Про военное кино

Кино и немцы… а также поляки, корейцы и американцы. Кино про войну, вероятно самое любимое у мужчин от трёх до ста лет от роду. Однако, снимать кино о войне всегда было сложно, и вовсе не из-за сложности сцен, или дефицита пиротехники, всегда сложно творцу, коим как правило является режиссер в шкуру бойца, который прошёл через войну. Как говорил мой знакомый, генерал армии США между прочим, ветеран Вьетнамской войны и легенда их армии – Хэлл Мур (Hal Moore), у режиссеров в кино всегда своя цель, и она никогда не связана с желанием показать войну. Однако, бывает такое, что сценарист, режиссер и актёр каждый добиваясь своей цели рассказывают о войне трогающую душу историю. Таких фильм один-два на сотню, но и это немало. Попробуйте на досуге выписать на листок бумаги все фильмы о войне какие запомнились – буду спорить среди них на первых же строках будут «Они сражались за Родину» и «А зори туту тихие».

Хэлл Мур последних лет жизни и во Вьетнаме

В чём привлекательность этих фильмов? При всей неказистости сюжета, при практически полном отсутствии спецэффектов, при простоте речи главных героев – этим фильмам веришь. Пот, слёзы, кровь, тяжелейшая военная работа, в старом советском военном кино показаны выпукло, но не переходя грань кричащего натурализма. Да, они всё равно остаются авторскими произведениями, и рука режиссера, и его цель там чётко видны, однако цель эта показать человек, Человека на войне.

Лично мне всегда нравилось кино про войну, где на ряду со всей грязью войны показан человек и живой. Показана незлобливая шутка, смешной эпизод, а не только трагедия и ужас. В пятидесятые годы в СССР делались попытки делать комедии на тему войны, типа «Беспокойного хозяйства» или «Крепкий орешек» (просьба не путать фильм с Надеждой Румянцевой 1962 года и фильм «Hard» с Брюсом Уиллисом), но всё-таки война и комедия вещи сложно совместимые и они, эти фильмы скорее комедии, чем комедии о войне. Ещё сложнее создавать комедийные сериалы о войне. Эта сверхзадача с моей точки зрения удалась, пожалуй, только создателям только двух сериалов – польского «Четыре танкиста и собака» и американского «M*A*S*H». Многие могут возразить и привести в пример свои любимые сериалы, но как говориться в Сети это – IMHO – «In my humble opinion» – «По моему скромному мнению».

Оба сериала вышли примерно в одно и тоже время, в конце шестидесятых начале семидесятых годов, оба снимались по литературным произведениям, и оба сценария пришлось дописывать дабы шоу продолжалось. Оба сериала, кстати, с завидной регулярностью показывают на российских телеканалах.

Итак, «МЭШ» или в оригинале «MASH», который у нас ещё почему-то переводили как «Чёртова служба в госпитале МЭШ». Сначала, в 1968 году, вышел роман Ричарда Хукера Richard Huker «MASH: A Novel About Three Army Doctors», в русском переводе Оксаны Андреевой, Натальи Гуторовой – «МЭШ: Роман о трёх армейских докторах». Потом режиссер Ларри Гелберт снял пилотный фильм «MASH» (у нас его перевели как «Военно-полевой госпиталь»), а за ним и сериал. Показ в США шёл на канале CBS с 1972 по 1983 годы.

MASH – это аббревиатура – Mobile Army Surgical Hospital. Таких в армии США немало, но в сериале рассказывается о госпитале № 4077. Место дислокации госпиталя населенный пункт Ыйджонбу в Южной Корее, время повествования Корейская война 1950-1953 годов. Время показа сериала растянулось на 11 лет с 7 сентября 1972 года по 28 февраля 1983 года. В истории американского телевидения этот сериал посмотрело более 106 миллионов человек, что является вторым результатом за всю историю телевидения США. Сериал оказался столь успешен, что его до сих пор показывает огромное количество телекомпаний по всему миру.

