1942. Битва у атолла Мидуэй

80 лет назад состоялось крупное морское сражение между флотами США и Японии у атолла Мидуэй. Произошёл коренной перелом в войне на Тихом океане в пользу США. Японский флот потерял 4 тяжелых авианосца, 1 тяжелый крейсер, около 250 самолетов и лучших пилотов. От таких потерь императорский флот Японии уже не оправился, и империя утратила стратегическую инициативу.

Общая ситуация

Весной 1942 года для США и Англии на Азиатско-Тихоокеанском театре сохранялась неблагоприятная военная обстановка. Зимой 1941–1942 гг. США и Англия понесли тяжелые потери в военно-морских силах, лишились важных стратегических позиций и пунктов: Гонконга, Сингапура, британской Малайи, части Бирмы, Филиппин, Голландской Индии, Новой Британии, большей части Новой Гвинеи, Соломоновых и ряда других островов в Тихом океане. Японская империя совершила ряд успешных военных операций, захватив важнейшие стратегические районы и богатые источники сырья.
Ухудшилось положение Китая, который продолжал борьбу с японскими захватчиками. Нависла угроза вторжения японцев в Австралию, на Гавайи, Цейлон и в Индию. Усложнилось положение с морскими коммуникациями в Тихом и Индийском океане, а значит и ситуация с переброской войск, подкреплений и припасов.
5 — 9 апреля 1942 года японцы нанесли удары по Цейлону, британский Восточный флот потерял авианосец, 2 крейсера и эсминец и отошёл к берегам Африки. Японцы установили господство в восточной части Индийского океана. Британцы в мае начали захват баз на Мадагаскаре, которые принадлежали французам. Британия сосредоточила усилия на обороне Индии, концентрируя там сухопутные войска и авиацию, чтобы затем перейти в контрнаступление в Бирме.
Однако Япония не смогла нанести решительное поражение США в Тихом океане в ходе блицкрига. Война перешла в затяжную стадию. Начало сказываться огромное военно-экономическое превосходство США (не считая Британской империи и её доминионов, колоний) над ограниченным военно-экономическим потенциалом Японской империи. Господство Японии на море, в воздухе и на суше быстро подошло к концу.
Тихий океан стал главным театром военных действий для США. Сюда направился непрерывный поток кораблей, самолетов, различной техники и живой силы. В Вашингтоне видели, что германский блицкриг провалился, война на Русском фронте затягивается. Поэтому за Европу можно было не беспокоиться и заняться своими делами на Тихом океане. Американцы стремились вернуть утраченные позиции на Тихом океане, укрепить и расширить их, добиться доминирования в Китае. Американские вооруженные силы быстро оправились от первых горьких поражений, смогли создать крепкую оборону и даже перейти в контрнаступление.
В апреле 1942 года вступило в силу соглашение между Вашингтоном и Лондоном относительно раздела стратегических зон военных действий. Британия несла ответственность за Средний Восток и Индийский океан, включая Малайю и Суматру; США – за Тихий океан, включая Австралию и Новую Зеландию.

