В годы холодной войны «инструкторы» из СССР и США были разбросаны по всему миру, ведя тайные войны против противника. Участие советских военнослужащих в боях в Никарагуа против гондурасских «контрас» и их американских «учителей» являлось секретной миссией. И хотя кое-какие слухи до простых советских граждан доходили, события в Никарагуа в какой-то мере оставались в тени Афганской войны, с которой на родину возвращались сотни цинковых гробов.
Да и количество советских «инструкторов» в этой латиноамериканской войне не шло ни в какое сравнение с численностью ограниченного контингента в Афганистане. Но это отнюдь не умаляет помощь наших солдат и офицеров в сохранении власти для сандинисткого социалистического правительства Никарагуа. Когда в 1979 году Сандинистский фронт национального освобождения пришел к власти в Никарагуа, его лидер Даниэль Ортега заявил, что страна намерена идти по пути создания социализма.
Отлично понимая, как на это заявление отреагирует США и его политические противники в стране и регионе, Ортега поспешил заручиться поддержкой СССР. Он прилетел в Москву, где на встрече с советским руководством, по словам тогдашнего главы МИД СССР Андрея Громыко, договорился о помощи со стороны Советского Союза.
Был подписан советско-никарагуанский договор о дружбе и сотрудничестве, который предусматривал, в том числе, и оказание военно-технической помощи Никарагуа. Москва свое слово держала на все сто процентов. СССР наладил поставку в эту латиноамериканскую страну самых разных вооружений: противотанковых пушек, гаубиц, установок залпового огня БМ-21, миномётов, зенитных установок, танков Т-55.
Все, что присылал Советский союз, было очень актуально и важно. Армия Никарагуа представляла собой жалкое зрелище, особенно в сфере технического оснащения. С учетом того, что в соседнем Гондурасе в многочисленных лагерях «контрас» оснащали и готовили американские, аргентинские и израильские специалисты, было понятно, что никарагуанским солдатам придется иметь дело с хорошо вооруженным и подготовленным противником.
Советский союз помогал очень бедной стране под названием Никарагуа не только оружием. Были и кредиты, и гуманитарная помощь, и поддержка по медицинской сфере, и многое-многое другое. Однако, военная помощь была главной, ибо, мало было провозгласить строительство социализма. Его еще необходимо было отстоят от врагов. Поэтому СССР поставлял в Никарагуа не только обычное стрелковое вооружение, но и помогал в оснащении ПВО страны, создании авиации и танковых и мотострелковых частей.
Советские инструкторы самых разных направлений фактически создавали с нуля никарагуанскую армию. И это дало результаты. Помимо более-менее нормальной обученности вооруженные силы страны очень быстро обзавелись сотнями зенитных орудий, ракетами «земля-воздух», самолетами и вертолетами, которые могли как принимать участие в воздушных боях, так и оперативно доставлять десанты в нужные точки локальных конфликтов.
В поставках вооружения и военной техники для Никарагуа участвовали и другие страны соцлагеря, стоимость поставок военной техники от которых достигла двух миллиардов долларов. Однако, большая часть затрат все-таки легла на плечи СССР.
Официально Советский союз в войне в Никарагуа не участвовал и своих военных и сотрудников КГБ туда не присылал. Все солдаты и офицеры отправлялись в Никарагуа под различными легендами — кто-то как инженер-строитель, кто-то как агроном для помощи тамошнему сельскому хозяйству, кто-то как врач. Но все «командировочные» в любом случае были добровольцами. Что они делали и чем занимались в самом пекле войны в Латинской Америке, на протяжении многих лет знал лишь самый узкий круг людей.
Лишь в 1991 году в российских СМИ с почина минобороны впервые появился список стран, которые с оружием в руках защищали советские военнослужащие. А ведь те, кто побывал в то десятилетие в Никарагуа, действительно воевали. Понятно, что изначально советские военные прибывали в страну как инструкторы. Но так как поначалу обучение местных солдат шло тяжело, а нападения «контрас» становились все чаще, советским инструкторам нередко приходилось самим вести бой или руководить им.
Офицеры КГБ не обучали местных «чекистов» противоборству «контрас» и их агентуре, но и сами на месте очень многое постигали для себя. Никарагуа стала для советских военных и ученых своеобразным полигоном по сбору данных о влиянии тропического климата на организм человека совершенно из иной климатической зоны. В частности, в страну под видом «комсомольских стройотрядов» для участия в сборе кофе прибывали курсанты военных училищ. Понятно, что все они прошли строгий отбор, и сбор кофе являлся лишь предлогом для въезда в Никарагуа.
Конечно, в боях сборщики кофе» участия не принимали, больше став подопытными для советских медиков, работавших по программе физических и психологических нагрузок в условиях тропиков.
Но в любом случае все, кто прибывал в Никарагуа, числился за структурой с обозначением «в/ч 44708», которую, понятное дело, курировал КГБ, а формально возглавляло 10-е Главное управление Генерального штаба ВС СССР.
В целом можно утверждать, что Советский союз помог сандинистам отстоять свою власть военным путем. И уже не вина Москвы в том, что новая власть так и не стала популярной в народе, и в 1990 году партия Ортеги потерпела поражение на всенародных выборах.
После этого Никарагуа покинули последние советские «инструкторы». Впрочем, и история самого СССР уже подходила к концу. Но это уже совсем другая история…
Влад Бежин
infox.ru