1898-1901. Боксёрское (ихэтуаньское) восстание в Китае

К концу XIX века Китай пережил две Опиумные войны – 1840 – 1842 и 1856 – 1860 годов, когда англичане с целью открытия китайских рынков довели уровень наркомании в древней азиатской стране до небывалых высот. Вслед за англичанами в Китай устремились другие европейские державы, а также Япония и США. После череды военных и дипломатических поражений, причиной которых стало техническое отставание Китая, последний оказался в полуколониальном положении.

Вдовствующая императрица Цы Си заботилась в большей степени о сохранении власти маньчжурской династии, которая завоевала Китай еще в XVII веке. Меж тем китайские рынки нещадно эксплуатировались, без учета мнения населения. Иностранные фирмы занимались строительством железных дорог в Китае, проводили телеграфные линии, разрабатывали месторождения полезных ископаемых. Наибольшую активность в этом проявляли Англия, Россия и Франция.

Последствия такой деятельности проявлялись в ненужности традиционных профессий, в которых были заняты самые широкие слои быстро растущего населения Китая. Прибавим к этому довольно агрессивную миссионерскую деятельность, которую проводили европейцы и которая воспринималась китайцами как посягательство на их традиции. Разумеется, описанные выше обстоятельства отнюдь не вызывали среди населения Китая симпатий к иностранцам, наоборот – ненависть нарастала.

Императрица Цы Си

Недовольство китайцев засильем иностранцев стало выражаться в созданиях тайных обществ: «Ихэтуань», «Ихэцюань», «Дадаохуэй», «Иминьхуэй». Их названия можно перевести как «Отряды справедливости и мира», «Кулак во имя справедливости и согласия», «Союз больших мечей» и «Союз справедливых». Из-за схожести физических упражнений (цюань), которыми занимались члены данных обществ, с кулачным боем европейцы прозвали их «боксерами». Ихэтуаням не нравилась и маньчжурская династия. А религиозно-мистическая идеология этих обществ насаждала среди своих последователей веру в то, что они обретают неуязвимость перед оружием.

«Боксеры» стали проводить первые акции в 1898 году. Они начали нападать на русских рабочих и инженеров, строивших КВЖД. С молчаливого согласия императрицы Цы Си ихэтуани разворачивают свою деятельность в течение 1899 года, а в 1900 году начинаются массовые убийства иностранцев и китайцев-христиан. Тут стоит отметить, что западные лидеры вовремя не оценили масштаб надвигающейся угрозы, ведь затравленный народ Китая не мог, как они думали, пойти на решительные действия. Не подозревали европейцы и об обещании, данном восставшим императрицей Цы Си, оказать свою поддержку в борьбе за возвращение Китаю независимости. Официально Китай объявил войну иностранным державам только 21 июня 1900 года.

Так восставшие казнили китайцев принявших христианство. Они считали, что на третий день после смерти христиане оживут и смогут мстить убийцам

Последний год 19-го столетия, переходный мостик в новый современный и такой притягательный для современников XX-й век. В Европе великие державы одной рукой совместно гасят мировые кризисы, а другой – подтаскивают к себе пушки, смазывая и нацеливая их друг на друга. До Великой войны ещё далеко, но первые предвестники бури уже заметны невооруженным глазом. Однако в некоторых вопросах будущие непримиримые враги проявляют неожиданное единодушие. Стремясь сохранить собственный контроль над ситуацией в мире, великие державы сильной рукой останавливают всех, кто пытается ради собственных выгод раскачать хрупкий мировой порядок. Особенно тех, кто пытается выступать напрямую против них самих.

В Азии этот год ознаменовался невероятным по масштабам кризисом, который был прекрасно проиллюстрирован стороннему европейскому наблюдателю стрельбой и убийствами европейских дипломатов в Пекинском посольском квартале. Сотни и тысячи разъярённых китайцев, поддержанные китайской армией, бросались на собранные из дипломатических столов баррикады, которые оборонялись отважной горсткой европейских военных и посольских работников, взявших в руки оружие и отстреливавшихся до последнего патрона. Участь их в случае поражения была незавидной – сотни европейцев по всей стране к этому моменту уже были убиты, растерзаны или схвачены повстанцами в национальных костюмах. «Боксёры» считали себя спасителями Китая, которые должны освободить страну от злобных иностранцев, заполонивших и эксплуатировавших её. Восстание охватило почти всю Поднебесную.

