Даже поверхностное знакомство с историей боевых действий на Средиземном море в годы Второй мировой войны может привести к выводу, что за время войны итальянские моряки умудрились проявить чудеса как стойкости, самопожертвования и отчаянного героизма, так и жуткой безалаберности, беспечности, разгильдяйства и халатности. ВМС Италии принадлежат лавры многих сомнительных достижений, в которых итальянцам просто не было равных.
Третий корабль серии «Витторио Венето» – «Рома», среди итальянских линкоров оказался самым невезучим и получил сразу несколько сомнительных достижений. Например, он так ни разу и не выстрелил по противнику из орудий главного калибра. Стреляли все, даже недостроенный «Жан Бар», а «Рома» не повезло. Как мы все знаем, в войнах XX века авиация доказала свою эффективность против кораблей разных классов. Авиация пустила на дно линкоры «Мусаси», «Рипалс», «Принс оф Уэлс», «Ямато» и ряд других бронированных «мастодонтов».
Линкор «Рома» и здесь смог выделится – практически все крупные корабли были уничтожены попаданиями торпед (линкор «Тирпиц» не в счет), тот же «Ямато» получил 13 штук, но «итальянец» погиб при исключительных обстоятельствах – в него попали две тяжелые управляемые бомбы. В итоге «Рома» стал первым боевым кораблем, погибшим от управляемого оружия. Однако не будем торопиться.
Линкор «Рома» был заложен 18 сентября 1938 года на верфи фирмы «C.D.R.A.» («Кантьери Риунити дель Адриатико») в Триесте, на которой до этого был построен «Витторио Венето». Почти через два года, 9 июня 1940 года, корабль спустили на воду и еще почти два года достраивали на плаву – в строй он вошел 14 июня 1942 года. Новый корабль почти не отличался от двух своих систершипов, построенных ранее, отдельные изменения, которые были внесены в корпус, мы рассмотрели в первых статьях (их вы можете найти на канале).
21 августа «Рома» прибыл к месту несения службы – в Таранто, где был зачислен в состав 9-ой дивизии, в которой находились «Витторио Венето» и «Литторио», но ему не удалось активно поучаствовать в борьбе за Средиземное море.
К этому времени, как пишет М.А.Брагадин: «…проблема с топливом стала трагедией с топливом». В этих условиях было очень сложно обеспечить качественную подготовку экипажа, обучение проводилось, как правило, в гавани, исключением стали около десяти коротких выходов в море на дневные и ночные стрельбы.
Но даже своим присутствием итальянские линкоры сковывали силы союзников, и итальянское командование пользовалось этим, перебрасывая их между базами на остатках топлива. В ноябре «Рома» с двумя своими систершипами перешел из Таранто в Неаполь, а затем 6 декабря 1942 года линкоры 9-ой дивизии перевели в Специю. К концу 1942 года в Италии было так мало топлива для флота, что итальянским линкорам приходилось больше времени стоять в порту, играя роль плавучих батарей ПВО, нежели участвовать в боевых операциях. Но союзники не желали мириться с таким положением дел и приступили к систематическим бомбардировкам итальянских баз.
До апреля 1943 года «Рома» практически отстаивался в порту Специи, совершив только несколько учебных выходов в море и переход на ремонт в Геную, откуда вновь вернулся в Специю. Все это время корабль обходился без повреждений, но вскоре война добралась и до этого нового линкора, дав ему возможность пройти «крещение огнем».
В ночь на 14 апреля Королевские ВВС провели мощную бомбардировку Специи, а 19 апреля повторили налет. Как мы помним, во время этих налетов получил повреждение «Литторио», линкоры «Рома» и «Витторио Венето» повреждений не получили. Вероятно, из-за повреждений «Литторио» вице-адмирал Бергамини, командующий линейными силами, перенес свой флаг на «Рома».
Налеты союзников продолжались, и 5 июня линкор получил первые повреждения в результате взрывов двух бомб. Обе бомбы взорвались практически одновременно в районе носовой части корабля. Первая бронебойная бомба (908 кг) попала в носовую часть корабля вне пределов броневой цитадели, вторая бомба разорвалась в воде. В различных источниках часто отмечается, что если бы бомбы были фугасными, то линкор получил бы более серьезные повреждения. Однако вызывает сомнение, что бронебойная бомба могла бы взорваться в воде без предварительного пробития какой-либо преграды, но на войне всякое бывает.