США: от стратегической обороны к частным наступательным операциям

Тихоокеанский театр был разделён на два основных района: юго-западный и тихоокеанский. В первый вошли Австралия, западная группа Соломоновых островов, острова Бисмарка, Новая Гвинея, Филиппины, Голландская Индия, кроме Суматры. Главнокомандующим юго-западным районом был генерал Д. Макартур со штабом в Мельбурне (затем Брисбене). Тихоокеанский район делился на три части: северную, центральную и южную. Главнокомандующим всеми силами в Тихоокеанском регионе был командующий Тихоокеанским флотом адмирал Ч. Нимиц. Его штаб был в Пёрл-Харборе.
На совещании в Белом доме 5 марта 1942 года президент Рузвельт заявил, что Австралию и Новую Зеландию надо удержать и перейти в наступление на Тихом океане. В апреле штаб ВМФ разработал план наступления, который предусматривал три последовательных этапа действий. Макартур и Нимиц получили директивы объединенного комитета начальников штабов США, в которых предписывалось: удержать ключевые позиции в Тихом океане и Австралию, активно действовать на вражеских коммуникациях и готовиться к наступлению. В последующих директивах предусматривалось проведение наступлений с целью захватов островов Тулаги и Санта-Крус, затем остальной части Соломоновых островов и северного побережья Новой Гвинеи, выхода на подступы к Филиппинам. Однако японцы опередили американцев и первыми начали наступление в Новой Гвинее и на Соломоновых островах.
К весне 1942 года произошли некоторые изменения во взглядах союзников на использование и дальнейшее развитие сил и средств борьбы на море. Американское командование признаёт, что ставку на Тихом океане надо делать на использование авианосцев и морской авиации. У американцев было 7 авианосцев против 11 японских, поэтому необходимо было форсированное строительство авианосцев. Также важная роль по-прежнему отводилась линейным кораблям, усилилось внимание к подводным лодкам.
Накапливание сил и средств США на Тихоокеанском театре проходило ускоренными темпами. Из 8 дивизий, которые отбыли из страны до августа, 5 дивизий были направлены на Тихий океан. К октябрю в регионе развернули 5 воздушных армий: 10-я – в Индии, 5-я – в Австралии, 13-я и 7-я – на Соломоновых и Гавайских островах, 11-я – на Аляске и Алеутах. Большая часть ВМС и торгового флота (для перевозки грузов) была сосредоточена на Тихом океане. США развернули форсированное и массовое строительств боевых кораблей и вспомогательных судов. В Пёрл-Харборе поднимали и ремонтировали корабли. Создавали новые авиационные и морские базы.
При стратегическом планировании на лето и осень 1942 года на Тихом океане американское командование инициативу отдавало противнику, собираясь помешать дальнейшему продвижению японцев. Это привело к сражениям в Коралловом море, у атолла Мидуэй, к упорным боям на Соломоновых островах и активизации японцев в Китае.

Япония: стремление развить наступление

К весне 1942 года японские вооруженные силы за короткий срок добились крупных успехов. При этом потери японцев были сравнительно небольшими, тогда как англо-американцы понесли серьёзные потери. Поэтому японское верховное командование решило, что крупные операции необходимо продолжать, совершая новые захваты и создавая на длительный срок благоприятную военно-политическую обстановку. Сохраняя стратегическую инициативу, заставляя США и Англию оставаться в пассивной обороне.

Обсуждались два варианта дальнейшей масштабной экспансии:
1) индийское направление, с захватом Цейлона, Индии, выходом через Красное море на Средний Восток и соединением с германо-итальянскими союзниками;
2) захват Австралии. Австралийский вопрос вызвал острую дискуссию между флотским и армейским командованием. Армейское командование решительно противилось развитию наступления на юг. Оно требовало значительных усилий армии, что ослабляло другие направления, в частности, Квантунскую армию, где стоял вопрос о вторжении в Россию.

Американский авианосец «Лексингтон» в ходе битвы в Коралловом море

Однако японская Ставка отказалась от обоих вариантов продолжения агрессии. Сухопутные войска и ВВС требовались для войны с Россией, которую планировали начать в 1942 году. На первом этапе кампании, в ходе которой собирались захватить Приморье, намеревались использовать 30 дивизий, 1 500 самолетов и около 1 000 танков. Правда, японское руководство так и не решилось начать войну с Россией. Но сильную группировку на границе русского Дальнего Востока сохранило.
Таким образом, японская Ставка временно отложила планы по вторжению в Россию, наступлению в Индии и Австралии. К маю 1942 года японцы приняли компромиссное решение по развитию наступления в Тихом океане. 5 мая японская Ставка издала директиву, в которой главнокомандующему Объединенным флотом приказывалось «во взаимодействии с сухопутными силами осуществить оккупацию о. Мидуэй и ключевых пунктов в западной части Алеутских островов». Также планировалось захватить острова Самоа, Фиджи, Новая Каледония, Новая Гвинея, усилить позиции на Соломоновых островах. Также намечались наступательные операции в Китае.

