1939. Словацко-Венгерская война

Нынешние политические реалии, как правило базируются на событиях истории. И сегодня, когда Западную Украину готовы поделить между собой Польша, Венгрия и Румыния – они, эти страны объясняют событиями конца тридцатых годов 20 века. В предвоенные годы на территориях Восточной Европы, что ранее входила в состав Австро-Венгерской империи было всё неспокойно и неясно. У каждой из сторон Словацко-Венгерской войны, что со стороны Чехии, что со стороны Словакии, что со стороны Венгрии накопилась масса взаимных претензий по границам, по качеству жизни и свобод народов, проживающих на чужих территориях. Каждая из сторон выказывала претензии другой стороне и всё было предельно напряженно. Одним из факторов сложных переговоров между сторонами стало образование Чехо-Словакии – государства внутри которого также существовали многочисленные противоречия между вновь объединенными странами. В итоге всё полыхнуло. Чем закончились военно-политические игры в Восточной Европе мы знаем из даты начала Второй Мировой войны, когда немцы решили, что Польша им не нужна, а нужно генерал-губернаторство и начали свою большую войну в Европе.

Причиной Словацко-Венгерской войны стали территориальные претензии Венгрии относительно Подкарпатской Руси – словацкой области, в которой проживало большое количество этнических венгров.  Венгерское правительство давно вынашивало планы военного отторжения этой территории. Но существование Чехословакии не позволяло этого сделать. Венгрия значительно уступало этому государству в военной силе. Однако после мюнхенских соглашений, ситуация изменилась. Словакия объявила о своей независимости и у Венгрии появился шанс воплотить свои планы в жизнь. Вторжение в Словакию произошло 23 марта 1939 года. Венгерское правительство не уведомило о своих военных планах Германию и Италию, зная, что они выступят против.

На рассвете 23 марта 1939 года Венгрия напала на Словакию со стороны Подкарпатской Руси. Началась Словацко-венгерская война. Словакия и Подкарпатская Русь (Подкарпатье) до окончания Первой мировой войны входили в состав Венгерского королевства. Они были отделены Трианонским мирным договором (4 июня 1920 г.) и переданы Чехословакии, где по данным переписи 1930 г. проживало около 750 тыс. мадьяр. Такое отделение считалось в Будапеште временным явлением. Как писал чехословацкий посланник в Будапеште М. Кобр: «…вся интеллектуальная жизнь венгерской нации была охвачена только одним сознанием несправедливости, которую стране и нации нанес Трианонский мирный договор, и отчаянным желанием сбросить это невыносимое положение. От воспитания деток в начальной школе и до чтения лекций самым знаменитым университетским профессором, каждое публичное выступление служило этой ведущей идее».
2 ноября 1938 г. в Вену прибыли министры иностранных дел Германии, Италии, Венгрии и Чехо-Словакии (данный термин в названии государства использовался в октябре 1938 – марте 1939 г., далее – Ч-СР). Причиной их встречи стала неспособность Праги и Будапешта договориться об условиях урегулирования проблемы венгерского национального меньшинства в Ч-СР и таким образом выполнить требование Мюнхенского договора 29 сентября 1938 г. Он гласил, что Прага в течение трех месяцев должна решить польский и венгерский вопросы «с заинтересованными правительствами путем соглашения». В случае если такое соглашение не будет выработано, договор предусматривал арбитражное решение Германии, Италии, Великобритании и Франции.

После чехо-словацко-венгерских переговоров в Комарно (9—13 октября 1938 г.), где две делегации выступили с совершенно разными подходами к решению венгерского вопроса в Ч-СР, обе стороны решили обратиться к международному арбитражу. Интересно, что Прага предложила выступить арбитрами только министрам иностранных дел Италии и Германии, без участия представителей Лондона и Парижа. Венгрия, имевшая теплые отношения с Римом, согласилась на подобное третейское решение. Стоит отметить, что между окончанием переговоров в Комарно и Венским арбитражем чехо-словацкая точка зрения на венгерский вопрос претерпела значительную эволюцию. Если крайним чехо-словацким предложением в Комарно была передача Венгрии 5570 кв. км с населением в 400 тыс. чел., то через неделю министр иностранных дел Ч-СР Ф. Хвалковский уже предлагал Будапешту 9600 кв. км с 720 тыс. чел.. Прага и Будапешт так и не смогли договориться о «недавно денационализованных городах» (тех, в которых по статистике 1910 г. большинство жителей составляли венгры). Такими «спорными» городами были Братислава, Нитра, Севлюш, Кошице, Ужгород, Мукачево, Нове Замки, Левице, Лученец. Согласно решению арбитража первые три остались в составе Ч-СР, остальные передавались Венгрии. Общая площадь переданных территорий составляла 12 400 кв. км, где проживало около 1 млн чел.

