У ведущих стран мира в 20 веке было немало локальных, но в тоже самое время длительных конфликтов на чужих территориях. США немало повоевали по всей планете, хотя больше всего проблем им создали Корейская и Вьетнамские войны, СССР девять лет оказывал военную помощь Кабульскому правительству, но только Французы воевали, что в Индокитае, что в Алжире как за свою землю.
Цивилизация существовала на территории современного Алжира еще в незапамятные времена. В XII веке до н. э. там возникли первые финикийские колонии. В III веке до нашей эры на этих землях образовалось государство Нумидия, просуществовавшее около полутора столетий. Оно рухнуло под ударами римских завоевателей, создавших провинцию Новая Африка.
Далее был период вандалов, византийцев, арабов, османов. К началу XVIII века правители Алжира стали фактически независимыми от Османской империи.
Упадок государства в начале XIX века стал поводом для активных действий Франции, стремившейся расширить свои колониальные владения.
Правда, успех высадки десанта и быстрый захват города Алжира стал неожиданностью для самих французов. Сразу развить успех они не смогли, что привело к затяжной борьбе, завершившейся лишь спустя полтора десятилетия. Алжир был провозглашен территорией Франции, разделён на департаменты во главе с префектами, а главой всей администрации стал назначаемый Парижем генерал-губернатор.
Несмотря на то что Франция провозгласила эти земли своими владениями, для алжирцев было крайне осложнено получение французского паспорта. К 1950 году его имели не более 13 процентов коренных жителей Алжира.
Во Французском Алжире проживало около миллиона переселенцев из метрополии, так называемых пье-нуаров. В их владении находилось 40 процентов обрабатываемых земель, причем это были самые плодородные земли.
Режим в колонии представлял из себя «облегченную» версию южноафриканского апартеида. Разделение не носило столь кардинального характера, но различия в правах и уровне жизни между пье-нуарами и коренными жителями было очевидным. С 1920-х годов в Алжире существовало движение за улучшение труда рабочих из числа коренного населения, которое затем преобразовалось в движение за автономию. Колониальные власти, однако, ни о каких переговорах и компромиссах и слышать не хотели.
Но во время Второй мировой войны генерал-губернатору все-таки пришлось пойти на уступки, поскольку лояльность местного населения имела крайне важное значение. Представители Партии алжирского народа выступали за создание алжирского государства с собственной конституцией, выработанной Учредительным собранием, члены которого избирались жителями Алжира.
Однако к концу войны колониальные власти дали понять, что считают такие требования слишком радикальными и на их выполнение никогда не пойдут.
Ответом на это стала подготовка восстания, которое вспыхнуло в мае 1945 года. Оно охватило около 20 городов и посёлков, не считая отдаленных горных деревень. В нём участвовало до 50 тысяч человек. Повстанцы, вооруженные охотничьими ружьями и трофейными автоматами, поджигали фермы колонистов, убивали европейцев, нападали на отряды правительственных войск.
Власти бросили на подавление восстание около 12 000 солдат и офицеров, которые разгромили разрозненные выступления менее чем за десять дней. В ходе карательных акций были убиты до 10 000 алжирцев, еще более 1300 затем были осуждены судами, из них 99 приговорены к смертной казни. Потери французов составили 88 человек убитыми и около 150 ранеными.
Стороны сделали из произошедшего прямо противоположные выводы. В Париже решили, что алжирский вопрос поддается решению с помощью силы, а участники движения за независимость пришли к выводу, что могут поднять на борьбу сотни тысяч человек. И последнее обстоятельство, по их мнению, в итоге должно было привести к победе.
С 1947 года в Алжире началось формирование организаций военного типа, ставивших перед собой задачу подготовки полномасштабного вооруженного восстания. Территория Алжира была разделена на шесть военных округов, в каждом из которых у повстанцев был свой командующий и своя организационная структура. 1 ноября 1954 года небольшие группы объединились во Фронт национального освобождения (ФНО).
