Военная скульптура Владимира Суровцева

Скульптуры подобно медикам и юристам тоже имеют специализацию, кто-то ваяет садовые малые скульптурные формы, кто-то увековечивает в бронзе или камне великих мира сего, у скульптора Владимира Суровцева особое отношение к русской истории и в первую очередь истории военной, в чём мы, редакция Проекта «Я ВИЖу», с ним похожи.

Возможно неравнодушие к военной истории у Владимира Александровича пошло по крови – будучи москвичом род свой он ведёт от хопёрских казаков, а уж казачество память всегда имело хорошую. Вероятно, оттуда же и неравнодушие к конным статуям.  

– Всего у меня реализовано более 120 проектов, в том числе 6 полномасштабных конных статуй. – говорит Владимир Александрович.

Не может быть равнодушным к военной истории и сын фронтовика.

– Я часто достаю из шкафа ордена, медали, почетные грамоты отца, прошедшего от Сталинграда через Курск, Брест, бои за Гдыню и Гданьск до Шверина на севере Германии. Отец вызвал огонь на себя при форсировании реки Западный Буг под Брестом, за что получил орден Славы.

Мастерская скульптора Суровцева в самом центре столицы, где, казалось бы, и места для просторной мастерской не найти, но вот нашлось на Пятницкой улице, у метро Новокузнецкая, где полчаса неспешным шагом до главной площади страны – Красной.

Там же у Красной площади сейчас установлен горельеф Владимира Александровича в честь парада Победы 24 июня 1945 года. Он украшает одну из стен входа в Охотный ряд, а это буквально в сорока метрах от Исторического музея и рядом с Красной площадью. Сейчас он работает над вторым горельефом, который должен встать напротив первого и будет посвящен другому не менее важному параду Великой Отечественной – параду 7 ноября 1941 года.

Владимир Александрович убеждён, что именно проведение парадов 1941 года решило сражение под Москвой в нашу пользу. Почему парадов? Потому, что 7 ноября 1941 года было проведено три парада, в Москве, в Самаре и в Воронеже. При этом в Самаре на тот момент присутствовал весь эвакуированный туда из столицы дипломатический корпус. И так как погода в Самаре в этот день была хорошей в небе над Самарой прошёл и гигантский по тем временам авиационный парад. Владимир Александрович небезосновательно считает, что парад произвёл на японскую дипмиссию такое сильное впечатление, что Япония приняла решение не вступать в войну против СССР. Скорее всего это был один из факторов, но фактор реальный, потому, что японский генералитет доверял отчётам своих профессиональных разведчиков, которыми и были сотрудники Посольства Японии в СССР.

Трепетное отношение у Владимира Александровича к той земле. Что сегодня является Калининградской областью.

– Мне всегда приятно бывать в Калининградской области, и особенно в Черняховске, почетным гражданином которого являюсь. – говорит он, – На его центральной площади установлен конный памятник фельдмаршалу Барклаю-де-Толли — полному георгиевскому кавалеру. Барклай — спаситель Отечества наряду с Михаилом Кутузовым.

Судьба человека часто полна пересечений, так скульптора Суровцева режиссер «Гардемаринов» Светлана Дружинина позвала на роль Суворова. И по фактуре, и по возрасту Владимир Александрович подошёл просто отлично.

– Светлана Сергеевна спросила только: «Верхом ездишь?» Я, говорю, 35 лет в седле». И началось еще одно захватывающее приключение – участие в съемках продолжения культового, четвертого, фильма — «Гардемарины-1787. Мир». Надо сказать, что Суворова везде изображают с носом кверху, похожим на Буратино немножко. А Светлана Сергеевна говорит: «Это ошибка. У Суворова мама была армянка, и твой нос очень даже соответствует». Я потом специально посмотрел посмертную маску Суворова… Действительно, оказалось, что очень много общего. А по поводу актерского мастерства Дружинина сказала так: «Все, что мне надо, я из тебя выжму». В общем, я согласился. И она выжала.

В общем если хотите посмотреть на скульптора Суровцева смотрите новых гардемаринов и полководца Александра Васильевича Суворова.

Вообще скульптура род искусства монументальный и оказывающий на окружающих людей влияние косвенной, но сильнейшее, особенно когда скульптура притягивает к себе взгляд, а работы Владимира Александровича Суровцева именно таковы. И тем важны.