Сражение в Коралловом море

Первыми объектами захвата, намеченными японским командованием, были остров Тулаги (Соломоновы острова) и Порт-Морсби (Новая Гвинея). Захват этих позиций позволял усилить давление на Австралию. Проведение операции возлагалось на 4-й флот адмирала С. Иноуэ – 1 лёгкий авианосец («Сёхо»), 4 тяжелых и 3 лёгких крейсера, 9 эсминцев. Плюс транспорты с десантом. 4-й флот не имел тяжелых авианосцев, поэтому конвой дополнительно прикрывало авианосное соединение адмирала Т. Такаги – 2 тяжелых авианосца («Дзуйкаку» и «Сёкаку») со 125 самолетами на борту, 2 тяжелых крейсера, 6 эсминцев и 6 подводных лодок. Также операцию обеспечивала 25-я авиафлотилия (162 самолета) из состава 11-го воздушного флота, что базировалась на аэродром Рабаула.
Американцы в апреле получили информацию о подготовке противника к нападению на Порт-Морсби. Из состава Тихоокеанского флота в Коралловое море направили два авианосных соединения под командованием Ф. Флетчера в составе тяжелых авианосцев «Йорктаун» и «Лексингтон» (143 самолета), 5 тяжелых крейсеров и 9 эсминцев. Также американцам подчинялась австралийская эскадра адмирала Д. Крейса – 3 крейсера и 2 эсминца. Таким образом, на японских и американских авианосцах число самолетов было примерно равным. Но союзники имели превосходство за счёт самолетов береговой авиации – 450 против 315 японских.
3 мая 1942 года японцы, не встречая сопротивления, высадили часть десанта на Тулаги, а другая часть направилась к Порт-Морсби. Получив об этом известие, Флетчер направил к Тулаги группу во главе с авианосцем «Йорктаун». Другая группа в это время заправлялась топливом с танкера. 4–5 мая американские самолеты с авианосцев атаковали японские транспорты и крейсеры, но успеха не добились. Японцы поняли, что в районе сражения действуют американские авианосцы.

Возвращение самолетов на американский авианосец «Лексингтон» в ходе сражения в Коралловом море

Обе стороны вели активную воздушную разведку. 6 мая японцы обнаружили в 420 милях от Тулаги американскую авианосную группу, но затем потеряли контакт. В это время американская разведка обнаружила вражеский десант у восточной оконечности Новой Гвинеи. 7 мая американские самолеты (более 90 машин) нанесли удар по лёгкому авианосцу «Сёхо». Через 15 минут после начала атаки «Сёхо» затонул. Казалось бы, американцы должны продолжить и атаковать десантные корабли противника. Однако этого не произошло. Без видимых причин американцы удовлетворились уничтожением только авианосца.
Тем временем японцы обнаружили и атаковали большой танкер «Неошо» и эсминец «Симс». Эсминец погиб, танкер получил сильные повреждения. Ни та, ни другая сторона всё ещё не обнаружили главные авианосные силы противника. А исход боя в значительной мере определялся тем, кто первым обнаружит врага и нанесёт удар. На рассвете 8 мая японские и американские разведывательные самолёты снова начали поиск и вскоре обнаружили врага. Почти одновременно в воздух поднялось 80 американских и 72 японских самолета. Расстояние между соединениями было около 165 миль. Самолеты летели навстречу друг другу, но встречного боя не было, так как они шли на разной высоте и в сложных метеорологических условиях.

Американский авианосец «Йорктаун» в Перл-Харборе после битвы в Коралловом море

Первой заметила противника группа из 49 самолетов с авианосца «Йорктаун». Американцы атаковали авианосец «Сёкаку». Но перед этим американцы сделали почти 20-минутную паузу в ожидании торпедоносцев. В результате японцы успели поднять истребители, которые нанесли тяжелые потери торпедоносцам. Американская атака оказалась безрезультатной, но она отвлекла истребители противника от волны пикирующих бомбардировщиков. Японский авианосец загорелся. Затем его атаковали самолеты с «Лексингтона», и японский корабль получил новые повреждения.
Тем временем японские самолеты нанесли успешные удары по авианосцам «Лексингтон» и «Йорктаун». Так, «Лексингтон» был атакован японскими палубными пикирующими бомбардировщиками и торпедоносцами и получил попадания двух торпед и пяти авиабомб. Корабли горели. Но самолеты смогли сесть на свои корабли. Соединения стали быстро уходить в южном направлении. Нанесенные «Лексингтону» повреждения привели к взрыву паров бензина внутри корабля. Погибло 216 из 2 951 члена экипажа. Из-за невозможности спасти авианосец, был отдан приказ покинуть корабль. После эвакуации членов экипажа «Лексингтон» был торпедирован эсминцами сопровождения. В сущности, американцы остались с одним повреждённым авианосцем, и соединение утратило боеспособность.
В это время на «Сёкаку» продолжался пожар. Возвращающиеся японские самолеты вынуждены были садиться на «Дзуйкаку». Адмирал Такаги решил временно отказаться от дальнейших атак, чтобы дозаправить самолеты. А командующий 4-м флотом адмирал Иноуэ приказал отложить операцию по захвату Порт-Морсби и вывести все силы из района сражения. Это решение вызвало резкое недовольство верховного командования. Командующий Объединенным флотом адмирал И. Ямамото приказал начать преследование противника. 9 мая японские корабли пошли на юг, но противника уже не обнаружили. Сражение завершилось.
В количественном отношении потери были примерно равны: по одному авианосцу погибло и по одному повреждено, уничтожено 77 японских и 66 американских самолетов. Но погибшие авианосцы не были равноценными: японцы потеряли лёгкий авианосец, а американцы – тяжелый. Тактически это была победа японцев. Но в стратегическом отношении это был неожиданный удар для японского флота: в прежних сражениях на море японцы имели минимум потерь и одерживали серьёзные победы. Японское командование отказывается от операции по захвату Порт-Морсби.

