Французское движение Сопротивления, которым руководил из Лондона генерал де Голль, насчитывало от 350 до 500 тысяч человек. Согласно архивам, переданным Советскому Союзу, в армии подпольщиков во Франции было более 35 000 русских эмигрантов и советских военнопленных; из них 7 500 погибли в боях за Францию. Все они остались верны своему долгу. Сражаясь против фашизма, белоэмигранты и советские военнопленные защищали сразу и Россию, и Францию, где они оказались волею судеб.

С этой точки зрения особо поражает судьба женского советского партизанского отряда «Родина», образованного 37 беглыми узницами концлагеря и действовавшего в годы войны на территории Франции.
Расположенный на севере Франции городок Тиль испокон веку добывал железную руду. И именно сюда в 1943 году оккупировавшие за три года до этого Францию фашисты направили эшелон с женщинами-подпольщицами из СССР: младшей из них было 15, а старшей едва ли исполнилось 30.
Всего во Францию было депортировано около 125.000 советских граждан из числа военнопленных и угнанных из СССР на принудительные работы. Они были распределены по 200 концлагерям, из которых 39 рассматривались нацистами, как лагеря смерти. Созданный в 1940 году и оборудованный крематорием лагерь Эрувиль рядом с посёлком Тиль входил в число последних. Советских заключённых в него начали привозить с 1942 года.
К потрясению местных жителей нацисты превратили девушек в шахтёров. Без всякой механизации по 16 часов в день заключённые махали кирками в глубине горнопроходческих штреков, а ночью их отводили в лагерь Эрувиль, на бывшей линии Мажино. Фактически девушки были смертницами, так как там же, в старых штольнях немцы разместили производство ракет Фау-2 под руководством нациста штурмбаннфюрера (майора) СС Вернера фон Брауна, основателя ракетно-космической промышленности сначала фашистской Германии, а затем США.

1 мая 1944 года девушки развернули над колонной, шедшей на работу в шахту… красный флаг. Они тайно сшили знамя в лагере и решили пойти на самоубийственную акцию в день праздника Солидарности всех трудящихся. Двигаясь под алым полотнищем, рабочая смена в несколько сотен человек, шедшая в распахнутые ворота шахты, пела «Интернационал», а вокруг бегали разъярённые охранники, стреляя в воздух и избивая крайних в колонне людей прикладами. К ярости немцев, работавшие на полях фермеры и городские жители выстроились вдоль дороги и приветствовали пленных, аплодируя им и подхватывая грозный мотив по-французски.

Расправа над мятежными заключёнными была отложена на несколько дней, так как педантичные немцы решили не снижать план выработки шахты, а сначала получить новую партию рабсилы для замены тех, кого предстояло казнить.
Советские «валькирии»
Именно эти события, которые видел весь городок Тиль, и побудили местную ячейку Сопротивления к решительным действиям. В ночь с 7 на 8 мая 37 женщинам и 27 мужчинам устроили побег. Они благополучно влились в местный партизанский отряд в Аргонском лесу в Мёзе (район города Бар-ле-Дюк), пройдя за одну ночь более 70 километров.
И тут руководившие девушками Надежда Лисовец, Александра Парамонова и Розалия Фридзон выдвинули свой ультиматум — воевать с немцами они хотели только в составе отдельного женского ударного партизанского отряда, который на своём собрании постановили назвать «Родина».
Французы были потрясены: да, в составе Сопротивления были женщины. Они работали связными, радистками, внедрялись в части оккупантов, оказывали помощь, прятали, лечили и кормили, но воевать отдельным войсковым подразделением… Такого Франция ещё не видела!

Сначала им пришлось долго убеждать командование, и только через некоторое время они присоединились к французским партизанам, которыми командовал Жюль Монтанари, его все звали просто командант Жак – это была его подпольная кличка. Бежавшие мужчины присоединились к другим отрядам советских партизан. Сначала Жак решил укрыть девушек в дружественных семьях, чтобы они спокойно дождались, когда территорию освободят от немцев. Но те ответили: «Мы сбежали из лагеря не для того, чтобы отдыхать, а, чтобы воевать». Два дня велись бурные переговоры, после чего Монтанари выделил девушкам участок в лесу, где они обосновались. Девушки сами организовали все в своем отряде: боевая, медицинская и хозяйственная группы.
— Как девушки, не имеющие военного образования, воевали? Как они вообще себя обеспечивали?
— У них был один карабин, который подарил командант Жак. Он бы дал больше, но оружия просто не было. Они сами себе его добыли, нападая на немецких солдат – и пистолеты, и шмайсеры и даже фаустпатроны. В лагере они содержались в своей собственной одежде. Кто-то смог себе шить из кусочков или платков платье, какие-то теплые вещи им давали французы, если они были.

