11 октября 1961 года на Семипалатинском полигоне прошли первые в Советском Союзе подземные ядерные испытания. Событие стало важным этапом в развитии ядерной составляющей советской обороноспособности. Дело в том, что использование ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой негативно влияло на среду обитания человека, но совершенствовать подобные боеприпасы для обеспечения обороны страны было все-таки необходимо. Поэтому ядерные испытания убрали под землю.
В условиях продолжавшейся «Холодной войны» и дальнейшего развития гонки вооружений особое значение имело техническое совершенствование Советской Армии. К тому времени ядерное оружие превратилось в один из наиболее эффективных инструментов сдерживания и взаимного баланса сил двух сверхдержав – СССР и США. Один из основных советских полигонов для испытания подобного оружия располагался на территории Казахской ССР в 130 километрах от города Семипалатинска. Официально он назывался 2-й Государственный центральный научно-исследовательский испытательный полигон, а в среде испытателей получил неофициальное название «двойка». Как показал последующий опыт, полигон, создававшийся в рамках масштабного советского атомного проекта, был расположен крайне удачно. Рельеф местности в его границах позволял военным среди прочего проводить и подземные ядерные взрывы.
Стоит сказать, что пальма первенства в подземных взрывах принадлежала американским военным. Ещё 19 ноября 1951 г. в США на Невадском полигоне провели испытания под кодовым обозначением «Uncle». Ядерный взрыв мощностью 1,2 килотонны был осуществлён на малой глубине – всего 5,5 метра. Целью проведения испытаний американцы обозначили проверку поражающих факторов при таком виде взрывов. С 1957 г. Штаты начали проводить регулярные подземные испытания ядерного оружия.
Советских ядерщиков, в первую очередь, интересовали способы и средства дальнего обнаружения подобных взрывов. Цели для проведения испытаний были не только военные, но и научные: наши специалисты хотели узнать, какие продукты радиоактивного распада вырвутся на поверхность. Также надо было проверить и новые сейсмические приборы. Кроме того, был целый перечень запросов от геологов, нефтедобытчиков и газовиков: как с помощью подземного взрыва сканировать месторождения, усиливать приток нефти и устраивать каверны для хранения газа, строить плотины. Попутно ставилась задача создания максимально «чистого» от изотопов заряда для снижения угрозы окружающей среде при реализации масштабных народно-хозяйственных проектов (оодин грамотно проведенный взрыв мог заменить работу сотен экскаваторов и бульдозеров). При этом, конечно, в ходе испытаний решались и чисто военные вопросы – в первую очередь, совершенствование надежности ядерных боеприпасов.
Подготовительные работы к первому советскому подземному ядерному взрыву начались ещё в 1958 г. Специально для испытаний подготовили штольню, которую проложили в скальном массиве на территории Семипалатинского полигона. Общая длина штольни составила 380 метров, а сам взрыв был осуществлён на глубине 125 метров. Для того чтобы не допустить выхода радиоактивной пыли на поверхность, штольня была герметизирована. В районе командного пункта была установлена сложная аппаратура, необходимая для регистрации и наблюдения за сейсмическими и электромагнитными волнами взрыва.
Однако ядерная физика была еще областью недостаточно изученной. Взрыв оказался достаточно мощным, чтобы поднять весь массив горы над эпицентром на высоту 4 метра. Произошло моментальное серьёзное разрушение поверхностных пород, что способствовало появлению плотного облака пыли и мелких частиц грунта и горной породы, фиксировался камнепад. Положительным моментом испытаний было то, что на поверхность не были выброшены радиоактивные продукты, не наблюдалось и характерного для ядерного взрыва огненного шара. То есть, штольня, созданная советскими инженерами, все же смогла в определенной мере обезопасить исследователей, пусть мощность ядерного оружия и была колоссальной.
Проведённые в октябре 1961 г. испытания были признаны успешными. Одновременно, они открывали возможность дальнейшего проведения подземных ядерных взрывов. После подписания в 1963 г. трехстороннего соглашения между США, СССР и Великобританией о запрете проведения ядерных испытаний в атмосфере, под водой и в космосе, подземные ядерные взрывы остались единственным доступным способом испытания новых образцов ядерного оружия. В 1996 г. 50-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН был принят Договор об уже всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, но это, как говорится, совсем другая история.
Знаете ли вы, что:
— Первое испытание ядерного оружия в Советском Союзе было проведено на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. Мощность бомбы под названием РДС-1 составила 22 килотонны.
— В истории советских ядерных испытаний взрыв 11 октября 1961 г. был 117-м по счету.
— Испытание показало, что подземный подрыв ядерного устройства в хозяйственных целях возможно внедрить в практику. Впоследствии была разработана долгосрочная «Программа-7». Она была предназначена исключительно для нужд народного хозяйства. В рамках этой программы в СССР с 1965 по 1988 г. в разных регионах страны провели 124 подземных ядерных взрыва. Особенно часто их устраивали на нефтяных месторождениях.
— С 1949-го по 1989 г. на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено не менее 468 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах).
— Последний взрыв на полигоне был осуществлён 19 октября 1989 г. 29 августа 1991 г. Семипалатинский полигон был закрыт правительством Казахской ССР.
— В зале №19 нашего музея можно увидеть личные вещи многих советских ученых, промышленников и военных, занимавшихся созданием «ядерного щита» СССР. Среди них Игорь Курчатов, Юлий Харитон, Андрей Сахаров, Ефим Бойчук и другие. Отдельный интерес представляют модели различных образцов ядерного оружия — все это в рамках тематической экспозиции.
Дзен-канал Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации