1941. Захват Крита Германией. Слишком дорогая победа немецких ВДВ

Стратегическая операция «Меркурий» по захвату Крита стала одной из самых ярких десантных операций Второй мировой войны. Немцы захватили остров путем высадки воздушного десанта. Несмотря на тяжелые потери, германские ВДВ смогли выполнить поставленные задачи и обеспечили высадку основных сил. В итоге Третий рейх установил контроль над коммуникациями Восточного Средиземноморья. Остров Крит представлял собой важнейшую базу для авиации и флота. Отсюда можно было держать под контролем воздушное пространство над Балканами, контролировать перевозки в восточной части Средиземного моря.
Операция «Марита» завершилась полным разгромом и капитуляцией греческой армии. Греческий король Георг и правительство бежали на Крит, затем в Египет. 27 апреля 1941 года германские войска вошли в Афины. 30 апреля немцы вышли к южному берегу Греции. Страна была оккупирована немецкими и итальянскими войсками. Создано марионеточное Греческое государство генерала Г. Цолакоглу, подконтрольное Третьему рейху.
Британцы успели вывезти большую часть своего экспедиционного корпуса. Часть войск высадили на Крит, туда же эвакуировали и греков. Судам, которые осуществляли эвакуацию, было ближе выгружать их здесь, чем везти в Палестину или Египет. К тому же здесь они были нужнее. Остров был стратегическим плацдармом, который угрожал позициям рейха на Балканах. Отсюда британские ВВС могли держать объекты, коммуникации на Балканах, угрожать румынским нефтепромыслам. Британский флот и авиация контролировали перевозки в восточной части Средиземного моря. Также британцы с Крита могли усилить атаки коммуникаций, по которым снабжали германо-итальянскую группировку с Ливии.

Уже в ходе итало-греческой войны в 1940 года Англия заняла Крит и сменила греческий гарнизон, нужный для войны на материке. Снабжение гарнизона на острове осуществлялось через удобный порт в заливе Суда, который одновременно стал и военно-морской базой. Он располагался на севере острова и был связан с аэродромами Малеме, Ретимнона и Гераклиона единственной нормальной дорогой, которая шла по северному побережью. В остальной части острова были в основном тропы, пригодные для гужевого транспорта.
Гитлер осознавал значение Крита. Чтобы закрыть британцам вход в Эгейское море, обеспечить морские коммуникации из Греции в Румынию и Болгарию, захватить аэродромы, с которых противник мог атаковать нефтяные промыслы румынского Плоешти, фюрер решил захватить Крит. Основной удар планировали нанести по воздуху. Это была оригинальная операция, элементы которой гитлеровцы испытали в Голландии и Бельгии. Воздушных десантных операций таких масштабов в Европе ещё не знали. Её можно было провести только при совпадении ряда благоприятных обстоятельств. Внезапность и быстрота. Нельзя было дать противнику прийти в себя и закрепиться на острове. Десант по морю перевезти было нельзя, там господствовал британский флот.

В среде германского верховного командования не все поддерживали идею Критской операции. Многие сначала предлагали захватить Мальту, установив контроль над центральной частью Средиземного моря. Эту операцию должен был провести ещё Муссолини. Но дуче так и не решился бросить флот и ВВС на штурм Мальты. Захват Мальты позволял укрепить снабжение войск в Северной Африке, страны «оси» получали контроль над центральным Средиземноморьем, что значительно ухудшало положение британцев в Египте и на Ближнем Востоке.
Поэтому командующий германским флотом адмирал Редер и другие высокопоставленные командиры были против операции на Крите. Захват Мальты был важнее. Верховное командование во главе с Кейтелем и Йодлем предлагало Гитлеру немедленно начать Мальтийскую операцию. Британцев на Крите можно было нейтрализовать действиями германских ВВС с территории Греции. Самолеты люфтваффе могли легко бомбить объекты на Крите.
Но фюрер уже принял роковое для рейха решение. Все его указания в это время были подчинены основной цели – разгромить русских. Поэтому борьба с Англией отошла на второй план. Хотя Германская империя вместе с Италией имели все возможности, чтобы захватить не только Крит и Мальту, но и Кипр, Египет, Суэц и Гибралтар. Распоряжение Гитлера № 28 от 25.04.41 г. поставило точку в этом споре: Успешно завершить Балканский поход путем оккупации острова Крит и использования его в качестве опорного пункта для воздушной войны против Англии в восточном Средиземноморье (операция «Меркурий»).

Для операции немцы использовали большое количество авиации: до 500 транспортных самолётов, 80 – 100 планеров, 430 бомбардировщиков и 180 истребителей прикрытия (8-й авиационный корпус генерала фон Рихтгофена). Расстояние от немецких воздушных баз, созданных на материке, до Крита колебалось от 120 до 240 км и не превышало радиуса действия люфтваффе. Расстояние же до британских авиационных баз в Египте, на Мальте составляло от 500 до 1000 км. В результате немцы получили полное превосходство в воздухе, что стало их главным козырем. Британцы могли совершать налёты только ночью и небольшими силами. Летать днём английские бомбардировщики не могли, так как радиус действия истребителей не позволял им сопровождать бомбардировщики. Отпускать бомбардировщики без прикрытия было слишком опасно.
Расположить крупные силы ВВС на Крите англичане не смогли, так как их не было, а оголять другие направления не стали. Небольшие силы британских ВВС на острове (около 40 машин) не могли противостоять врагу. Когда начались постоянные налёты немецкой авиации на Крит, с целью подготовки десантной операции, британцы потеряли почти всю авиацию. Последние британские самолеты, во избежание их гибели, перевели в Египет. Снабжение и переброску дополнительной артиллерии по морю на Крит британцы также прекратили, чтобы уйти от потерь транспортов от немецкой авиации. Немецкие ВВС почти блокировали морское снабжение. Люфтваффе наносили удары и по возможным позициям сухопутных войск противника. Но они были хорошо замаскированы, поэтому потери союзников на суше были минимальными.
Замысел немецкой операции предусматривал захват силами ударных групп парашютно-десантных войск трёх аэродромов на острове для переброски по воздуху главных сил десанта. К концу второго дня планировалось высадить морской десант и подвести тяжелое вооружение. К операции привлекались: немецкие 7-я воздушно-десантная, 5-я горно-стрелковая дивизии, отдельные части и подразделения. Всего около 25 тыс. солдат. Командовал операцией основатель германских ВДВ, командир 11-го воздушно-десантного корпуса генерал-лейтенант Курт Штудент. В морском десанте участвовало около 4 тыс. человек, 70 судов. Плюс силы итальянского морского десанта – около 3 тыс. человек, 60 судов. Часть итальянского флота и ВВС – 5 эсминцев и 25 малых кораблей, более 40 самолетов.

Сначала британское командование вообще не желало оборонять Крит. Немцы имели полное преимущество в воздухе. Союзные войска на Крите могли понести большие потери. Но Черчилль настоял на жесткой обороне острова. И гарнизон усилили.
Силами союзников на острове командовал генерал-майор Бернард Фрейберг. На острове было около 9–10 тыс. греков, эвакуированных с материка. Части 12-й и 20-й дивизий, батальоны 5-й Критской дивизии, гарнизон Ираклиона, батальон жандармерии, учебные полки, курсанты военной академии и другие подразделения. Многие солдаты были деморализованы катастрофой на родине. Местные, учебные части и ополченцы были плохо вооружены и обучены. Они не имели тяжелого вооружения, его бросили в Греции. Большой проблемой была нехватка боеприпасов.
Британские войска состояли из гарнизона острова – около 14 тыс. человек, и эвакуированных из Греции частей – около 15 тыс. человек. Ядром британской группировки была 2-я новозеландская дивизия, 19-я австралийская бригада и 14-я британская пехотная бригада. Всего союзные силы насчитывали около 40 тыс. солдат. Плюс несколько тысяч местных ополченцев.

Британцы, бежавшие из Греции, бросили почти всё тяжелое вооружение и технику. Новую на остров практически не завозили. В результате на вооружении союзников было около 25 танков и 30 броневиков, около 100 полевых и зенитных орудий. С моря войска могла поддержать Средиземноморская эскадра адмирала Э. Каннингема: 5 авианосцев, 1 линкор, 12 крейсеров, более 30 эсминцев и другие корабли, и суда. Флот был развёрнут севернее и западнее острова.
Таким образом, британское командование делало ставку на флот. Мощный флот должен был только своим присутствием сорвать все планы противника по высадке десанта. Очевидно, с этим связано отсутствие ВВС на Крите, отказ усилить гарнизон тяжелым вооружением, особенно артиллерией и средствами ПВО. Союзники на острове не имели сильной ПВО (только одна легкая батарея), которая могла сорвать воздушный десант либо его обескровить. Артиллерии было мало. Имеющиеся танки были технически изношены, большинство использовали как доты. Пехота не имела транспорта для быстрой переброски в места высадки десанта противника.