Первая бомба пробила палубу полубака примерно в одном метре от борта и борт около 222-го шпангоута и взорвалась уже в воде со стороны правого борта, образовав пробоину размером 6х5 м. Это привело к затоплению большого количества помещений. Вторая бомба, несмотря на то, что разорвалась в воде, силой взрыва повредила левый борт корабля, образовав пробоину размером 8х5 м (больше, чем первая бомба). Было затоплено большинство помещений между 190 и 212 шпангоутами ниже 1-й палубы.
В результате этих двух повреждений корабль принял около 2350 т воды, получил крен 1 градус на левый борт и дифферент на нос 1,5 м. Более того, дифферент был зафиксирован только тогда, когда нос корабля опустился на грунт. Возникает вопрос, что стало бы с кораблем, если бы он находился в открытом море?
Для подъема «Ромы» с грунта пришлось применять понтоны и использовать внешние насосы, так как два собственных главных осушительных насоса были повреждены, потому что располагались в районе взрыва. Для облегчения корабля потребовалась выгрузка боезапаса носовой башни главного калибра.
До завершения начатых работ в ночь на 24 июня 1943 года линкор получил новые повреждения. На этот раз Специю бомбили «Ланкастеры» британского Бомбардировочного командования, целями которых была береговая инфраструктура базы, и попадания в линкор были случайными, как говорится, «не повезло».
В кормовую часть корабля попали две фугасные бомбы небольшого калибра. Первая бомба попала в шельф кормовой башни ГК с левого борта, вторая – в верхнюю палубу, образовав небольшую пробоину и вызвав незначительные разрушения в офицерских помещениях. Эти повреждения никак не отразились на проводимом ремонте и боеспособности корабля. Отметим, что в результате этих двух бомбардировок (5 и 24 июня) экипаж линкора потерь не имел.
Однако для устранения повреждений, полученных в носовой части, требовался док, для этого «Рома» перешел в Геную для ремонта, чтобы вскоре (12 августа) вновь вернуться в Специю. К этому времени Италия практически вышла из войны, линкор «Литторио» был переименован в «Италию», а руководство флота пыталось принять «правильное» решение о дальнейшей судьбе флота в этих условиях.
Не будем рассматривать различные варианты поведения отдельных должностных лиц и их планы, они иногда представляются слишком субъективно. В итоге переговоров и обсуждений вечером 8 сентября 1943 года на совещании командиров соединений и кораблей адмирал Бергамини на борту «Рома» довел приказ о выходе кораблей в море для следования в Ла-Маддалену, где эскадра должна была принять на борт короля и правительство страны.
Утром 9 сентября из Специи и Генуи вышли все боеспособные корабли, сформировали походный ордер и взяли курс на Сардинию. Линкор «Рома» возглавлял кильватерную колонну итальянских линкоров (три линкора типа «Витторио Венето) в окружении крейсеров и эсминцев. Уже в 06:30 на эскадре было получено сообщение о том, что немецкие войска вошли в Рим, и адмирал Бергамини предупредил корабли эскадры о возможности атак немецких бомбардировщиков и торпедоносцев. Однако немцы, как и союзники, пока только наблюдали за действиями итальянской эскадры.
На подходах к северному побережью Сардинии, в районе залива Асинара, было получено сообщение о том, что Корсика и Сардиния были взяты под контроль немцами. По этой причине правительство Италии и королевская семья приняли решение отправиться в Бриндизи, для чего за ними были отправлены легкие корабли, и, соответственно, необходимости в переходе линкоров и крейсеров к Сардинии не было. Командующий получил новый приказ вести эскадру к мысу Бон.
Если рано утром 9 сентября у немцев еще были сомнения о цели выхода итальянских кораблей в море, то к обеду они полностью рассеялись – был дан приказ о нанесении удара по итальянскому флоту. Причем это не было спонтанным и неожиданным решением, немецкое командование, объективно оценивая обстановку, было готово к решительным действиям в отношении своих бывших союзников. Уже 7 сентября 1943 года была начата разработка операции против итальянского флота, правда в то время рассматривался вариант налета на базу в Специи.
При этом с учетом анализа подобных воздушных ударов (в том числе по опыту бомбардировок союзной авиации итальянских баз) была сделана ставка на новое оружие – радиоуправляемые бомбы FX-1400 (иногда называемые «Фриц-Х» или PC-1400X). Они-то и утопили линкор.