Вид на сражение у атолла Мидуэй с самолёта

После сражения в Коралловом море японская Ставка не отказалась от планов развития наступления на австралийском направлении. 18 мая 1942 года японская Ставка направила директиву 17-й армии и Объединённому флоту об организации совместных действий по захвату Порт-Морсби, Новой Каледонии, Фиджи и Самоа. Японцы хотели нарушить коммуникации между США и Австралией. Но предварительно было решено провести операцию по захвату атолла Мидуэй, чтобы организовать более сильную противовоздушную оборону самой Японии.
Атолл Мидуэй располагается в центральной части Тихого океана. В атолл входят острова Сэнд и Истерн, а также небольшой островок Спит между ними. Атолл находится в западной группе Гавайского архипелага. Острова с 1867 года официально принадлежат США. Своё название (от англ. Midway – середина пути) атолл получил потому, что находится на полпути между Америкой и Японией. Перед войной здесь находился пункт заправки топливом для межконтинентальных авиаперелётов.
В ходе мировой войны острова получили стратегическое значение, так как были плацдармом США для сдерживания японского наступления далее на восток, к Гавайям, и для наступления самих американцев в центральной части Тихого океана, и против самой Японии. Японское командование стремилось захватить атолл, чтобы укрепить оборону Японских островов с востока и для развития экспансии в Тихом океане.

Эволюции японских авианосцев в сражении у атолла Мидуэй. Вид с самолёта

Японское верховное командование, планируя захват атолла Мидуэй и других островов в центральной части Тихого океана, выдвинуло идею совместить территориальные захваты с уничтожением в генеральном сражении основных сил американского флота, чтобы сохранить господство на море. К концу марта 1942 года в штабе Объединенного флота был составлен предварительный план операции.
Правда, морской Генштаб возражал, так как нельзя было достичь внезапности, как во время удара по Пёрл-Харбор. А американцы смогут использовать авиацию берегового базирования из-за близости атолла к Гавайям. Под нажимом главнокомандующего Объединенным флотом адмирала И. Ямамото морской Генштаб был вынужден дать согласие на проведение операции.
5 мая 1942 года, ещё до схватки в Коралловом море, японская Ставка отдала директиву по проведению операции, в которой Объединенному флоту во взаимодействии с сухопутными силами приказали осуществить оккупацию о. Мидуэй и ключевых пунктов в западной части Алеутских островов. Высадку десанта назначили на 6 июня. Основная часть операции – захват атолла, должна была начаться 4 июня с подавления вражеской обороны ударами морской авиации. Захват западной части Алеутских островов назначили на день раньше, чтобы отвлечь крупные силы американского флота на север. Предусматривался перехват и уничтожение главных сил вражеского флота, если они попытаются помешать десанту.
Чтобы исключить внезапное появление американского флота, между Гавайями и атоллом Мидуэй заранее разворачивались подлодки. В случае выхода американских кораблей из Пёрл-Харбора, они обнаруживались и подвергались атакам подводных лодок. Затем в бой вступали авианосцы, и довершали разгром противника линкоры.
Японцы старались обеспечить внезапность нападения, большое внимание уделяли маскировке и соблюдению тайны. Однако американцы давно уже вскрыли шифры японцев, осуществляли радиоперехват, и их разведка раскрыла замысел противника.

