2 октября 1939 года советский штурмовик Ил-2 совершил свой первый полет. В 1941 году началось серийное производство самолетов. Тогда же машина была принята на вооружение. «Второй» прошел всю Великую Отечественную войну и состоял на вооружения ряда стран как минимум до 1954 года, пока окончательно не устарел и не уступил свое место новейшим реактивным самолетам.
В годы Второй мировой войны Ил-2 смог покрыть себя славой и стал одним из самых ненавистных «гостей» над гитлеровскими позициями.
На самом как таковых «штурмовиков» в авиации официально не существует. Чаще всего под штурмовиками подразумевают боевые самолеты, которые осуществляют непосредственную поддержку сухопутных или морских сил.
В годы Второй мировой войны в качестве самолетов-штурмовиков чаще всего применялись такие типы авиации как легкие и пикирующие бомбардировщики, истребители-бомбардировщики, а иногда и просто истребители. Конечно же, самолеты-штурмовики были не только у Советского Союза.
Самыми известными штурмовиком США можно считать P-47 Thunderbolt и North American A-36 Apache, Великобритании — Fairey Barracuda, Японии — Kawasaki Ki-102 и Mitsubishi Ki-51, Германии — Junkers Ju 87.
За прошедшие десятилетия с момента окончания войны многие из перечисленных (и не перечисленных) самолетов предсказуемым образом обросли многочисленными легендами как черного, так и белого свойства. Советский Ил-2 не стал в этом отношении исключением.
Всякий миф, он как шутка, в которой только доля шутки. Былым мифом Ил-2 стала его просто невероятная эффективность против немецких танков. В то же время черным мифом об Ил-2 стала его полная беззащитность перед немецкими истребителями и средствами ПВО, в том числе из-за якобы страшной неповоротливости советского борта.
Ветераны, прошедшие Великую Отечественную войну, вспоминали Ил-2 в целом положительно. Например, Герой Советского Союза летчик-штурмовик Валентин Григорьевич Аверьянов писал, что Ил-2 не очень-то берег экипажи, однако, как оружие был машиной нужной и весьма эффективной.
Другой летчик-герой — Николай Иванович Пургин писал о том, что Ил-2 был достаточно устойчив к повреждениям, но при это пикировать мог только под 45-60 градусов.
По словам Пургина «горку» на Иле сделать было невозможно. Другой советский летчик-штурмовик — Николай Иванович Штангеев также отмечал возможность Ил-2 сохранять стабильность в полете даже при наличии серьезных повреждений.