и способствовать завершению англогерманского противостояния. На важность миссии указывал и высочайший ранг посланца: Гесс был заместителем Гитлера по партии. Однако когда из миссии Гесса ничего не вышло, Гитлер поспешил объявить своего бывшего соратника сумасшедшим, который действовал на свой страх и риск.
Эта версия «дюнкерского чуда» была и остается самой известной. Однако существуют и другие соображения, которые могли подтолкнуть Гитлера остановить наступление.
Дело в том, что к моменту начала операции «Динамо» танковые части немцев были измотаны. Они проделали длинный путь, требовали ремонта и отдыха личного состава. Фюрер готовился ко второй части «битвы за Францию», которая должна была привести к захвату Парижа и полной капитуляции Франции. Немцы не хотели «растрачивать» свои мобильные части перед началом выполнения этой главной задачи по сокрушению Франции. Операция по полному разгрому Британского экспедиционного корпуса была для германского руководства второстепенной задачей. Тратить для этого танки фюрер не хотел. А что потери немецких танковых дивизий при атаке на Дюнкерк будут огромными, было очевидно — загнанныев угол англичане будут драться не на жизнь, а на смерть. Образно говоря, фюрер пожертвовал Дюнкерком, чтобы получить Париж.
Кроме того, командование вермахта опасалось контрнаступления французской армии из района Парижа и встречного удара с побережья британских экспедиционных сил, что сразу же изменило бы ход войны. А в том, что такое наступление возможно, немцы убедились на подступах к Дюнкерку. В ночь на 22 мая 1940 года в контратаку перешли две французские дивизии. Контратака, получившая название «Кризис под Аррасом», вызвала переполох у немецкого командования. В 1945 году фельдмаршал Рундштедт вспоминал: «Критический момент наступления возник как раз в то время, когда мои войска достигли Ла-Манша. Это был контрудар, нанесенный 21 мая к югу от Арраса. В течение короткого времени мы опасались, что наши танковые дивизии будут отрезаны, прежде чем успеют подойти на помощь пехотные дивизии. Ни одна из французских контратак не представляла такой серьезной угрозы, как эта».
Но из-за отсутствия координации действий между союзниками английские войска не поддержали наступление французов, поэтому контрнаступление захлебнулось. Тем не менее, следующая контратака англичан и французов могла быть лучше организована! Поэтому для немцев было даже выгодно поскорее избавиться от дюнкеркского плацдарма на своем правом фланге — пусть даже путем его эвакуации.
Существует версия о том, что во всем был виноват Геринг. Якобы шеф люфтваффе переоценил свои силы и убедил Гитлера, что сможет расправиться с прижатой к морю англо-французской группировкой силами одной лишь авиации. В реальности этого не случилось: немцы так и не смогли добиться господства в небе над Ла-Маншем.
В любом случае «Чудо у Дюнкерка» и поныне остается одной из самых больших загадок Второй мировой войны. Возможно, что рассекреченные со временем документы британской дипломатии смогут пролить свет на подоплеку этого события….
zagadki-istorii.ru Дмитрий Инзов