Большинство сюжетов, особенно первых сезонов и серий созданы на основе реальных событий на Корейской войне. Их собирал сначала сам Ричард Хукер, а потом сценарист и продюсер сериала Ларри Гелберт, гонялись за сюжетами и актёры ведущих ролей, например, Алан Алда, который сыграл, пожалуй, главную роль сериала. Его герой Бенджамин Франклин Пирс, он же «Ястребиный глаз», он же просто Ястреб, незаурядная личность, великолепный полевой хирург, работающий у хирургического стола столько сколько может, а потом ещё столько сколько нужно. При этом он сохраняет свой острый язык, любовь к женщинам, алкоголю и азартным играм. Неоднократно в течении всей истории киношного госпиталя его пытались выгнать со службы с позором, то за один, то за другой залёт, но профессионализм хирурга на войне вещь незаменимая, а главного героя в кино не могут ни убить, ни уволить, а потому он всегда остаётся в кадре. Его другом в течении трёх первых сезонов оставался Джон Макинтайр, по прозвищу Ловец, партнёр Ястребиного глаза по шуткам и покеру. С четвертого по одиннадцатый сезон его место занимал Би Джей Ханникатт, но в отличии от Макинтайр он больший любитель жизни и выпивки, а потому в палатке хирургов постоянно мы видим самогонный аппарат. Как положено в американском кино хорошим парням противоставлены плохие, сначала это Франк Бёрнс, потом Чарльз Уинчестер, которого в русском переводе как правило звали Винчестер. Оба надутые дураки, оба ура-патриоты, оба никчемные хирурги, только первый из низов американского общества, второй напыщенный сноб из бостонской элиты. Правда под снобизмом иногда пробивается вполне себе хороший человек, но это скорее исключение из правил.
Начальников госпиталя за всё течение сериала тоже два и оба по-своему симпатичны зрителю. Первый (1,2 и 3 сезоны) Генри Блейк, гражданский по сути человек, который пытается нести службу так как он это понимает, и превращая в итоге церемониал в балаган. Второй Шерман Поттер старый служака, кавалерист, ветеран Первой Мировой, сам в прошлом ярый залётчик, а потому регулярно закрывает глаза на проделки Ястребиного глаза, а порой просто встаёт на его стороны в конфликтах с плохими парнями.
Отдельно стоит рассказать для персонажа нетипичного для Советской/Российской армии – капеллан Фрэнсис Мулкахи. Он всегда готов помочь ближнему и словом, и делом, католик по вере, при необходимости он готов предстать перед Всевышним и своими подчиненными хоть протестантом, хоть мусульманином, главное, чтобы в итоге человеку было хорошо. Не лишенный недостатков, типа азартных игр, простодушный и порой чудаковатый он безусловно озаряет сериал светом добра и простоты.
Другие персонажи, типа главной медицинской сестры Маргарет Халиган, или капрала Макса Клингера вносят свою лепту и рисунок сериала и в отдельные сюжеты, без таких второстепенных вроде персонажей невозможные.
Так как война происходит всё-таки не на территории США время от времени на экране появляются персонажи-корейцы. Их создатели фильма изображают в двух красках, либо чрезмерно простодушными, либо чрезмерно хитрыми. Но на самом деле все в момент показа сериала прекрасно понимали, что сериал не про корейскую, а про Вьетнамскую войну, которая в тот момент бушевала за океаном и в которой в тот момент гибли американцы. Сами создатели фильма изначально заявляли, что сериал скорее о войне вообще, чем именно о Корейской войне, которая кстати не освещается в нём никак.
Хотя сериал, а скорее шоу изначально комедийно, многие серии сняты весьма в мрачной атмосфере. Реальные доктора госпиталей, служившие в Корее, считают, что сериал даже дух госпиталей не передаёт, так как гротеск забивает правдивое. Им виднее, но дух войны всё же передан в сериале сильно.

Вспоминаю собственное детство, когда в дни летних каникул дворы ы которых мы дети от десяти до 16 лет буквально жили пустели в часы показа «Четырёх танкистов и собаки». Именно с этого польского сериала пошла в СССР мода на немецких овчарок, именно этот фильм сейчас называют самым добрым фильмом о войне.

Началось всё в 1964 году, когда была опубликована повесть Януша Пшимановского. В повести экипаж изначально интернационален, командир танка – русский Василий Семёнов, механик-водитель – грузин Григорий Сакаашвили, но командира в сериале поменяли на Ольгерда Яроша, бывший метеоролог. Повести хватило лишь на первый сезон, от момента, когда Янек вышел из сибирской тайги и до смерти первого командира. Премьера многосерийного телевизионного фильма, как тогда называли сериалы, состоялась 9 мая 1966 года. Сериал ожидал в Польше просто оглушительный успех. Все актёры проснулись даже после первой серии знаменитыми. И на фоне такого успеха, пришлось автору повести сесть за написание следующих рассказов, как продолжение истории танка «RUDY» и его экипажа.