Руководитель германской военной разведки (абвера) адмирал Канарис сообщил верховному командованию, что на Крите всего 5 тыс. английских солдат и нет греческих войск. Немцы считали, что британцы эвакуировали все войска из Греции в Египет. Также глава разведки отметил, что местные жители встретят немцев как освободителей, учитывая их республиканские и антимонархические настроения. При этом абвер имел на острове хорошую агентурную сеть и не мог не знать об истинном положении дел. С учётом этого Канарис, по сути, работал на Британскую империю, он просто подставлял вермахт. Десантная операция должна была завершиться полным крахом. Гитлеру, разочарованному действиями в Средиземноморье, оставалось только идти на Восток.
Разведка 12-й немецкой армии, оккупировавшей Грецию, имела более объективные данные. Однако она также значительно преуменьшила численность британского гарнизона (15 тыс. солдат) и эвакуированных с материка греческих сил. Командующий 12-й армией генерал А. Лёр был уверен, что для Критской операции достаточно двух дивизий, но оставил 6-ю горную дивизию в резерве в районе Афин. Таким образом, немцы не знали реальных сил врага, преуменьшали их число и боевой дух. И чуть не угодили в западню.

Немцам повезло, что противник также совершил ряд провалов в разведке и планировании. Британцы имели преимущество в численности и даже вооружении над германскими парашютистами. Десантное вооружение ещё только делало первые шаги. Только четверть германских десантников имели компактные автоматы. У прочих были карабины. Их вместе с ручными пулеметами и боеприпасами сбрасывали отдельно от людей, в особых контейнерах. Также сбрасывали легкие пушки, минометы и прочее снаряжение. Контейнеры были неуправляемы, разносились ветром. В результате десантники (кроме автоматчиков) были вооружены лишь пистолетами, ручными гранатами и ножами. Парашютистам приходилось искать контейнеры с вооружением и боеприпасами, прорываться к ним с боями, нести тяжелые потери.
Британцы, если бы заранее подготовились именно к воздушному десанту, имели полное преимущество над слабо вооруженным и малочисленным врагом. Из радиоперехватов и данных своей разведки на материковой Греции англичане знали, что гитлеровцы готовят десантную операцию. Воздушная разведка отмечала сосредоточение немецких ВВС на аэродромах, расположенных на материке и на островах, что говорило подготовке германской операции. Британское командование получало данные расшифрованных немецких переговоров. Поэтому командующий критской группировкой Фрейберг принял меры по усилению обороны аэродромов и северного побережья острова.

Однако произошла странная путаница. Британцы привыкли воевать на море и мыслили «морскими» понятиями. Прочитали «десант» и решили, что морской! Стали усиливать наблюдение и оборону побережья. Снимали войска из внутренних районов, перебрасывали на побережье, спешно возводили полевые укрепления. Генерал Фрейберг сформировал четыре группы войск: в Гераклионе, Ретимноне, у залива Суда и в Малеме. Фрейберг также предложил разрушить аэродромы, чтобы не дать немцам перебросить на них подкрепления, если их захватят. Верховное командование отклонило это предложение, оказавшееся верным.

Летом 1941 года, в ходе нападения фашисткой Германии на СССР, многие военные специалисты обратили внимание на то, что германское командование практически исключило широкое применение своих воздушно-десантных войск на Восточном фронте. Соединения и части германских ВДВ воевали в основном в качестве пехоты, иногда в качестве штурмовых войск, да, воздушные десанты немцами применялись, но только в составе не больших подразделений и то только в ближних тылах Красной Армии, в основном для захвата или уничтожения особо важных отдельных объектов и не более того.

В чем причины такой осторожности германцев? К примеру, их танковые части и соединения наоборот мчались только вперед, не обращая внимания на свои открытые фланги и отставшие тылы, фактически немецкие танкисты заменили собой ВДВ, так как действовали решительно, дерзко, напористо и инициативно, а подразделения германских ВДВ на поле боя скромно следовали за ними в качестве обыкновенной мотопехоты.
Причиной такой «скромности» германских ВДВ, оказывается, был личный приказ фюрера, запрещавший использование германских воздушно-десантных войск в специальных масштабных десантных операциях, данный приказ состоялся по итогам операции по захвату о. Крит, проведенный силами германских ВВС и ВДВ в мае 1941 года.
Для чего вообще немцам понадобилось захватывать этот остров, находящийся в восточном Средиземноморье, да еще буквально накануне начала большой и серьезной войны против Советского Союза?
Многие исследователи полагают, что немцы серьезно опасались того, что, используя Крит как базу и своего рода непотопляемый авианосец, союзники начнут бомбардировки румынских нефтяных месторождений, имевших для Германии важнейшее стратегическое значение, так как без румынской нефти было практически невозможно вести войну против СССР, так что захват Крита являлся залогом успешного безостановочного продвижения германских танков на будущем Восточном фронте.

Из различных данных известно, что к началу операции гарнизон Крита насчитывал около 40 тыс. греческих и британских солдат, цифра кажется на первый взгляд внушительной, однако греческие войска, имели на боевых позициях в своем составе всего не более 14 тыс. солдат и те были практически без тяжелых вооружений и имели крайне ограниченное количество боеприпасов. Таким образом, данной группировке союзных войск было не легко противостоять не только германским десантникам, настоящей германской военной элите, но и даже обыкновенной пехоте вермахта.
Англичане прекрасно понимали, что плохо вооруженные греческие войска долго обороняться не смогут и поэтому главными силами, которые составляли основу противодесантной обороны Крита, являлись, в основном, их наиболее подготовленные кадровые пехотные полки Лестерский, Аргайлский и Сазерлендский, которые имели на вооружении даже легкие танки. Слабыми сторонами в обороне острова было также отсутствие транспорта, в связи, с чем невозможно было быстро перебрасывать войска с одного угрожаемого направления на другое, обороняющиеся также не имели на вооружении достаточного количества артиллерии и боеприпасов к ней. На вооружении ПВО, чтобы прикрыть хотя бы наиболее важные объекты, зенитных орудий было не более половины от необходимого количества.
По всей видимости, английское командование рассчитывало, в основном, на свои военно-морские силы, так как их боевые корабли почти полностью контролировали все прибрежные воды Крита. Все это, как им казалось, делало остров практически неприступным для традиционного на то время морского десанта, однако немцы ударили там, где их ожидали меньше всего, – с воздуха.
Германцы для вторжения на Крит создали специальную авиационно-десантную группировку, в состав которой входили: 11-й авиационный корпус, который привлекался для осуществления непосредственно высадки на остров и 8-й авиационный корпус, который должен был прикрыть все действия десанта на земле. Немецкие авиационные корпуса в общей сложности насчитывали 430 бомбардировщиков и 180 истребителей, более 500 транспортных самолетов и 80 планеров. Немцы имели полное господство в воздухе. Командование всей операцией осуществляло ведомство Геринга-Люфтваффе, германские ВДВ в то время входили в состав ВВС, также, как и ПВО как у них говорили, все что летало, подчинялось Герингу.

Для захвата Крита немецкое командование выделило 7-ю парашютную и 5-ю горнострелковую дивизии. Кроме этих основных частей, в состав десанта входили также части усиления. Парашютную дивизию немцы планировали десантировать на парашютах, а горнострелковую – на планерах и транспортных самолетах.
Всего в состав десанта, включая части, которые предполагалось доставить морем, входило около 23 000 человек. Несмотря на подавляющее преимущество в воздухе, штурм Крита являлся по-прежнему очень рискованным и авантюрным мероприятием, так как Люфтваффе намеревалось захватить остров, расположенный почти в 100 милях от материковой части Греции, фактически без участия военно-морских сил, то есть при помощи только одних самолетов и десантников. Получалось, что численность сил вторжения была почти вдвое ниже, чем защитников острова. Немцы торопились и, как показали дальнейшие события, эта спешка при подготовке к столь серьезной операции чуть не привела их лучшие войска к настоящей трагедии и полному краху.
И вот день «Д» наступил, операция по захвату о. Крит под названием «Меркурий» началось ровно в 8.00 20 мая 1941 года. Сотни германских боевых самолетов заполнили небо над островом, штурмовики били точно по ранее вывяленным целям, буквально в течение первых минут налетов от штурмовок и бомбежек большинство позиций греков и англичан были разрушены, а многие зенитные расчеты уничтожены или на короткое время нейтрализованы, то есть попросту в панике разбежались.