Интересно, что во время одной из засад девчонки взяли в плен и охраняли в своем лагере пятерых немецких военнопленных. Причем французы от этого обалдели: «Их же нужно кормить, их нужно охранять. У нас такого нет, мы всех расстреляли – это война!» А когда территорию освободили американцы, то немцы просились остаться с партизанками, но это, конечно, было невозможно.
Отряд принял активнейшее участие в освобождении 50 человек из тюрьмы города Бар-ле-Дюк, приговоренных к смерти. Именно эти девушки смогли узнать, когда и сколько человек собираются расстрелять. Они переодевались в нормальную женскую одежду и прогуливались с коляской рядом с объектом и всю информацию потом передавали французским партизанам. Это была невероятно удачная операция. Благодаря их данным удалось избежать потерь со стороны партизан. Всего они воевали 4,5 месяца.

Отдельный советский ударный партизанский женский отряд «Родина» воевал с мая по сентябрь 1944 г. на севере Франции.
Всего во Франции действовало 55 советских партизанских подразделений. 12 октября 1944 г. командиры отряда получили звание лейтенантов французских внутренних сил. Они были награждены французским Военным крестом. Александра Парамонова также получила Военный крест, а от советского командования — орден Великой Отечественной. В 1945 г. партизанки вернулись в СССР. Последняя из них ушла из жизни 31 декабря 2014 г.
Окончание истории
В 1966 г. генерал Шарль де Голль прилетел на встречу с советским руководством в Москву. Накануне своего визита он обратился через протокольную службу в МИД СССР со следующей просьбой: возглавлявший в годы войны французское Сопротивление национальный лидер хотел, чтобы в аэропорту в Москве ему устроили встречу с бывшими партизанками из отряда «Родина». Их всех срочно доставили в Москву, где генерал, глава государства — первым! — приветствовал их и отдал им честь, застыв на несколько секунд с рукой у козырька форменного кепи перед строем героических женщин.

В 2015 г. на средства, собранные, в том числе и местными жителями (!), при входе в закрытую в шестидесятых годах прошлого столетия шахту в Тиле создан мемориал в честь отряда «Родина». Инициатива открытия памятного комплекса принадлежит мэру Анни Сильвестри при поддержке ассоциации эскадрильи «Нормандия-Неман».
На прикреплённой к стене при входе в бывшую шахту надписи можно прочитать на французском и русском языках следующие слова: «В память о советских женщинах, жертвах фашистского варварства, погибших от истощения или под обвалом на принудительных работах в шахте. В память об узницах концлагеря, совершивших побег 8 мая 1944 года, образовавших единственный партизанский отряд «Родина», сражавшийся за Свободу во французском Сопротивлении».

Недавно в посольстве Беларуси в Москве прошла презентация памятника «Родина» — трехметровой женской фигуры с карабином в руках. По договоренности с руководством города Тиль, отлитый в бронзе монумент установят на месте, где находился концлагерь Эрувиль. Автор памятника — народный художник России, скульптор Владимир Суровцев.
Список отряда:
Командование отряда – Лисовец Надежда Иосифовна — командир, Фридзон Розалия Захаровна — заместитель командира (тетя Катя).
Боевая группа – Дерех Надежда Сидоровна, Агошкова Нина Афанасьевна, Вашкинель Валентина Константиновна, Гордеева Антонина Федоровна, Дик Елена Ивановна, Кабановская Елена Ивановна, Колесникова Мария Федоровна, Кунцевич Ядвига Ивановна, Митрофанова Зинаида Ивановна, Парамонова Александра Сергеевна, Петракова Евдокия Васильевна, Петтет Клара Марковна, Поскребко Клара, Русакова Лия, Смирная Варвара, Сомчинская Лариса Лукинична, Чернова Клавдия Андреевна.
Санитарная группа – Андриевская Мария Ивановна, командир, Алексеева Нина Михайловна, Байкова София Николаевна, Воробьева Юзефа Николаевна, Груздева Александра Ивановна, Демьянова Галина Алексеевна, Егорова Вера Яковлевна, Завьялова Вера Федоровна, Исакова Елизавета Александровна, Клебанович-Гермаза Ольга Павловна, Рылова Раиса Николаевна, Сафиуллина Монера Кирилловна.
Хозяйственная группа – Владимирова Александра Николаевна, Грязнова Елена Павловна, Кириллова Елизавета Георгиевна, Кпепак Елена Матвеевна, Корякина Нина Андреевна, Михайлова Анна Тимофеевна, Попова Анна Ивановна, Яковлева Лилия.
Единственное женское подразделение Сопротивления, действовавшее на территории Франции в годы Второй мировой войны, увековечил народный художник России Владимир Суровцев. «Эта замечательная работа скульптора, передаваемая Франции в 75-ю годовщину её освобождения от нацизма, послужит символом нашего общего вклада в Великую Победу, ещё одним шагом в укреплении межгосударственных отношений», – отметил во время встречи с участниками мероприятия председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
По материалам zvezdaweekly.ru, sb.by, sn.ria.ru, redstar.ru