Т-62 – Назад в строй

Не так давно военные специалисты вспомнили о советском основном танке Т-62. Он был принят на вооружение еще в 1961 году и за шестьдесят с лишним лет успел поучаствовать практически во всех военных конфликтах второй половины XX — начала XXI века. Заслуженный ветеран в СССР выпускался до 1975 года. Потом на вооружение частей Советской и Российской армий стали поступать более современные машины, а Т-62 отправлялись на базы хранения, где, по некоторым данным, сейчас находится примерно две с половиной тысячи еще вполне исправных машин. И похоже, что этому танку настало время тряхнуть стариной и снова принять участие в боевых действиях в составе вооруженных сил РФ. Догнать и перегнать НАТО! В конце 50-х годов прошлого века основными танками Советской армии и стран Варшавского договора были танки Т-54 и Т-55.

Правда, к тому времени Министерство обороны СССР получило информацию о разработке и принятии на вооружение странами НАТО новых танковых пушек калибра 105 мм, что позволяло натовской бронетехнике получить превосходство над советскими танками. К тому же 100-мм нарезная пушка танка Т-55 уже не брала в лоб американский танк М48 «Паттон III». А в разработке у конструкторов бронетехники США уже находился танк М60 «Паттон IV», который в случае огневого контакта с Т-55 вышел бы победителем. Дело в том, что на вооружении Т-55 имелись только калиберные бронебойные снаряды, что к середине 1950-х годов уже не обеспечивало эффективного поражения новых американских танков. Например, М-48 имел в своем боекомплекте подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном и невращающиеся кумулятивные снаряды, пробивавшие броню советского танка на нормальных дистанциях боя. В КБ нижнетагильского Уралвагонзавода еще с начала 1950-х годов велись работы над проектом нового среднего танка, который должен был заменить Т-55.

Проект получил индекс «Объект 140». Всего были построены два прототипа, но в конце концов от проекта отказались. Наработки «Объекта 140» частично были использованы при создании нового «Объекта 165» — в частности, корпус, башня и механизм автоматического выбрасывания гильз через кормовой люк башни. Моторно-трансмиссионное отделение было оставлено без изменений. Башню опытного образца сделали цельнолитой (до того времени башни танков делались литыми с приваренной катаной крышей). Конструкцию боевого отделения позаимствовали у находившегося в параллельной разработке проекта «Объект 150», который впоследствии завершился созданием ракетного танка ИТ-1 «Дракон». «Молот» Хрущева и пернатые снаряды «Объект 165» был вооружен новой 100-мм нарезной танковой пушкой У-8ТС, являвшейся модернизацией 100-мм пушки Д-54ТС (на У-8ТС стоял более современный стабилизатор орудия «Комета», а на Д-54ТС — «Молния»). Однако военные имели целый ряд претензий к этому орудию. Прежде всего, их опасения вызывало наличие дульного тормоза, при стрельбе вызывающего образование снежного, песчаного или пылевого облака, демаскирующего танк и мешающего наблюдению за результатами стрельбы. Кроме того, пробивная способность снаряда нового орудия считалась недостаточной, несмотря на то что его скорость была выше, чем у Д-10Т2С. Поэтому параллельно с «Объектом 165» началась разработка «Объекта 166», вооруженного другим орудием. В одно время с «Объектом 165» в КБ Юргинского машиностроительного завода №75 разрабатывалось первое особо мощное 100-мм противотанковое орудие Т12.