Передавая Венгрии территорию Южной Словакии и юго-западной части Подкарпатья, И. фон Риббентроп и Г. Чиано обязали Прагу и Будапешт создать комиссию, которая должна заниматься всеми вытекающими из результатов арбитража вопросами (оптации и гражданства, установления границы на местности, вопросами имущества, защиты оставшихся венгров в Ч-СР, а также невенгров, оказавшихся на передаваемых территориях). Арбитраж предусматривал также возможность повторного решения Италии и Германии, если между чехо-словацкой и венгерской сторонами возникнут споры.

Через неделю после арбитража между венгерской и чехо-словацкой сторонами была достигнута договоренность о необходимости формирования смешанных делимитационной, правовой, хозяйственной и миноритарной комиссий. Основную роль играла делимитационная комиссия, занимавшаяся точным определением новой границы. Уже на своих первых заседаниях она пришла к согласию использовать в качестве границ населенных пунктов не административное деление, а данные земельного кадастра, что привело позже Ч-СР к непредвиденным территориальным потерям.

Венгерские войска и новая администрация на переданных землях сразу же начали принудительный сгон чешских, словацких и русинских колонистов. Уже 11 ноября 1938 г. председатель чехо-словацкой делегации М. Кобр послал письмо венгерскому коллеге П.Телеки с просьбой принять меры по охране прав и имущества чехо-словацких колонистов, особенно в районе образуемого Дунаем и его рукавом Житного острова. Согласно чехо-словацким данным некоторые колонисты, не покинувшие заблаговременно оккупируемые земли, направлялись впоследствии в специальный лагерь в Эстергоме. Изгоняемые оккупационными войсками колонисты были переселенцами из внутренних словацких и чешских районов республики. «Интенсивная колонизация» венгерской части республики опиралась еще на старые директивы Генерального штаба Чехословакии — многие переселенцы были бывшими легионерами и должны были укреплять приграничные районы страны.

В ответ на выселения колонистов чехо-словацкой стороной были предприняты «контрмеры». В 20-х числах ноября с территории Подкарпатья начали сгонять местных венгров и промадьярски настроенных русинов — около 700—800 чел. ушло в Венгрию. Согласно сообщению венгерской правовой подкомиссии в Мукачево пришел полковник чехо-словацкого генштаба, и заявил, что, пока королевские власти будут сгонять колонистов, в Подкарпатье будут прибегать к подобным противодействиям.

