В общем-то, все знают, что «защитная униформа» в армии появилась впервые в колониальных войсках Великобритании, сражавшихся в Афганистане и в Индии. Да и само слово «хаки» в переводе с языка урду означает не что иное, как «пыль, земля». То есть это была форма «пыльного, светло-серого цвета». А униформа «цвета испанского табака», которую носили британские солдаты в Южной Африке, не что иное, как дань местной лёссовидной почве.
В разных странах именно этот цвет хаки был принят в качестве основного защитного цвета. Но были и такие армии, в которых солдаты и офицеры щеголяли в сером. И защищал он их не хуже, чем любой другой «защитный цвет». Но когда, где, в какой войне и у какой армии этот цвет стал впервые основным цветом военного мундира? Об этом сегодня и пойдет наш рассказ…
А было так, что в 1775 году британским колониям в Северной Америке надоело быть в зависимости от метрополии, и они восстали. Сразу встал вопрос об армии, в которую добровольцы записывались, как, кстати говоря, и буры в Африке, одетые во все… «домашнее». Но были и отличия! В Америке было много стрелков, носивших рубашки из дубленой оленьей кожи и такие же штаны, причем рубашки, да и штаны, часто ещё и украшали разноцветной бахромой. И именно эта «форма» стала самой распространенной в армии Джорджа Вашингтона. Но… будучи человеком традиционным, увы, он своего счастья не понимал и потому ратовал за то, чтобы его армия выглядела не хуже британской. То есть была одета по моде конца XVIII века!
Но мода есть мода, традиции обычно заменяют разум, и в ноябре 1775 года Конгресс принял решение одеть армию… в мундиры из сукна коричневого цвета, поскольку его было проще всего достать! Но этого сукна на всех не хватило. Поэтому в ряде полков просто покрасили свои рубашки в красный и зеленый цвет. Офицерам повязали цветные шарфы, и… армия была готова.
В 1779 году Вашингтон предложил разные цвета для полков всех 13 штатов, но все это разноцветие Конгресс свел к четырем основным цветам на лацканах, а так коричневое сукно доминировало, хотя и самых разных оттенков. Приборное сукно могло быть белым, красным, розовым, палевым, серым, зеленым, синим – какое удавалось достать. На фоне английских, французских и германских войск, одетых в свои национальные мундиры, американская армия смотрелась блекло. Но победила, доказав, что победа на поле боя от мундира зависит далеко не всегда!
Кстати, помощь со стороны Франции оказывалась не только войсками, но и мундирами! Там было заказано 88 840 комплектов униформы и, хотя до конца войны доставили не все, армия Вашингтона хотя бы немного приоделась в обмундирование французского образца, то есть белые кюлоты, жилеты и темно-синие мундиры с красными лацканами.
Правда, прошло совсем немного лет, и в 1812 году война с Англией возобновилась. И опять армии не хватило сукна «правильных цветов», и вместо него начали закупать «неправильное», но зато дешевое сукно серого цвета. Но так как поступало оно маленькими партиями, а красили его сукноделы как им это было удобно, партии по цвету различались, так что можно было увидеть форму не только серого, но и черного, бежевого или даже коричневого цвета! Но серый в войсках доминировал. Ну и, конечно, замшевые штаны тоже никуда не исчезли. В них ходили рекруты с Запада. Кивер в 1812 году приобрел форму британского «кивера Ватерлоо» (его ещё называли «бельгийским кивером») из фетра или кожи.
Зато еще при Вашингтоне удалось стандартизировать патронную суму. В ней должно было размешаться 20–30 патронов, а весила она почти 3 кг. Но и тут без воровства не обошлось – воровали кожу, из которой она шилась. Поэтому распространилась «канистра» – емкость из жести, напоминавшая коробку для кухонных принадлежностей!
В 1852 году брюки стали небесно-голубого цвета, а мундир – темно-синим, однобортным, с воротником стойкой и погонами с бахромой на плечах. Султаны эпохи Наполеона на кивере заменил простой помпон цвета рода войск. А с 1855 года и сам кивер изменился и превратился в шляпу с полями. Причем в 1861 году было указано: в пехоте левый угол поднимать вверх, в кавалерии – правый. Также после 1860 года в моду вошла фуражка «буммер кэп» («фуражка мародера»). Но еще больше она упростилась в 1862 и стала тем самым знаменитым «кепи», который как раз у большинства людей и ассоциируется с головным убором Гражданской войны в США.
О том, что это была за война, мы здесь рассказывать не будем. Важно лишь подчеркнуть, что она была очень кровопролитной. В день в среднем погибало по 430 солдат, что было выше потерь во всех последующих войнах США, включая и войну в Корее. Большие потери – значит нужно много солдат одеть и обуть, чтобы их восполнить. Уже в самом начале войны президент Линкольн затребовал у Конгресса 75 тысяч солдат и получил… 100 тысяч! Всего же Штаты одели 1 548 пехотных полков и 198 конных! А еще ведь были и милиционные (волонтерские) полки, создававшиеся и вооружавшиеся на деньги городов, штатов и… банков! О «наших полках» писали и говорили с гордостью ещё и потому, что служили в них в основном сами американцы, тогда как в федеральную армию записывались прежде всего иностранцы из Европы.
И вот что даже забавно: хотя солдатам регулярной армии правительство давало многочисленные преимущества (в частности, они могли воспользоваться законом о гомстедах), многие американцы предпочитали служить именно в добровольческих полках городов и штатов. Там больше платили, менее строгой была дисциплина, более дружеской атмосфера, но главное – многих они привлекали своей яркой и красочной униформой! То есть – уж если умирать, то… красиво одетым!
Волонтеры некоторых соединений щеголяли нарядной униформой, похожей па ту, что надевали зуавы – французы, воевавшие в Северной Африке, но с различными добавлениями «от себя».
Кстати, откупиться от призыва можно было, заплатив в казну 300 долларов, на Севере, а на юге от призыва освобождались те, чьи плантации имели больше 20 и даже 15 рабов, чтобы иметь обеспечение из тыла.
Типичной униформой северян были темно-синие мундиры цвета индиго, голубые брюки и кепи. Офицерское звание обозначалось на погонах, генеральский чин определялся по размещению пуговиц на мундире и звездам на кепи и погонах, пуговицы на мундире шли по три в два ряда, а на поясе был повязан светлый шелковый шарф. Форма кавалеристов состояла из короткой куртки с желтой выпушкой. Зимой пехотинцы носили шинель блеклого синего либо серого цвета с пелериной. Такие же шинели полагались нью-йоркским волонтерам.
Формой конфедератов в это же время был серый сюртук, серая фуражка и синие брюки. Однако одежда южан сильно различалась по цвету и крою – главным образом из-за трудностей со снабжением. Вот почему основным цветом мундиров армии южан стал серый, а материалом для них – дешевая хлопчатобумажная ткань коричневато-серая грубой выделки на лето и серое сукно на осень и зиму. Вместо кепи летом полагалась шляпа. У артиллеристов кепи было красного цвета.
В целом униформа своих солдат обходилась южанам дешевле, чем униформа северян, а главное – пехота, одетая в серые мундиры, была менее заметной издали. Но… в то время это ноу-хау по-настоящему никто не оценил.
Кстати, в армии южан, как впоследствии и в армии у буров, кто только не служил. В ней воевала масса добровольцев, на которых мундиров, даже из серой парусины, не хватало. Поэтому одевались они кто во что горазд и зачастую и воевали именно как партизаны: устраивали конные рейды по тылам северян!
Позднее обмундирование серого цвета появится и в армиях Старого Света.
Вячеслав Шпаковский
topwar.ru