В связи с антихристианскими погромами Российская империя направляла в Китай все больше войск начиная с 1899 года. Другие страны также копили силы. В результате сложился Альянс восьми держав: Российская империя, США, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Австро-Венгрия и Италия. За все время конфликта силы сторон достигли 70 000 человек (ихэтуани и правительственные китайские войска) и чуть менее 55 000 человек (силы Альянса). Со стороны Альянса наибольшую активность проявили Япония (около 20 тысяч человек), Россия (около 13 тысяч человек) и Англия (около 12 тысяч человек).

9-го июня из порта Дагу в сторону Пекина выдвинулся сводный международный десант из состава объединённой европейской эскадры. В основном он состоял из матросов, высаженный с различных кораблей и, пополнившись в ходе продвижения, имел численность чуть больше чем в две тысячи человек, из которых более 300 были русскими. Им командовал британский вице-адмирал Сеймур. На следующий день, русский вице-адмирал Алексеев, руководивший русскими войсками и подавлением восстания на севере страны, также выдвинул двухтысячный армейский отряд со стороны территории Российской Империи. Однако, оба отряда не достигли Пекина – десант был задержан в пути и в итоге остановлен огромными массами восставших, с которыми приходилось постоянно вступать в бой, а русский отряд столкнулся с разбором железной дороги и враждебными действиями в своём тылу.

Солдаты армий «антибоксёрского» альянса

В этот момент, 11-го июня войско ихэтуаней вместе с китайскими правительственными войсками, вошло в Пекин, учинив множество убийств и разрушений. Китайцы-христиане и немногочисленные иностранцы, оставшиеся в городе (в первую очередь, это были работники дипломатических миссий и их охрана), забаррикадировались и держали осаду в нескольких пунктах, самым известным из которых стал Посольский квартал. Обороняемый всего лишь несколькими сотнями (до 450-500 человек) вооруженных европейских мужчин (далеко не все из них даже были солдатами), он стал укрытием для почти тысячи иностранцев и более чем трех тысяч китайских христиан, и привлек на себя колоссальную агрессию со стороны ихэтуаней. Осада Посольского квартала длилась почти два месяца, за это время защитники отбили несколько массированных штурмов и проявили невероятную отвагу, сражаясь против значительно превосходящего численно противника. Несмотря на наличие у китайцев артиллерии (защитникам планировали доставить орудия, но не успели – они обладали лишь запасом снарядов), баррикады и дома оборонялись с невероятным упорством и не раз переходили из рук в руки. В конце июня защитники в ходе вылазки даже захватили одну из китайских пушек, к которой после небольшой переделки, подошли имеющиеся снаряды. Итоговые потери европейского отряда за 55 дней осады составили 75 человек убитыми и 170 ранеными.

Женщины, старики и дети жители Посольского квартала в Пекине

С обострением ситуации, действия коалиции европейцев также стали решительнее. Забыв друг другу старые обиды, русское, английское, германское, французское и японское правительства объединились в едином порыве выйти из ситуации с наименьшими потерями и наибольшими приобретениями. Всё равно что пять средневековых рыцарей, враждующих друг с другом, внезапно примирились и дружно отправились в крестовый поход бить лица неверным арабам. Ну или, пожалуй, на место араба даже правильнее будет поставить восставшего крестьянина – основной мотивацией для держав была не столько возможность завоевать новое влияние и территории в Китае, сколько необходимость поддержания порядка и сохранения полного контроля над управляемым ими миром. Китайцы были нарушителями спокойствия и выступление ихэтуаней ставило под сомнение возможность европейцев контролировать и навязывать свою волю другим государствам. Необходимо было срочно доказать, что эта возможность никуда не делась – доказать, как китайцам, так и всему остальному миру.

Китайцы, принявшие христианство и прятавшиеся во время восстания в Посольском квартале

16-го июня китайскому правительству был предъявлен ультиматум о сдаче всех портов, прибрежных городов и крепостей. 17-го числа, после отказа (в форме обстрела европейских кораблей береговой артиллерией), последовал штурм фортов Дагу. В Китай продолжали прибывать европейские корабли.

Уже 14 августа 20-тысячная армия Альянса во главе с русским генералом Николаем Линевичем ворвалась в Пекин. Императрица бежала, началось массовое разграбление китайской столицы. В сентябре в Китай прибыло еще около 20 тысяч солдат Альянса. «Боксеры» продолжали вести активные действия на территории Китая вплоть до октября 1900 года, убивая иностранцев, разрушая железные дороги и иные сооружения.