Японские силы

Для проведения этой стратегической операции на двух направлениях штаб Объединенного флота собирался привлечь максимальное количество сил. Всего, включая транспортные и вспомогательные силы, для проведения операции было выделено свыше 200 кораблей и судов. Включая главные силы японского ВМФ – 11 линейных кораблей, 8 авианосцев (4 тяжелых и 4 лёгких), 4 авиатранспорта, 22 крейсера (13 тяжелых и 9 лёгких), 66 эскадронных миноносцев и 21 подводную лодку. Также около 700 самолетов. Это была самая большая концентрация ВМС в истории Тихоокеанского региона. Эти силы были сведены в шесть соединений: четыре основных соединения, передовое соединение подводных лодок и соединение базовой авиации под общим командованием адмирала Ямамото.

Горящий «Микума» битве при Мидуэе 6 июня 1942-года

На центральном направлении было создано авианосное ударное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 4 тяжелых авианосцев, 2 линкоров, 3 крейсеров, 12 эсминцев. Это был ударный авиационный кулак Японии. На борту авианосцев находились одни из самых опытных и закаленных в боях летчиков мира. Десантное соединение (силы вторжения на Мидуэй) под командованием вице-адмирала Нобутакэ Кондо, в состав которого вошли 15 транспортов (5 тыс. десантников), легкий авианосец, 2 авиатранспорта, 2 линкора, 10 крейсеров и 21 эсминец.
Для захвата Алеутских островов – Атту и Кыска – выделялось северное соединение вице-адмирала Мосиро Хосогая. В него входили 2 легких авианосца, 6 крейсеров, 12 эсминцев, 6 субмарин, 4 транспорта (2,4 тыс. солдат) и ряд других боевых кораблей и судов.
Главные силы японского Объединенного флота под командованием адмирала Ямамото разворачивались в 600 милях к северо-западу от атолла Мидуэй и должны были действовать так, чтобы одновременно обеспечить поддержку сил на центральном и северном направлениях. В их состав входили 7 линкоров, легкий авианосец, 3 крейсера, 21 эсминец, 2 авиатранспорта (они несли малые подлодки). В ходе операции из состава этих сил для прикрытия высадки десантов на Алеутские острова выделялось соединение прикрытия, в которое входили 4 линкора, 2 крейсера, 12 эсминцев.

Американские силы

Американцы знали о вражеской операции, поэтому своевременно осуществили развёртывание сил и подготовились к обороне. Однако, ввиду значительного превосходства сил противника, американцы считали, что потерпят поражение. Но собирались нанести максимальный урон японскому флоту, особенно авианосцам, и попытаться сорвать высадку десанта.
Еще за три месяца до начала сражения американцы стали энергично готовиться к схватке. Главнокомандующий Тихоокеанским флотом США Нимиц в начале мая посетил Мидуэй. Были приняты меры по усилению гарнизона атолла и строительству новых оборонительных сооружений. К началу сражения авиация на атолле была усилена 16 пикирующими бомбардировщиками корпуса морской пехоты, 7 истребителями, 30 летающими лодками морской авиации, также 18 тяжелыми бомбардировщиками Б-17 и 4 Б-26 из состава армейской авиации.
Всего на Мидуэе насчитывалось более 120 самолетов. Но этого было мало, чтобы отразить массированную воздушную и морскую атаку. Беда в том, как отмечал Нимиц, что атолл мог принять ограниченное число самолетов, примерно столько, сколько имел один авианосец.