Первая бомба поразила корабль в 15.42 (по другим данным — в 15.46) в 1 метре от борта между 90-мм установками №9 и №11 правого борта под углом около 15°. Она пробила корпус насквозь (включая 36-мм палубу полубака, 90-мм главную бронепалубу и 24-мм продольную переборку) и взорвалась под днищем в районе отсека котлов №7— 8 или кормового машинного отделения. Наиболее важными из причиненных взрывом повреждений были: разрушены и затоплены отделения котлов №№5—6 и 7— 8, кормовое турбинное отделение и смежные помещения; затоплены отсеки системы конструктивной подводной защиты в районе попадания; вышли из строя 90-мм установки №№ 7, 9 и 11 правого борта, повреждены установки №№2, 4 и 6 левого борта; антенна радара «Gufo» упала на ночной пост управления огнем 152-мм артиллерии правого борта; в кормовой части корабля возникли множественные пожары.
Вся кормовая часть оказалась временно обесточенной. Данное повреждение удалось быстро устранить переключением генераторов. Из-за обрывов телефонных кабелей нарушилась внутрикорабельная связь.
В результате взрыва линкор утратил некоторый запас плавучести и остойчивости. Скорость упала с 22 до 16 уз. В интервале между первым и вторым попаданиями было затоплено несколько отсеков контрзатопления по левому борту, а также погреб кормовой башни главного калибра, в котором резко поднялась температура. К моменту второго попадания линкор имел крен 2° на правый борт, однако сохранял боеспособность.
Вторая бомба поразила корабль в 15.52 в центр треугольника, образованного башнеподобной надстройкой, 381-мм башней №2 и 152-мм башней №2 (носовая левого борта) под углом, близким к нормали. Она пробила палубу полубака (36-мм брони на 8-мм подкладке), верхнюю палубу, 1-ю среднюю палубу (100-мм брони на 12-мм подкладке) и взорвалась, по всей видимости, в носовом турбинном отделении по левому борту. Спустя примерно 10 секунд произошла детонация погребов боезапаса. В результате корабль получил фатальные повреждения: левый носовой ТЗА полностью разрушен, носовое турбинное отделение затоплено; взрыв погребов сорвал носовую возвышенную 381-мм башню главного калибра (весом более 1600 т) и отбросил ее далеко за борт, отсеки погребов были полностью затоплены; носовая башнеподобная надстройка завалилась вперед и на правый борт; по всему кораблю пропало электричество; возникли сильные пожары в носовой части; вследствие обширных затоплений метацентрическая высота упала до критического значения.
Сразу после взрыва Roma получил крен 10° – 12° на правый борт и сильный дифферент на нос, поэтому борт возвышался над водой не более чем на 0,5 м. После этого дальнейшее нарастание крена временно прекратилось, что дало возможность значительной части экипажа собраться в менее поврежденной кормовой части. Как показал опрос 190 свидетелей, большинство из них покинули корабль именно в эти минуты.
Вслед за этим крен стал стремительно нарастать. По всей вероятности, увеличившаяся нагрузка на поврежденные в результате взрыва первой бомбы переборки привела к их деформации и разрушению, что вызвало дальнейшее затопление отсеков конструктивной подводной защиты. С увеличением крена верхние палубы корабля перестали оказывать сопротивление деформации сжатия, и основная нагрузка пришлась на элементы продольного набора, серьезно пострадавшие от взрыва, что привело к их разрыву. В 16.11 (спустя 19 минут после попадания второй бомбы), когда корабль почти лег на правый борт, корпус переломился в районе носовой надстройки, после чего обе половины быстро перевернулись и встали почти вертикально. В 16.15 Roma затонул в точке с координатами (43.1667° с. ш. 8.8334° в. д.).
По официальным данным, вместе с кораблем погибло 1253 человека, спасено и выжило 596 человек. Все уцелевшие в момент катастрофы находились в кормовой части линкора; из находившихся в носовой части спасся только один сигнальщик. Специальная следственная комиссия особо подчеркнула, что число погибших могло быть намного больше, если бы линкор не продержался на плаву около 20 минут.
Дзен-канал Navygaming Channel – dzen.ru/a/ZXZnFbYr4FSbwYEH
Иллюстрации wiki.lesta.ru и др.