1 декабря венгерская правовая подкомиссия сообщила, что согнанные колонисты могут вернуться за своим движимым имуществом, но Венгрия не допустит их возвращения для дальнейшего проживания. Судьбу колонистов, оставшихся в Верхней Венгрии (Южной Словакии), обещали решить позже, но правительство оставляло за собой право на их выселение. 5 – 7 декабря 1938 г. в Братиславе прошли переговоры о чехо-словацких колонистах. Было решено разрешить проживание оставшихся колонистов в переданных землях до 1 октября 1939 г., также венгерская сторона согласилась принять до осени 1939 г. 300 русинских колонистов, которым оказалось негде жить после выселения. Оставшиеся словаки, по мнению словацкого историка Л. Липтака, «кроме общего политического давления диктатуры, подверглись и национальному притеснению». Кроме колонистов, венгерские власти начали выселение евреев, не обладавших чехо-словацким гражданством. 6 октября 1938 г. Словакия провозгласила автономию, Прага на сей раз была открыта для диалога, и Чехословакия была превращена в федеративное государство. Хустское правительство провозгласившей 7 – 11 октября 1938 г. автономию Подкарпатской Руси отказалось пропускать согнанных венграми евреев, и они осели (до марта 1939 г.) на демаркационной черте между Ч-СР и Венгрией.
Положение «воссоединенных» венгров ухудшилось по ряду параметров. Земли, освободившиеся после бегства колонистов, были розданы не местным венгерским безземельным крестьянам, а переселенцам из трианонской Венгрии, что вызывало социальное напряжение между «старыми» и «новыми» венграми. Кроме того, экономическая ситуация в Венгрии была хуже, чем в Ч-СР (впоследствии был зафиксирован популярный лозунг: «Жизнь стала очень дорогой, мы хотим обратно к Праге!»). Глава Объединенной венгерской партии в Ч-СР Я. Эстергази в личном кругу признавался, что опасается за венгров, вновь оказавшихся в Венгрии: «20 лет они пользовались демократическими свободами, и теперь им тяжело будет приспособиться к венгерскому феодальному режиму».
К тому времени Венгрия подготовила план оккупации всего Подкарпатья и намеревалась приступить к его реализации без ведома Германии уже утром 20 ноября. Случайно получив эту информацию, Берлин послал в Будапешт ноту протеста. В срочном порядке операцию отменили. К. Каня, неся ответственность за неспособность «возвращения» Подкарпатья, лишился своего поста, а венгерский МИД вскоре возглавил граф И. Чаки.
10 декабря М. Кобр встретился с И. Чаки, который поделился своим взглядом на русинский вопрос: «Целесообразность пребывания Подкарпатской Руси в составе Чехо-Словакии крайне мала, скорее наоборот». Кроме того, продолжал министр, Прага не сможет добиться улучшения отношений с Варшавой, оставив за собой Подкарпатье. В конце беседы Чаки предложил начать с Ч-СР переговоры об обмене военнопленными и амнистии. Пленные, упомянутые министром, в основном были венгерскими военными, переброшенными на территорию Подкарпатья в начале октября 1938 г., и плененными чехо-словацкими войсками. Например, в концентрационном лагере в Илаве содержалось 345 пленных венгров. Венгерские диверсанты во время своей подрывной деятельности захватили в плен около полусотни солдат чехо-словацкой пограничной службы, поэтому Чаки предлагал провести Праге не только амнистию, но и обмен. На следующей встрече Кобра с Чаки граф выразил сожаление по поводу выселяемых чехословаков, подчеркнув, что, если бы события развивались согласно его воле, всех колонистов он бы оставил на месте. «Мы уважаем выдающиеся способности чехов, их трудолюбие и интеллект, — расхваливал граф чехов, — даже самыми лучшими чиновниками при Габсбургах были чехи, а потомки этих чиновников сейчас большей частью хорошие мадьяры».
17 декабря 1938 г. были восстановлены переговоры делимитационной комиссии, и в течение трех дней она приняла линию новой границы вплоть до Ужгорода. Переговоры приостанавливались по требованию премьера словацкого правительства Й. Тисо из-за нападения венгерских войск на словацкую деревню Сланец. Генштаб Ч-СР предложил еще один рычаг давления на Будапешт: в случае продолжения столкновений на гибель одного чехословака отвечать казнью 2 – 5 венгерских пленных в Илаве. Предложение Чаки об обоюдной амнистии вскоре было реализовано, и в последний день 1938 г. президент Ч-СР Э. Гаха подписал декрет о проведении амнистии (на основе чехо-словацко-венгерского договора от 23 декабря 1938 г.). В Ч-СР амнистии подлежали все граждане Венгрии, жители переданных по арбитражу территорий и вообще все этнические венгры. В Венгрии под амнистию подпадали все граждане Ч-СР и этнические чехи, словаки и русины.
Непрекращающиеся приграничные конфликты ухудшали атмосферу переговоров. Широкую известность получил вооруженный инцидент возле Мукачева 6 – 7 января 1939 г. В результате перестрелки (при участии артиллерии) было убито 24 человека (из них 19 венгров). Венгерский поверенный в делах в Праге А. Бобрик на встрече с Хвалковским возложил всю ответственность на чехо-словацкую сторону, хотя и уточнил, что вина Праги состоит в том, что она не может управлять ситуацией в Подкарпатье. Для расследования причин инцидента были созданы две комиссии: чехо-словацкая и венгерская. Обе пришли к выводу, что перестрелку начала противоположная сторона. Возмущенные венгры отказалась возобновлять приостановленные переговоры с чехо-словацкими комиссиями, занимающимися переданными территориями и делимитацией границы. В конце января обе стороны пришли к компромиссу и больше не акцентировали внимание прессы на столкновении, а также возобновили работу комиссий.
9 февраля 1939 г. в Братиславе приступила к работе общая миноритарная комиссия с целью выработать нормы по защите словацко-русинского и венгерского меньшинств. К этому времени и у Ч-СР, и у Венгрии накопилось много взаимных претензий по охране своих меньшинств. Венгры протестовали против незаконных массовых увольнений мадьяр в Братиславе, запрещения венгерской партии в Подкарпатье, существования концентрационных лагерей для венгров. Делегация Ч-СР указывала, что все предпринимаемые антивенгерские меры являются реакцией на обращение королевских властей с русинским и словацким населением в Венгрии.