Гибель авианосца «Лексингтон» в ходе битвы при атолле Мидуэй

Гарнизон составлял 3 600 человек. Значительно была усилена ПВО, полевая и противотанковая артиллерия. Прилегающие воды и побережье заминировали, установили проволочные заграждения. На атолл прибыло несколько торпедных катеров для патрулирования побережья. Подводный флот (около 20 субмарин) создал три дозорные линии в виде дуг на удалении 100, 150 и 200 миль от атолла. Авиация вела дальнюю разведку – до 700 миль.
Против вражеского флота адмирал Нимиц заблаговременно развернул два оперативных соединения в составе 3 тяжелых авианосцев (233 самолета), 8 тяжелых крейсеров и 14 эсминцев под командованием контр-адмиралов Ф. Флетчера и Р. Спрюэнса. Американцы успели восстановить боеспособность авианосца «Йорктаун», который был сильно повреждён в битве в Коралловом море. Для обороны Алеутских островов, кроме местных сил, было выделено 5 крейсеров, 14 эсминцев, 6 подлодок и большое количество авиации берегового базирования под общим командованием адмирала Р. Теоболда.
Нимиц принял смелое решение: он приказал оперативной группе линейных кораблей оставаться у западного побережья США. Грозные, но более медленные линкоры сковывали маневренность более быстроходных авианосцев. Также американцам не хватало самолетов, чтобы прикрыть свои линкоры с воздуха. То есть Нимиц отказался от доктрины, что основу боевой мощи флота составляют линкоры.
Таким образом, американцы уступали противнику главным образом в крупных артиллерийских кораблях (линкорах и крейсерах), огневой мощи. Однако они не сыграли большой роли в сражении. Превосходство японцев в самолетах на авианосцах было компенсировано американской авиацией берегового базирования. Американцы смогли подготовиться к битве, избежать лобового столкновения, которое вело к катастрофе. Японцы же находились в неведении относительно сил и планов противника.
Кроме того, японские субмарины заняли свои позиции с опозданием на трое суток, только 4 июня. Американские авианосцы в это время уже пересекли линию завесы и скрытно развернулись в районе, расположенном в 300 милях северо-восточнее от атолла. Это оказало серьёзное влияние на ход сражения.

Начало сражения

24 — 27 мая 1942 года японский флот вышел в море. Главные силы Ямамото, авианосцы Нагумо и десант Кондо вышли из внутреннего Японского моря, северное соединение – из Оминато.

Боевые действия, как и планировали японцы, начались 3 июня 1942 года на алеутском направлении. С японских авианосцев «Рюдзё» и «Дзунё» поднялись самолеты для удара по американской базе Датч-Харбор. На следующий день японцы повторили удар. База была сильно разрушена. 7–8 июня японцы высадили десант на острова Кыска и Аттау. Он прошёл без особых проблем, так как на островах не было гарнизонов. Только через несколько дней американская авиация стала бомбить вражеский десант. Появление противника на американской земле вызвало большой резонанс в Америке.
3 июня американская воздушная разведка в 600 милях к западу от атолла обнаружила вражеский десантный конвой. После полудня его атаковали бомбардировщики Б-17, поздним вечером – летающие лодки, вооруженные торпедами, но без успеха. Повредили только один танкер. Эти атаки вызвали тревогу у Ямамото и его штаба на борту линкора, шедшего в составе главных сил. Но о них не сообщили адмиралу Нагумо и его авианосному соединению.
В результате Нагумо по-прежнему рассчитывал на эффект внезапности. Считал, что враг не знает об их присутствии и что вражеские авианосцы ещё далеко на востоке (подлодки о них не сообщили). Поэтому японцы, прежде всего, готовились к атаке и мало уделяли внимания поиску и разведке. Если бы все разведывательные самолеты взлетели вовремя, то они имели бы возможность обнаружить вражеский авианосец.

Горящий японский авианосец «Хирю»

На рассвете 4 июня японские авианосцы подошли с северо-запада на 240 миль к Мидуэю. А после 4 часов утра в воздух было поднято 108 самолетов первой волны – 36 бомбардировщиков, 36 пикирующих бомбардировщиков и 36 истребителей эскорта. 9 истребителей висели в воздухе, прикрывая корабли, ещё 9 остались на палубе «Акаги». Вскоре японские самолеты были обнаружены американцами в 150 милях, а корабли – в 180 милях от Мидуэя. Японцы смогли пробиться к острову, нанесли серьёзный урон: уничтожили цистерны с топливом, взорвали склад с боеприпасами, разрушили здание электростанции на Истерне, лишив остров электроэнергии, и т. д. Было сбито 25 самолетов. Американцы потеряли почти все истребители. По японским данным, они потеряли во время атаки на остров 4 бомбардировщика и 2 истребителя.
Но японцы не смогли решить главную задачу – уничтожить американскую бомбардировочную авиацию, сохранилась и взлётная полоса. Также сохранялись артиллерийские позиции, то есть американцы могли нанести серьёзный урон десанту. Американские бомбардировщики и торпедоносцы вовремя поднялись в воздух и направились для удара по японским кораблям. Атаки начались около 7 час. 10 мин. и продолжались более часа. Но воздушные удары из-за несогласованности действий нескольких атакующих групп и отсутствия истребительного прикрытия не привели к успеху. Американские ВВС понесли тяжелые потери во время этих атак. Оставшиеся самолеты вернулись на остров, многие имели сильные повреждения.

