– Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля – большого или малого – и, стоя на мостике, управлять им. Но судьбе было угодно в силу ряда причин то поднимать меня высоко, то кидать вниз и принуждать начинать службу сначала. Доказательством этого является буквально уникальное изменение в моих званиях. За все годы службы я был дважды контр-адмиралом, трижды – вице-адмиралом, носил четыре звезды на погонах адмирала флота и дважды имел высшее воинское звание на флоте – Адмирала Флота Советского Союза. – писал сам о себе Николай Герасимович Кузнецов.
А еще в его жизни был неправый суд, восстановление в должности, несправедливая отставка и опала. Но все же это, наверное, не главное. Главным в его жизни была служба на флоте.
24 июля 1904 г. в деревне Медведки Вологодской губернии (современный Котласский район Архангельской области) в крестьянской семье родился Николай Герасимович Кузнецов – советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза, Герой Советского Союза.
Немного фактов из биографии:
Чтобы принять участие в Гражданской войне 15-летний Николай Кузнецов приписал себе 2 года. Добровольцем вступил в Северо-Двинскую речную флотилию и принимал участие в боях с интервентами и белогвардейцами.
С 1 октября 1927 г. по 4 мая 1932 г. Н.Г. Кузнецов учился в Военно-морской академии, которую также окончил с отличием и с правом выбора флота. Вновь Н.Г. Кузнецов избрал Черное море и отправился служить старшим помощником новейшего крейсера «Красный Кавказ». Сохранились воспоминания одного из сослуживцев Кузнецова той поры: «После полугодового отсутствия я появился на крейсере «Красный Кавказ». Увидел нового старпома Н.Г. Кузнецова и просто поразился произошедшим переменам. Разработан абсолютно точный распорядок дня, чего не было прежде. С точностью до минуты соблюдается корабельное расписание. Команда в безупречно чистом рабочем платье. Все, что каждому положено, делается в срок – увольнение, обед, баня. А тенты в жару на рейде? Раньше их с трудом успевали поставить за два-три часа – теперь вслед за командой «отдать якорь» шла команда «поставить тент». И за 15-18 минут все палубы были под тентами.
В 29 лет он стал командиром крейсера «Червона Украина», а в тридцать один – вывел свой корабль на первое место в Морских Силах СССР и стал самым молодым капитаном 1-го ранга всех морей мира.
Участвовал в Гражданской войне в Испании, будучи военно-морским атташе и главным военно-морским советником при Республиканском правительстве. За помощь испанскому республиканскому флоту был награждён Орденами Ленина и Красного Знамени.
В 1939 г. в возрасте 34 лет Н.Г. Кузнецов стал народным комиссаром ВМФ, имея звание капитана 1 ранга. Кузнецов стал самым молодым наркомом в Советском Союзе и первым моряком на этой должности.
Флот получил в запущенном состоянии, предшественники моряками не были и что делать с флотом не понимали. Получая выговоры и нарываясь на недовольство Сталина, Кузнецов все предвоенные годы продолжал готовить флот к войне. Н.Г. Кузнецов провёл ряд крупных учений, лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). При его активном участии были приняты дисциплинарный и корабельный уставы ВМФ.
На начало 1941 года Кузнецов издает приказ открывать огонь зенитных батарей при появлении иностранных самолетов над нашими базами. На Севере и Балтике их вовсю облетали немецкие самолеты-разведчики. В марте немецких разведчиков обстреляли над Лиепаей, Либавой и Полярным. За бдительность при охране границы нарком получил… выговор.
Разработанная Главным морским штабом по личному указанию наркома ВМФ система оперативных готовностей ВМФ, позволяющая в кратчайшие сроки с соблюдением необходимых мер скрытности переводить силы флота в состояние немедленной готовности к отражению внезапного нападения противника, явилась выдающейся личной заслугой Н.Г. Кузнецова, его вкладом в развитие теории управления ВМФ.