Первые военные операции отрядов ФНО были небольшими, однако 20 августа 1955 года они совершили нападение на поселок Эль-Халия, жертвами которого стали 92 человека, в том числе 10 детей. Французские войска и ополчение пье-нуаров ответили такими же убийствами мирных, ни в чем не повинных гражданских лиц. Взаимное ожесточение стремительно росло.
Отряды ФНО использовали партизанскую тактику, а французские войска проводили «зачистки» территории, которые затем брались под строгий контроль дополнительно перебрасываемыми силами. Задача разгрома партизанских отрядов возлагалась на Иностранный легион и элитные парашютные полки.
С 1954 по 1958 годы французский контингент в Алжире вырос с 50 000 до 400 000 человек. Ареной противостояния стала и столица, город Алжир, где вылазки партизан сменялись армейскими «акциями возмездия».
Стремясь лишить ФНО возможности получать подкрепления, французы построили на границе с Тунисом «Линию Мориса» – высокий забор из колючей проволоки под током, подкрепленный минными полями и постами наблюдения.
Французские власти исходили из принципа, некогда сформулированного в России Петром Столыпиным: «Сначала успокоение, потом реформы». Армии удавалось нанести серьезный ущерб ФНО, но полностью разгромить партизан не выходило. А в континентальной Франции росло недовольство происходящим – страна испытывала экономический кризис, а война поглощала огромные средства. К тому же французов шокировали массовые расправы, устраиваемые спецназовцами.
Те, кто воевал в Алжире, считали негативное отношение к себе следствием предательское полиции правительства. В мае 1958 года в Алжире произошел военный мятеж, участники которого потребовали принять новую конституцию Франции и сделать премьер-министром генерала Шарля де Голля. Де Голль действительно вернулся к власти и отправился в Алжир, где дал понять военным, что разделяет их точку зрения о незыблемости французского контроля над этими территориями.
В феврале 1959 года началась утвержденная де Голлем операция «Оранье», которой руководил Морис Шалль. Наступление длилось около года. За это время силы ФНО понесли тяжелейшие потери. Была уничтожена примерно половина всех сил боевиков, включая более 50 процентов командиров отрядов. Командование ФНО в этих условиях отдало приказ разбиться на мелкие группы, дабы не допустить полного разгрома. Фактически задача военной победы над противником была решена.
Но пока генералы в Алжире наслаждались успехом, де Голль думал над вопросом: а что же дальше? Кровавый конфликт окончательно разделил французов и алжирцев, и удержание территории, большинство населения которой ненавидело колонизаторов всеми фибрами души, сулило Франции огромные внутренние проблемы.
Осенью 1959 года де Голль впервые заговорил о том, что судьбу Алжира должно решать народное волеизъявление. Для ФНО эти слова французского президента звучали как музыка. Начинать новые масштабные операции не имело ни малейшего смысла. А вот генералы, уверенные, что держат победу в своих руках, были взбешены, назвав де Голля «предателем».
Но французский лидер гнул свою линию. 8 января 1961 года состоялся французский референдум по самоопределению Алжира, участники которого отвечали на вопрос: «Одобряете ли вы законопроект, представленный французскому народу Президентом Республики относительно самоопределения алжирского населения и организации государственной власти в Алжире перед самоопределением?» «Да» ответили 74,99 процента жителей Франции и заморских территорий.
Ответом на это стало создание ультраправой «Секретной вооружённой организации» (OAS), провозгласившей девиз: «Алжир принадлежит Франции — так будет и впредь». Члены OAS решили использовать террор, для того чтобы сорвать достижение мирных соглашений. Жертвами их акций становились как алжирцы, так и французы. В OAS планировали и физическое устранение самого де Голля.
В марте 1962 года были подписаны Эвианские соглашения между Францией и Алжиром, прекращавшие боевые действия и отдававшие решение дальнейшей судьбы бывшей колонии в руки ее жителей. 8 апреля 1962 года 91 процент французов проголосовал на референдуме в поддержку Эвианских соглашений.
Последний шаг был сделан 1 июля 1962 года, когда почти все участники референдума в Алжире проголосовали за независимость.