Особенностью этой пушки стало то, что она была гладкоствольной. Дело в том, что кумулятивные снаряды обладают лучшей пробивной способностью, если им не придавать вращательного момента. Были разработаны новые оперенные бронебойные снаряды, которым также не было необходимости придавать вращательный момент. На расстоянии в один километр эта пушка пробивала броню толщиной в 215 мм, чего было вполне достаточно для борьбы с основными танками стран НАТО. Но так как стрелять длинными унитарными патронами Т12 длиной в 1200 мм в танке было практически невозможно, конструкторы нашли другое решение. Для вооружения нового «Объекта 166» было разработано новое танковое 115-мм гладкоствольное орудие, созданное на базе 100-мм нарезного У-8ТС. В 100-мм пушке были убраны нарезы ствола, что увеличило ее калибр и продлило срок службы. Из-за отсутствия у орудия нарезов давление пороховых газов в нем можно было значительно повысить, что сильно увеличивало начальную скорость снаряда. У новой пушки отсутствовал дульный тормоз (что весьма обрадовало военных заказчиков), а ее ствол был удлинен.

Так на свет появилась первая в мире танковая гладкоствольная пушка У-5ТС «Молот» (обозначение ГРАУ — 2А20). Вопреки многим опасениям, кучность стрельбы нового орудия оказалась на уровне лучших танковых нарезных артиллерийских систем того времени. Разработка танка Т-62 под заводским индексом «Объект 166» была начата конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством главного конструктора Леонида Карцева в 1958 году на базе «Объекта 165». Опытный образец был изготовлен в 1959 году, в 1960-1961 годах проводились его испытания. Танк Т-62 представлял собой дальнейшее развитие танка Т-55, он имел такую же компоновку, и в нем использовались те же узлы и агрегаты, что и на танке Т-55. 12 августа 1961 года танк был принят на вооружение. Серийное производство Т-62 велось в СССР с 1962-го по 1973 год с выпуском около 20 тысяч единиц. Танк поставлялся за рубеж с начала 1970-х годов. Как он был устроен

Т-62 имел классическую компоновку. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой, отделения управления — в лобовой, а боевого отделения — в средней части машины. Экипаж танка состоял из четырех человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. С левой стороны отделения управления располагалось место механика-водителя, который попадал на него через люк, расположенный прямо над сиденьем в подбашенной бронеплите. За сиденьем в днище размещался запасной эвакуационный люк. Для наблюдения за дорогой место механика-водителя обеспечивалось двумя призменными приборами наблюдения с пневматической очисткой жидкостью. В ночное время левый прибор заменялся на прибор ночного видения ТНВ-2, позволявший водителю видеть дорогу на расстоянии 60 м впереди танка. В боевом отделении располагался командир танка (слева сзади в башне), наводчик (спереди справа в башне) и заряжающий (сзади справа в башне). В крыше башни размещались два открывавшихся вперед люка: левый — для командира, правый — для заряжающего. На танках, выпускавшихся с 1972 года, за люком заряжающего размещался крупнокалиберный зенитный пулемет ДШКМ на турели с боекомплектом к нему (300 патронов в лентах).

Т-62 с динамической защитой

Перед командирским люком, имевшимся на командирской башенке, монтировался бинокулярный прибор комбинированного дневного/ночного наблюдения ТКН-2 (на поздних моделях — ТКН-3). Также на люке монтировалось два призменных прибора наблюдения, и еще два — перед люком в пределах башенки. ИК-прожектор позволял командиру танка в ночных условиях наблюдать поле боя на дистанции до 400 метров. На Т-62 была установлена система противоатомной защиты, обеспечивающая защиту экипажа танка от избыточного давления, создаваемого ударной волной ядерного взрыва, и от проникновения радиоактивной пыли внутрь танка. Защита экипажа от ударной волны взрыва и частичная защита от проникающей радиации обеспечивалась броней танка.