К середине июня 1941 года взаимоотношения с Германией все более обострялись. Оценив сложившуюся обстановку, Н.Г. Кузнецов принял решение своим приказом повысить боевую готовность флотов. Адмирал Кузнецов, рискуя даже не карьерой, а головой, в эти дни своим приказом перевел все флота на боевую готовность № 2, приказал базам и соединениям рассредоточить силы и усилить наблюдение за водой и воздухом, запретить увольнение личного состава из частей и с кораблей. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою и походу.
Флот первым в 3 часа 15 минут встретил огнем атаки врага и не потерял ни одного корабля или самолета. Фактически моряки и флот были спасены от разгрома. А в пять часов утра под свою ответственность нарком ВМФ приказал передать флотам, что Германия начала нападение на наши базы и порты, которое следует отражать силой оружия. Тогда, в три часа ночи 22 июня, доложив в Кремль о налете на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: «Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия».
Вышедшие в море тральщики прикрыли минным кольцом наши базы, поставили минные банки на путях германских конвоев. Флоты и флотилии начали действовать согласно предвоенным планам обороны. Да, на Балтике флот понёс потери при переходе в Ленинград, но, если бы не Кузнецов, мог быть потерян весь флот.
В тяжелейшим для страны августе 1941 года, по его предложению, морская авиация 10 раз бомбила Берлин!
В 1941 г. по инициативе Кузнецова на флоте была создана рота особого назначения – первое водолазное специальное подразделение.
В 1944 г., накануне Великой Победы, он единственный в годы Великой Отечественной войны получил новое, только что введенное тогда высшее флотское воинское звание – Адмирал флота.
9 мая 1945 г. для Н.Г. Кузнецова война не закончилась. Он отправился на Дальний Восток для организации взаимодействия сил Тихоокеанского флота и Амурской флотилии с частями Красной Армии в войне с Японией. 14 сентября 1945 года Николаю Герасимовичу Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1947 г. он был снят с поста наркома ВМФ, разжалован до контр-адмирала и отправлен на Дальний Восток командующим Тихоокеанским флотом в связи с ложными обвинениями по «Делу адмиралов», которые якобы передали материалы по секретной торпеде союзникам по Второй мировой войне.
В 1951 г. Сталин вернул Кузнецова в Москву и назначил военно-морским министром СССР.
И уже 1 сентября 1951 г. Кузнецов отправляет Председателю Совнаркома доклад об устаревшем флоте, о кораблях, построенных по старым проектам, о необходимости принятия ряда крупных и срочных мер по флоту. Все просьбы и ходатайства военно-морского министра словно уходили в песок. И все же многое ему удалось: началась разработка реактивного оружия для флота, сделаны новые проекты кораблей и подводных лодок.
После смерти Сталина с новым руководителем партии и страны Н.С. Хрущевым отношения у Кузнецова, человека с независимым характером, тоже не сложились. По приказу того на стапелях стали резать на металлолом готовые к спуску крейсера.
В 1955 году произошёл взрыв на линкоре «Новороссийск», корабль затонул. Бывший итальянский корабль, полученный нами после победы в счет репараций, вошел в состав Черноморского флота. Ясности в причинах катастрофы нет до сих пор. Основных версий две: взрыв установленной еще немцами в бухте донной мины и подрыв линкора в результате диверсии, выполненной группой боевых пловцов. Виновного во взрыве на линкоре нашли быстро. Бывший до этого несколько месяцев в отпуске по болезни главком ВМФ был снят с должности первого заместителя министра обороны СССР – главнокомандующего ВМС, понижен в звании до контр-адмирала и уволен в отставку.
Бывшему главкому ВМФ, герою войны щедро положили пенсию в триста рублей. В те годы больше получал водитель столичного трамвая.
Будучи в отставке Адмирал написал две исключительно правдивые для своего времени книги «Накануне» и «Курсом к Победе», причем вторая вышла в свет уже после его смерти.
Николай Герасимович Кузнецов скончался 6 декабря 1974 г. в Москве, имея звание вице-адмирала.
Звание Адмирала Флота Советского Союза Кузнецову вернули лишь в 1988 г., через 14 лет после его смерти и спустя почти 32 года после понижения в звании и отставки.
По материалам topwar.ru, Андрей из Челябинска и других открытых источников.