Германские асы действовали четко по плану операции, вначале была нейтрализована большая часть средств ПВО противника, затем во вторую очередь были атакованы основные дороги острова, порты и многие другие объекты, обороняющиеся еще были в шоке и растерянности, когда вдруг прямо у них над головой появились сотни германских транспортников Ю-52, и вниз, словно горох посыпались тысячи германских парашютистов, затем в небе показались десятки планеров с горными стрелками на борту. Зрелище действительно было впечатляющим.
В результате общая численность войск, перевезенных немцами по воздуху, составила почти 23 500 человек, кроме того, самолетами были доставлены 353 орудия, 771 мотоцикл (главное транспортное средство германских парашютистов), 5358 десантных контейнеров с оружием и снаряжением и 1090 тонн различных грузов.
Вроде все для германцев началось удачно и мощно, казалось, что такую мощь остановить практически невозможно, но это только казалось, затем все пошло явно в разрез с планами, разработанными в уютных берлинских штабных кабинетах.
Многие из нас видели как десантируются современные ВДВ, боец-десантник с собой имеет не только личное стрелковое оружие, гранатометы, но и запас боеприпасов, продовольствия и т.д. , то есть современный десантник приземлившись и освободившись от парашютных строп сразу же может вступить в бой и эффективно уничтожать не только пехоту противника но и многие бронированные цели.

У германских ВДВ в 1941г. при десантировании на о. Крит главным недостатком было то, что парашютисты во время десантирования имели при себе только ножи и пистолеты. Основное оружие и снаряжение сбрасывалось отдельно в специальных контейнерах. Это было вызвано, прежде всего, недостатками в конструкции парашютов и опасениями, что стропы могут зацепиться за выступающие предметы экипировки.
Такая тактика была бы вполне оправдана при выброске в безлюдных районах, однако на Крите десантирование происходило практически на позиции противника. В результате немецкие десантники после приземления гибли десятками, а то и сотнями, так как оказывались перед врагом практически безоружными, греки и англичане их просто безнаказанно расстреливали, не давая добраться до контейнеров с личным оружием.
В результате первая волна высадки немецкого десанта из состава 7ПД понесла крупные, в своем большинстве неоправданные потери. А вот зенитная артиллерия британцев пришла, наконец-то, в себя и открыла плотный заградительный огонь по германским транспортникам и парашютистам. Иногда окружающее наблюдали страшные картины – это когда подбитые германские самолеты разламывались на части прямо в воздухе, парашютисты высыпались из них словно картошка из мешка и гибли, не имея возможности раскрыть парашют с помощью вытяжного кольца. Так как конструкция тогдашнего немецкого парашюта не позволяла каким-либо образом изменить траекторию полета, так что в парашютном деле, как показал Крит, немцы были явно в отстающих, многих потерь среди десантников можно было бы избежать, имея на вооружении более совершенную посадочную технику.

К вечеру первого дня, после многочасовых очаговых боев, большая часть намеченного плана немцев потерпела неудачу. Атаки парашютистов на многих направлениях были отбиты. Немецким войскам, высадившимся на планерах в районе Каньи, пришлось вести тяжелые бои, многие планера разбились вместе с людьми, находящимися у них на борту. Попытка высадки морского десанта и та потерпела неудачу, все транспорты, на которых итальянцы, союзники немцев пытались перебросить десант на остров, были потоплены или отогнаны английскими боевыми кораблями. Весь остров был усеян обломками планеров, брошенными немецкими парашютами, контейнерами и множеством трупов, в основном из состава германской военной элиты.
Но немцам путем нечеловеческих усилий все же удалось зацепиться за остров, и британцы поняли, что просто так этот противник им не даст его добить окончательно, что борьба за Крит все еще впереди.
Командующий и главный создатель германских ВДВ генерал Штудент осознал реальную угрозу полного провала операции, однако, несмотря на давление со стороны главного командования, генерал решительно отверг предложение прекратить вторжение на Крит, в этом случае пришлось бы оставлять на реальную погибель, а попросту бросить на произвол судьбы несколько тысяч отборных германских десантных бойцов, ценой огромных усилий и потерь захвативших плацдармы и даже окопавшихся вокруг некоторых английских аэродромов.