Битва титанов
В это время разведка сообщила Нагумо, что обнаружен вражеский авианосец. Тогда же вторая волна самолетов Нагумо уже находилась на взлетных палубах авианосцев «Акаги» и «Кага». А первая волна была ещё в воздухе. Нагумо решил очистить палубы от самолетов второй волны и посадить первую волну, чтобы заправить их горючим и боеприпасами, затем нанести массированный воздушный удар и уничтожить возникшую угрозу. «Акаги» и «Кага» должны были быть готовы к запуску самолетов к 10 час. 30 мин., «Хирю» и «Сорю» – не позднее 11 час. Это внешне правильное решение стало роковой ошибкой. В 9 часов Нагумо получил сообщение разведчика о приближении вражеских самолетов.
Тем временем адмиралы Спрюэнс и Флетчер, получив сообщения патрульных самолетов с Мидуэя о замеченных японских авианосцах, повернули корабли на запад-юго-запад навстречу противнику. В 7 часов они приняли сообщение об атаке противника на атолл. Американцы подсчитали, что около 9 часов японские самолеты вернутся на свои корабли. Можно было подловить врага, пока все авианосцы будут принимать и заправлять самолеты. На трёх американских авианосцах для удара по врагу подняли 126 бомбардировщиков и торпедоносцев, 26 истребителей. Но многие из них не смогли обнаружить противника и вернулись назад, так как Нагумо, приняв самолеты первой волны, повернул корабли на северо-восток.

Истребители «Уайлдкэт» и бомбардировщики «Донтлесс» на палубе авианосца «Хорнет. Утро 4 июня 1942 г.

Только три эскадрильи торпедоносцев практически случайно обнаружили и атаковали японские авианосцы. Японские истребители сбили 15 торпедоносцев с «Хорнета». 14 торпедоносцев с авианосца «Энтерпрайз» вышли к цели около 10 часов, но сброшенные ими торпеды прошли рядом с японскими кораблями. Третью торпедную атаку в этом бою провела эскадрилья торпедоносцев с «Йорктауна». Она также не смогла добиться успеха. Из 41 торпедоносца «Девастейтор» (устаревшая к этому времени машина) только четыре побитых машины вернулись на свои авианосцы. Однако вскоре противника обнаружили 50 пикирующих бомбардировщиков с авианосцев «Йорктаун» и «Энтерпрайз». Атака оказалась внезапной и сокрушающей. Все японские истребители в это время кружились низко над морем около «Хирю», отражая последнюю атаку торпедоносцев, и еще не успели набрать высоту. Пикирующие бомбардировщики на высоте 6 600 метров, укрывшись в надвинувшихся облаках, незамеченными вышли на ударную позицию прямо над «Сорю», затем перешли в крутое пике. Американцы добились нескольких попаданий в авианосцы противника.
В обычных условиях попаданий нескольких бомб было бы недостаточно, чтобы вывести из строя такие гиганты. Но корабли были застигнуты в тот момент, когда их лётные палубы были заполнены вооруженными и заправленными горючим самолетами, а другие самолеты в том же состоянии находились ниже. К тому же у японцев не хватило времени вернуть крупные 800-килограммовые бомбы в оружейные погреба. Вызванные огнем и детонацией взрывы боеприпасов и топлива, а также вспыхивающие один за другим самолеты, стоявшие крылом к крылу на палубе, вскоре превратили «Акаги» и «Кага», по словам капитана Футиды, «в сущий ад».
В течение 5 минут американцы смогли уничтожить 2 тяжелых авианосца противника – «Кага», «Акаги», а «Сорю» получил тяжелые повреждения. Повреждённый «Сорю» был добит американской субмариной. Погибло 137 японских самолетов. Американцы потеряли 69 самолетов.

Заградительный огонь от торпедоносцев

Японский авианосец «Хирю» в это время находился значительно севернее и не был обнаружен противником. С него подняли 24 самолета, и они атаковали «Йорктаун». Американский флагман получил сильные повреждения. Затем последовала вторая атака, американский авианосец получил новые повреждения. 6 июня его атаковала японская субмарина. 7 июня «Йорктаун» затонул. Сам «Хирю» 4 июня попал под удар американских самолетов и был сильно поврежден. 5 июня японцы сами затопили авианосец. Командир 2-й дивизии авианосцев контр-адмирал Ямагути и командир авианосца «Хирю» капитан 1-го ранга Каку отказались покинуть тонущий корабль и погибли вместе с ним.

