Северная Америка не так быстро стала Мексикой, США и Канадой как многим кажется, а Россия, будучи близким соседом также осваивала североамериканские территории вместе с Испанией, Францией и Англией, хотя и не так энергично, как вероятно, нам, россиянам, из 21-го века хотелось бы. Развитие данной территории шло в основном в начале 19 века, причём часто формы этого развития были преимущественно государственными, в ущерб частному бизнесу. Чиновники же из Санкт-Петербурга часто не видели перспектив региона, а в конце концов просто навязали императору продажу этих земель. Вот о Русской Америке в прошлом и о потерянных возможностях и пойдёт речь.
Павловская гавань
Освоение земель, нового для России континента началось с первого официально подтверждённого посещения северо-западной части Америки бота «Святой Гавриил» под командованием геодезиста Михаила Гвоздева и подштурмана Ивана Фёдорова 21 августа 1732 года. Экипаж корабля проследовал вдоль северо-западного побережья Аляски и составил его первую карту. Понятно, русские посещали Аляску и раньше. Во времена Ивана Грозного её берегов могли достичь новгородские мореплаватели, а в 1648 году – участники экспедиции Семёна Дежнёва. В 1784 г. на остров Кадьяк прибыли галиоты «Три святителя», «Св. Симеон» и «Св. Михаил», входившие в экспедицию под командованием Григория Ивановича Шелихова.
Прибывшие на галиотах русские колонисты построили поселение – Павловскую гавань. Быстро наладили дружеские взаимоотношения с индейцами и занимались преимущественно ловлей морских котиков, отбиваясь попутно от браконьеров всех наций и мастей. Для упорядочивания добычи зверя на американских территориях 19 июля 1799 года была официально учреждена получастная, полугосударственная Российско-Американская компания. Александр Андреевич Баранов – первый руководитель Российско-Американской компании выступал и в качестве первого главного правителя Русской Америки в 1790-1819 гг.
Попробовали искать золото на Аляске. Русский горный инженер П.П. Дорошин искал золото на Аляске и нашёл уверенные следы, однако добытого золота не хватило на окупаемость экспедиции и русское правительство приняло решение о закрытии исследований в этом направлении. За несколько лет до золотой лихорадки на Клондайке.
Форт Росс
Форт Росс возведен в Калифорнии Российско-Американской компанией в 1812 году, тогда у США еще не было сил слишком интенсивно осваивать запад – ведь только подходила к завершению война с Великобританией. Местность осваивала, занимавшаяся добычей и торговлей пушниной. Фактически это был аналог Ост-Индской компании. Организовали ее предприниматели Г. Шелихов и Н. Резанов. Историки называют владение «полугосударственной колонией». В те времена таких территорий было немало по всему «малоосвоенному» миру.
Калифорнийская «золотая лихорадка» очень ярко продемонстрировала совершенно разные подходы к разведке и добыче золота русскими и американцами. Если последние делали ставку прежде всего на личную предприимчивость и заинтересованность, то русские действовали исключительно под эгидой Российско-американской компании, которая стремилась держать ситуацию под своим контролем и всячески сдерживать частную инициативу. Именно это различие и предопределило и значительной мере успехи американской колонизации и недостатки российской, что в конечном счете привело к продаже Аляски США.
18 октября 1867 года Аляска, прежде принадлежавшая Российской империи, была официально продана Соединенным Штатам Америки за 7,2 млн. долларов. С продажей Аляски окончательно Россия утратила своё влияние и в Калифорнии. К слову Форт Росс – это нынешняя территория «Силиконовой долины».
Форт Элизабет
В 1817 году русский посланник русского правителя Американский территорий Баранов послал своего представителя и товарища Георга Шеффера разобраться с кораблём «Беринг» с грузом на 100 000 рублей на борту, который попал в шторм и потерпел крушение на Гавайях на острове Кауаи. Местный вождь Каумуалии имевший дурной характер и репутацию среди соседей по архипелагу, сразу нашел с русским посланником общий язык. Вернул захваченный перед тем груз, выделил землю и строителей для строительства русского форта. Потом даже дал воинов. Все для того, чтобы он вернул небольшой квазидержаве Каумуалии былое могущество.
Елизаветинская цитадель и остров остались бы за Россией навсегда. В 1818 году Александр I, прочитав письмо Шеффера, предлагавшего основать на Кауаи очередную русскую колонию, заявил, что это бесполезная затея – Гавайи не нужны империи. А теперь представьте военно-морскую и военно-воздушную базу России рядом с Пёрл-Харбор.
Продажа Русской Америки была связана в первую очередь, с тем, что как считал официальный Петербург не было средств для её развития, и даже контроля. При этом Российско-американская компания давала России столько денег, что их вполне хватило для развития Дальнего Востока. Если бы хотя бы часть денег, полученных с пушного промысла оставалась для развития североамериканских территорий можно было не начинать процедуру продажи Аляски до начала 20 века, а там, глядишь и «золотая лихорадка» изменила бы отношение к этой земле.