После краткого совещания, ввиду отсутствия крупных резервов из состава парашютно-десантных частей, так как вся 7 ПД была в бою на острове, он принял решение о досрочной отправке посадочным способом на Крит третьего эшелона десанта в составе горных стрелков. Приказ был отдан, невзирая на реальное положение вещей, так как в руках немцев к тому времени не было ни одного полностью взятого под их контроль аэродрома, поэтому самолетам первой волны предстояло приземляться на фактически находящийся в руках врага небольшой горный аэродром.
И вот в течение 22 мая германские транспортные самолеты, несмотря на плотный зенитный огонь противника, сумели доставить на один из горных аэродромов под названием Малеме два пехотных батальона из состава 5-й горнопехотной дивизии, инженерный батальон и парашютную артиллерийскую батарею. Немцам приходилось расчищать посадочную полосу от горящих и подбитых самолетов с помощью захваченных английских танков. По словам очевидцев тех событий, в ходе высадки десанта не редко наблюдались такие катастрофические картины, достойные современных голливудских блокбастеров, это когда транспортник, загруженный до упора горными стрелками при посадке сталкивался с пытающимся взлететь другим Ю-52, раздавался взрыв, пламя, люди горели живьем прямо на глазах у тех, кому повезло, кто успел до этого выгрузиться перед ними, поле аэродрома Малеме после завершения боевых действий на Крите стало настоящим кладбищем германской транспортной авиации.
Британцы, понимая, что Малеме для немцев – это ключ к победе и в целом к овладению Критом, на протяжении всего дня атаковали этот аэродром практически беспрерывно, но немцы стояли на смерть, им отступать было некуда, и они устояли. Вскоре все атаки англичан были отбиты, и они вынуждены были отступить.
Наконец, 25 мая, на шестой день сражения, наступил перелом в битве в пользу германцев. Генерал Штудент вылетел из Афин в Малеме вместе со своим штабом, где на месте лично возглавил свои войска.
А вскоре, 27 мая, британцы поняли, что проиграли, их командованием был отдан приказ о начале эвакуации в Египет, и уже вечером 28 мая началась эвакуация в Египет измотанных и деморализованных английских войск. В этот же день 28 мая с моря успешно высадились главные силы морского десанта отряд итальянских войск в составе почти 6 тыс. чел., которые и закрепили успех германских десантников окончательно.
Победа немцам досталась очень дорогой ценой, успех в боях за Крит ими был достигнут прежде всего благодаря всесторонней личной подготовке немецких десантников и горных стрелков, их умению вести бой в любых условиях местности и в любой обстановке.
Да, германскому командованию удалось довести операцию «Меркурий» до ее логического завершения, Крит в итоге был завоеван, однако победа оказалась по настоящему «пирровой» за две недели боев их десантные части потеряли только убитыми и пропавшими без вести около 4 тысяч человек, почти 3400 человек было ранено. Потери военно-транспортной авиации также катастрофические, из 500 военно-транспортных самолетов, принимавших участие в операции, в строю осталось только 185 единиц, после Крита германцы остались практически без своей транспортной авиации.
После окончания операции «Меркурий», генерал Штудент был вызван на «ковер» к фюреру, Гитлер, узнав о потерях, был в ярости, из громадного кабинета рейсхканцелярии доносились крики и упреки в адрес Штудента, в результате Гитлер запретил впредь проводить крупномасштабные десантные операции с участием ВДВ, возможно немцы были правы, что поступили таким образом, так как в дальнейшем опыт Второй Мировой войны в целом показал, что крупномасштабные операции воздушно-десантных войск слишком затратные и рискованные мероприятия, как, например, операции ВДВ, проведенные Красной Армией в 1943г. на Днепре и нашими союзниками в 1944г. в Голландии, которые к большим успехам не привели, а вот потери в людях и технике были довольно значительными.

По материалам topwar.ru Андрей Лебедев