Адмирал Ямамото собирался продолжить сражение и уничтожить главные силы противника. 5 июня он отменил высадку десанта на Мидуэй. Транспорты были направлены на северо-запад, а корабли 2-го флота должны были нарастить главные силы. Для этой же цели были отозваны авианосцы с алеутского направления. Но было уже поздно, американские корабли ушли на восток. 6 июня японские корабли повернули на юг, чтобы перехватить противника. Этот манёвр не дал результатов, 7 июня японский флот повернул к Японии.
Американцы не стремились продолжить сражение. Они только смогли добить один тяжелый крейсер противника. В ночь на 5 июня во время перестроения 7-й дивизии крейсеров, начатого из-за появления американской субмарины, крейсер «Могами» был протаранен крейсером «Микумой». На «Могами» была смята и загнута почти на 90° носовая оконечность вплоть до первой башни главного калибра, «Микума» получил лёгкие повреждения корпуса.
«Могами» и «Микума» утром 5 июня подверглись налёту 12 пикировщиков и 8 Б-17, но те в цель не попали. 6 июня три волны самолетов с авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет» добились по 5 попаданий 500-фунтовых (227-кг) и 1 000-фунтовых (454-кг) бомб в каждый из крейсеров. «Могами» получил тяжёлые повреждения, на нём была разрушена пятая башня главного калибра, но смог уйти. «Микума» же лишился третьей башни главного калибра и потерял ход. К полудню пожар в машинных отделениях на нём дошёл до торпедных отсеков и вызвал взрыв снаряжённых торпед. Корабль был оставлен командой. На «Могами» погибло 90 человек, на «Микуме» – около 700.

Итоги

Таким образом, американцы вскрыли замысел японцев, были готовы к битве и смогли нанести ВМФ и ВВС противника серьёзный урон. Японцы потеряли 4 авианосца, 1 крейсер, 332 самолета (в том числе 280 с потонувших авианосцев), около 2,5 тыс. человек личного состава (потеряны лучшие пилоты морской авиации). Потери США: 1 авианосец, 1 эсминец, 150 самолетов, около 300 человек.

Особенность сражения в том, что бои шли за пределами дальности действия корабельной артиллерии. Главные силы противников сближались на дистанцию не более 150 миль. Основной ударной силой выступили самолеты, в основном с авианосцев. Американцы не смогли добиться хорошего взаимодействия разных родов авиации. Боевые группы действовали разрозненно, без прикрытия истребителей. В итоге США в значительной мере просто повезло, бог войны был на их стороне.
В частности, адмирал Нагумо на борту «Акаги» имел в качестве двух главных помощников двух талантливых специалистов-летчиков: начальника оперативного отдела штаба 1-го авианосного флота капитана Гэнда Минору, автора тактического плана атаки Пёрл-Харбора, и капитана Футида Мицуо, боевого летчика, возглавлявшего воздушный удар в декабре 1941 года. Но перед решающим сражением Футида лежал в лазарете – в первый же день выхода флота в море у него вырезали аппендицит, а затем тяжело заболел Гэнда – воспаление легких. Так, накануне решающей битвы адмирал Нагумо остался без двух главных помощников, специалистов воздушной войны, на которых он привык полагаться.
Японцы слишком большие надежды возлагали на внезапность удара (хотели повторить Пёрл-Харбор), недооценили противника. Разведывательных данных было мало, операция велась почти вслепую.

Ошибочным было решение распылить силы флота на два операционных направления. Авианосцы не были сконцентрированы в одном ударном соединении, чтобы создать подавляющее превосходство над врагом. Американцы, наоборот, смогли выставить свои главные авианосные силы.
Для японцев умерла легенда о непобедимости. 1-е ударное авианосное соединение – меч Ямамото и гордость нации – было разбито.
Успех на алеутском направлении не мог исправить поражение в районе атолла Мидуэй. В результате этой неудачи соотношение сил в Тихом океане менялось в пользу США, особенно в главной ударной силе флота – авианосцах. У Японии остался 1 тяжелый и 4 лёгких авианосца, у США – 3 тяжёлых. Японцы строили 6 авианосцев, американцы – 13 тяжелых и 15 эскортных. Япония лишилась возможности предпринять большое наступление на море, и довольно быстро утратила стратегическую инициативу. США получили возможность перейти в контрнаступление на Тихоокеанском театре.

Самсонов Александр

topwar.ru