Гражданские, европейцы жившие в Посольском квартале и давшие отпор 20 000 мятежников

21-го июня императрица Цыси официально объявила войну иностранным державам. Объявляя ихэтуаней героями, она, тем не менее, не могла добиться полной поддержки их со стороны своих войск, и нередко между китайскими войсками и восставшими вспыхивали конфликты и схватки. В ответ на декларацию императрицы Россия объявляет мобилизацию в Приамурском военном округе. Были мобилизованы 12 тысяч солдат, к ним присоединилось Уссурийское казачье войско. На севере Китая начались полноценные боевые действия, которые затронули и российские приамурские территории.

К концу июля все европейские державы, а также Япония и США приняли решения об отправке своих солдат в Китай. Самые серьезные воинские контингенты выставили Россия и Германия. 2-го августа объединённые войска европейских держав двинулись в решающее наступление на Пекин. Одновременно с ними удар нанесли и российские части в Манчжурии. Китай охватила война.

Открытка изданная журналом «Нива»

Отдельным интересным моментом являются отношения командующих иностранными контингентами в ходе интервенции. Разумеется, соперничество между державами давало о себе знать и в подобных совместных проектах – каждый офицер, генерал и адмирал знали, что от того, полки какой армии возьмут тот или иной населенный пункт (а в глобальном итоге Пекин), зависит не только их личный престиж, репутация, а значит, и продвижение по службе, но и престиж и влияние его державы. Конечно, Китай был просто кладезью возможностей для того, чтобы отличиться, и награды за эту короткую, но яркую кампанию, по её окончанию, посыпались рекой.

Казаки фотографируются с китайцами в Пекине

К концу августа Пекин был взят союзными войсками, а к сентябрю стало ясно, что ихэтуани безоговорочно проигрывают союзным войскам, и 7-го сентября императрица Цыси окончательно приняла сторону держав. Она выпустила указ, повелевающий преследовать ихэтуаней по всей стране, и вступила в диалог с европейцами (и Японией). В этот момент соперничество держав снова дало о себе знать – они начали предъявлять китайскому правительству ультиматумы один за другим, оспаривая требования друг друга, и буквально зубами выгрызали друг у друга контроль над территориями и влияние в Китае. «Наказание» за восстание обещало ввергнуть Китай в окончательную яму нищеты и развала, а помимо этого чуть не стало поводом для большой европейской войны. Благо, в этот раз державы сумели договориться, а таким поводом стала совсем другая история и лишь спустя полтора десятка лет.

Офицеры армий Альянса

Восстание затянулось ещё на полгода, и окончательно было подавлено только весной 1901-го, в разгаре первой весны нового века. 7-го сентября 1901-го китайским властям предъявили «Заключительный протокол», который они были вынуждены подписать. По протоколу, помимо обязательства установки памятников двум убитым послам и восстановления христианских церквей, Китай должен был выплатить невероятную по размерам контрибуцию в 450 миллионов лян (почти 17 тонн серебра), сроки для которой растянулись аж до 1939-го года. Учитывая, что сумма облагалась процентной ставкой, а китайское правительство не имело возможности выплатить её сразу, в результате она увеличилась более чем вдвое – итого Китай выплатил 982 238 150 лян. Из них 30 % ушли Российской Империи, 20 % — Германской, 15 и 11 процентов забрали соответственно французы и англичане, а остальные члены коалиции разделили остаток, получив не более 7%. Правда, Советская Россия в 1919 году отказалась от своей оставшейся части, но большой роли это уже не сыграло.

Участников восстания ещё долго после 1901 года ловили и сажали в тюрьмы

11 сентября 1901 года императрица Цы Си приказала беспощадно истреблять «боксеров», которых недавно сама поддержала. Истребление было крайне жестоким, соразмерно жестокости самих борцов за независимость Китая, чьи трупы теперь лежали на улицах в назидание всем остальным. Последний отряд «боксеров» был уничтожен в Маньчжурии в июле 1902 года русскими казаками.

Последствиями Ихэтуаньского восстания стала череда реформ в самом Китае, борьба за раздел сфер влияния в Азии, Русско-японская война 1904–1905 годов (повлекшая за собой Первую русскую революцию), а также японская экспансия в Маньчжурию, Корею, Северный Китай и создание марионеточного государства Маньчжоу-го, ликвидированного лишь в конце Второй мировой войны.

Гигантская по территории, населению и потенциалу страна на долгие годы была лишена самостоятельности, возможностей к быстрому развитию и хоть каких-то шансов выйти на политическую арену. Так начался для Китая новый, XX-й век.

По материалам История РФ histrf.ru / Дзен Катехизис и Катарсис