5 июля 1962 года независимость Алжира была провозглашена официально. К 1963 году французским спецслужбам удалось разгромить OAS.
Алжирская война унесла жизни около 150 тысяч участников партизанского движения, более 300 000 мирных алжирцев, более 20 000 французских военнослужащих.
И это еще не все жертвы. После провозглашения независимости в Алжире начались убийства тех алжирцев, которые участвовали в конфликте на стороне французов. Таких, по самым скромным оценкам, оказалось более 30 000. Не получилось и мирного сосуществования с пье-нуарами, которым победители предъявляли предельно простой ультиматум: «Чемодан или гроб». Страну покинули около 750 000 человек.
История на этом не закончилась. Тесные связи между бывшей колонией и бывшей метрополией сохранились, и из Алжира в поисках лучшей доли потянулись во Францию те, чьи отцы сражались за независимость. Со временем небольшой ручеек превратился в полноводную реку, и сегодня старые обиды порождают новые проблемы уже в самой Франции. И как разрешится этот узел противоречий, сегодня никто не знает.
Советская помощь Алжиру
В 1955 году, когда в Алжире началась массовая национально-освободительная борьба. Советское руководство оказывало всемерную дипломатическую поддержку в ООН сформированному в 1958 году Временному правительству Алжирской Республики (ВПАР).
Советский Союз помогал алжирской армии национального освобождения оружием и другим военным имуществом. По инициативе СССР, аналогичную позицию по отношению к Алжиру занимали Болгария и Югославия.
В боевых действиях в Алжире участвовали 337 советских военных советников и специалистов. Они способствовали организационно-кадровому укреплению алжирской армии, улучшению планирования операций против колониальных войск Франции.
В результате французское правительство вынуждено было пойти на переговоры с Временным правительством Алжирской Республики. 18 марта 1962 года стороны подписали соглашение, предусматривавшее прекращение военных действий и предоставление Алжиру независимости.
Алжир встал на путь строительства суверенного государства и проведения социально-экономических преобразований. Однако этому в значительной мере мешали сплошные минные заграждения. Еще в 1959 году граница с Марокко на всех наиболее важных участках была перекрыта минными полями, системой постов и проволочными заграждениями (560 км, в том числе 430 км электрифицированных). Вдоль границы с Тунисом протянулись 1500 км электрифицированных проволочных заграждений, усиленных сплошными минными полями.
В сентябре 1962 года правительство Алжира направило телеграмму руководству СССР, в которой излагалась просьба оказать содействие в уничтожении минно-взрывных и иных заграждений. Советская сторона согласилась безвозмездно помочь алжирскому народу (соглашение от 27 июля 1963 г.).
11 октября 1962 года в Алжир прибыла первая группа из 10 офицеров — специалистов минного дела. В июне 1963 г. в Алжир прибыла вторая группа советских военных специалистов. Вскоре в Алжире находилось уже более ста советских специалистов и военнослужащих срочной службы. Большинство офицеров имели большой опыт работы, участвовали в Великой Отечественной войне и были награждены многими правительственными наградами. К осени 1963 года на боевом счету каждого минера было уже по 10-15 тысяч уничтоженных мин.
С самого начала работы на земле Алжира советские саперы уделяли особое внимание подготовке специалистов по разминированию из офицеров и солдат алжирской армии. Это было нелегкой задачей, в том числе и по причине языкового барьера. Зачастую приходилось использовать тройной перевод — с русского на французский, затем — на арабский.
Последние советские саперы покинули Алжир в июне 1965 года. За все время они обезвредили около 1,5 млн. мин, разминировали более 800 км минно-взрывных полос и очистили 120 тыс. га земли.
Всего при осуществлении разминирования в Алжире погибли в катастрофах и при других обстоятельствах, умерли от ран и болезней 25 советских специалистов, в том числе 1 человек — при разминировании.
Боевая работа советских воинов по разминированию явилась одной из наиболее ярких составляющих советско-алжирского сотрудничества в военной области.
По материалам АиФ и memorial24.ru
Иллюстрация заголовка – кадр из фильма «Битва за Алжир» 1966 г.