Будапешт категорически не соглашался на распространение миноритарных гарантий на всю венгерскую территорию. Принятие законодательства о национальных меньшинствах привело бы к появлению вместе со словацким и немецкого меньшинства (в Венгрии проживало более 500 тыс. немцев). Кроме того, количество охраняемых словаков увеличилось бы вдвое. Поэтому глава венгерской делегации Т. Патаки настаивал, в первую очередь, на защите венгерского населения Братиславы (что отдельно оговаривалось в тексте венского арбитража), и только потом соглашался обсудить права словаков на переданных территориях. В Будапеште вызывала беспокойство возможность развития в Венгрии «чехословацкого сценария» в случае предоставления особых прав меньшинствам, тем более что местные фольксдойче проявляли симпатию к Третьему рейху. 2 марта, когда комиссия собралась вновь, Патаки заявил, что предлагаемый принцип «коллективного меньшинства» нецелесообразен для Венгрии, так как предполагает изменение ее конституции. Согласно венгерскому предложению новые миноритарные нормы должны распространяться на возвращенные и оставшиеся в составе Ч-СР верхнеугорские земли. Прагу это предложение не устраивало, и следующая встреча была перенесена на середину марта 1939 г.. Из-за распада Ч-СР комиссия больше так и не собралась.
Первый чехо-словацко-венгерский договор, окончательно решавший послеарбитражные вопросы, был подписан 18 февраля 1939 г. в Будапеште и касался вопросов обмена населения переданных территорий и предоставления гражданства. Комиссия, разрабатывавшая договор, положила в основу венгерское предложение о предоставлении гражданства лицам, являвшимся до Трианона гражданами Венгрии. Чехо-словаки добились уступки по условию предоставления гражданства — оптанту следовало прожить на передаваемых территориях 10 лет (а не 20, как настаивали венгры). Среди населения переданных территорий чехо-словацкое гражданство могли получить только чехи, словаки и русины. Буквально через несколько дней после подписания договора из Братиславы были выселены мадьяры, попадавшие под условия наделения венгерским гражданством.
Возобновленная в конце января 1939 г. работа делимитационной комиссии практически сразу же была приостановлена. Как это ни странно, только к этому времени чехо-словацкие эксперты подсчитали, что принцип проведения новой государственной границы на основе кадастровых границ приведет к потере Ч-СР около 20 000 га спорных территорий. Чехо-словаки запросили земельную компенсацию на других участках, хотя бы в размере половины от теряемых земель. Кроме желания отойти от прежнего кадастрового принципа, недовольство официального Будапешта вызывали и чисто внутриполитические особенности Второй республики. Чаки жаловался Кобру, что ему приходится договариваться сразу с тремя чехо-словацкими правительствами: центральным в Праге, словацким в Братиславе и украинским в Хусте. Кроме того, существовала еще и армия Ч-СР со своим командованием. Чаки «даже не всегда уверен, к кому ему обращаться; более того, одно (правительство) часто отсылает к другому, отказывается от ответственности, и доходит до того, что просто передает власть военным». Вызывала сожаление Чаки и деятельность некоторых («пробенешевских») дипломатов Ч-СР. В частности, прекращение прямых дипломатических связей между Венгрией и СССР он косвенно связывал с интригами посланника Ч-СР в Москве З. Фирлингера. СССР, протестуя против демонстрируемой Будапештом прогерманской политики, действительно решил закрыть советское посольство в Будапеште и венгерское в Москве.
После отказа пересматривать кадастровый принцип проведения границы венгерской стороной работа делимитационной комиссии была все-таки восстановлена, и 1 марта 1939 г. были оговорены последние нюансы словацко-венгерского участка границы. Обсуждение оставшейся части границы от р. Уж и до румынской территории было перенесено на 14 марта 1939 г.. 7 марта 1939 г. в Будапеште состоялось торжественное подписание (от имени Ч-СР — С. Яншак и Р. Виест, от имени Венгрии — Р. Андорка и К. Бениш) окончательного протокола о линии чехо-словацко-венгерской границы от Братиславы и до р. Уж. Дальнейшая работа комиссий была приостановлена из-за масштабных политических изменений в Чехо-Словакии. 14 марта созванный президентом Ч-СР Э. Гахой словацкий сейм провозгласил независимость Словакии, и Чехо-Словацкая республика прекратила свое существование. Первым государством, признавшим де-юре Словакию, стала Венгрия, гарантировав одновременно уважение словацкой территориальной целостности.

Словацкая армия явно была не готова к войне. Поэтому, в первый день венгерское наступление развивалось успешно. Однако уже 24 марта, словакам удалось остановить продвижение венгерских войск и ими даже была предпринята попытка контратаки, которая оказалась крайне неудачной и привела к бегству. Конец этой короткой войне положило вмешательство Германии, которая настояла на заключении перемирия.

По материалам chrontime.com