В СССР сериал был впервые показали в дни зимних каникул 1966 года, а в январе 1967 показали опять, и взяли за правило показывать его в дни детских школьных каникул.

С точки зрения современного телевидения сериал о танкистах и собаке совсем короткий, всего три сезона и всего двадцать одна серия, но успех в СССР был невероятный. Второй сезон показали в 1969 году, третий в 1970 году. Лучшим показателем популярности в СССР были всегда анекдоты, так вот их в народе появилось уйма, и как правило не политкорректные. Вот некоторые из них.

Говорят, в корейском варианте фильма «Четыре танкиста и собака» после первой серии сменилось название на «Четыре сытых танкиста»…

Два старых поляка рассуждают:

– А ты помнишь фильм «Четыре танкиста и собака»?

– Конечно помню, правдивый фильм, раньше не так много правды о поляках показывали.

– А как ты думаешь, если бы у нас два таких танка было, что тогда?

– Да тогда бы мы войну и без русских выиграли, и не то что немцев, а и японцев победили бы, представляешь, польские танки в центре побежденного Токио, оба….

– Нет, я думаю, русские с самого начала все это знали, и именно поэтому дали нам только один танк.

Великая отечественная война. Немцы окружили советский танк и кричат:
— Русс сдавайся!
Молчание. Немцы начинают опять стрелять по танку, кидают гранаты. Опять орут:
— Русс Иван, сдавайся!
Опять молчание, немцы снова стреляют… Раз на двадцатый, открывается люк танка:
— Слюшай, Ваня тут нэт, а грузин Гоги, три поляка и собака не подойдет, да?

Впрочем, слава фильма звучит и сейчас, а потому время от времени появляются и свежие анекдоты о экипаже танка «Рыжый».

Фильм «четыре танкиста и собака», на котором выросло не одно поколение советских мальчишек, был запрещен к показу в России.
– А что вы хотели? Один экипаж чего только стоит: мехвод — грузин «Саакашвилли», а командир танка и вовсе — некто «Ярош»…

– Если бы американцы сняли фильм «Четыре танкиста и собака», в экипаж танка бы входили — еврей, негр, голубой и женщина-инвалид.

Теперь по персоналиям. В танке Т-34-85экипаж пять человек – командир танка, механик-водитель, стрелок-пулемётчик (он же радист), наводчик и заряжающий. Однако от стрелка-пулемётчика нередко отказывались, просто потому, что рация и без того была у командира под рукой в башне, а курсовой пулемёт себя в боях не показал. В Т-55 на котором я служил и воевал в Афганистане тоже может снабжаться курсовым пулемётом, так его туда просто не ставили.

В конце первого сезона, когда командир Ольгерд Ярош погибает, командиром становится Янек, бывший до того стрелком-радистом, и экипаж воюет уже вчетвером. Кстати анекдот по поводу Саакашвили не такой уж далекий от истины, дело в том, что по фильму механик-водитель Григорий Сакаашвили, а вот в повести он настоящий однофамилец бывшего Президента Грузии в повести – Саакашвили.

Шарик как член экипажа разделил звездный час фильма и актёров. Пёс Триммер, а именно он снимался в большинстве эпизодов даже оставлял автограф отпечатком лапы. А всего в съёмках участвовало три пса. Триммер работал с актёрами, у него это получалось лучше всего, Целер играл в экшн-сценах, во время стрельбы, взрывов на погонях, третий пёс, был дублёром и практически не снимался, но готов был подстраховать и первого и второго пса.

Танков «RUDY» было целых десять. В некоторых из них выпиливались отверстия для объективов камер, другие гоняли и стреляли. В городе Верхняя Пышма Свердловской области в музее стоит один из «Рыжих» участвовавший в съёмках. Кстати танк на ходу и ежегодно участвует в параде 9 мая.

Молодёжь сегодняшнего дня, воспитанная на «танчиках», и фильмах типа «Т-34» или «Танки», посмотрев первую же серию «Четырёх танкистов и собаки», скорее всего больше не захочет смотреть продолжение, но это точно зря. Фильм удивительно добрый и по-своему весёлый, такое интересное и светлое кино часто удаётся именно полякам, что-то им дано для этого. Желаю самим посмотреть, пересмотреть эти фильмы и показать своим детям/внукам, пригодится и им и нам, всем.

Павел Ширшов