Защита от избыточного давления осуществлялась путем максимальной герметизации корпуса и башни посредством постоянных уплотнений и автоматически закрывающихся лючков, воздухозаборников и жалюзи, что снижает давление в танке приблизительно в десять раз по сравнению с фронтом ударной волны и растягивает по времени повышение давления внутри машины. Пушечное вооружение Т-62 состоит из 115-мм гладкоствольного полуавтоматического орудия У-5ТС. Ствол его скреплен кожухом и снабжен эжектором. Пушка имеет горизонтальный клиновой затвор и электрический и резервный ручной механизмы спуска. Пушка снабжена устройством для удаления стреляных гильз, после выстрела автоматически выбрасывающим гильзу через люк в верхней кормовой части башни. В спаренной установке с пушкой размещается 7,62-мм пулемет. На танках ранних выпусков устанавливался пулемет СГМТ, а с августа 1964 года более современный ПКТ. Боекомплект спаренного пулемета составляет 2500 патронов в десяти магазин-коробках с лентами на 250 патронов. Боекомплект орудия У-5ТС составляет 40 унитарных выстрелов с подкалиберными бронебойными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Из-за большого веса зарядов заряжающий должен был обладать недюжинной силой. Для решения этой проблемы на «Объекте 166» испытывался опытный автомат заряжания «Желудь», но в серию танк Т-62 пошел без него, а «Желудь» послужил прототипом для автомата заряжания танка Т-72. Послужной список Впервые Т-62 пришлось по-настоящему повоевать 2 марта 1969 года во время конфликта на острове Даманский. Три танка Т-62 попытались помочь оборонявшимся на острове пограничникам, перейдя отделявший их рукав реки Уссури по льду. Однако китайцам удалось подбить головной танк (его экипаж, включая полковника Леонова, погиб). К вечеру того же дня китайцы были выбиты с Даманского, но технические специалисты НОАК успели исследовать танк и снять с него ряд приборов, в том числе стабилизатор вооружения, считавшийся тогда секретным. Советским командованием танк было решено уничтожить, но его удалось лишь утопить, разрушив лед огнем из минометов. В конце апреля 1969 года, после окончания боевых действий, китайцам удалось поднять танк со дна реки и более тщательно изучить, после чего он был установлен в музее НОАК в Пекине. Потом была война в Афганистане, где Т-62 обзавелся дополнительной броней на лобовой части башни, получившей в народе прозвище «брови Брежнева», поскольку она напоминала густые брови тогдашнего генсека. Уже после распада СССР Т-62 приняли участие в двух чеченских кампаниях, «войне трех восьмерок» и в боевых действиях на Донбассе.

В составе армий других стран Т-62 воевали во время многочисленных конфликтов на Ближнем Востоке, во время ирано-иракской войны, где советские танки показали полное превосходство над американскими М-60 и британскими «чифтенами», стоявшими на вооружении армии Ирана. В январе 1981 года в долине Хархи близ города Сусенгерд в иранской провинции Хузестан состоялось крупнейшее танковое сражение той войны. В нем приняло участие около 300 танков с каждой из сторон. Иракским Т-62 удалось заманить иранские танки в подготовленную ловушку и уничтожить более 200 из них, потеряв около 40 машин. Это сражение продемонстрировало успешное пробитие брони «чифтенов» снарядами из советской 115-мм танковой пушки. Т-62 довелось повоевать и в Африке — сначала в Анголе, где они в составе бронетанковых частей кубинской армии сошлись с грозными противниками — танками «Олифант» и «Центурион» армии ЮАР, а потом в Эфиопии и Чаде. Со временем Т-62 обзавелся дополнительным бронированием и навесной динамической защитой.

На танке появились новое электронное оборудование и тепловизоры, комплекс управляемого вооружения, лазерный дальномер, баллистический вычислитель, защита от напалма, улучшенный двигатель и ходовая часть. В начале октября 2022 года стало известно, что 103-й бронетанковый ремонтный завод в Забайкалье в течение трех лет, вероятно, должен будет поставить в войска 800 модернизированных танков Т-62. Защита танков будет усилена в соответствии с актуальными требованиями военных. Происходящее на Украине показало, что эффективными могут оказаться и не слишком технологичные виды вооружения. Ввиду чего можно сделать вывод о том, что при правильном использовании танки Т-62 смогут стать не просто эрзац-решением, а по-настоящему новой боевой машиной для поддержки мотострелковых частей Российской армии.

Георгий ПЕТРОВ

zagadki-istorii.ru