Танковый «калашников». Т-55

Итак, всё началось с того, что на танках наконец решили ставить двигатель не вдоль, а поперёк. Что это давало танку? Более широкий и короткий корпус, который позволял легко ставить широкий погон башни и соответственно более просторную башню. Это раз. Силовое отделение смешалось назад, освобождая пространство и для той же башни, и для большего боезапаса под лобовым наклонным листом. Это два. Пространство в более широком корпусе перераспределилось таким образом, что стало возможным уменьшить высоту танка, а это снижало риск попадания снарядов, да и заметности на поле боя уменьшилось. Это три.

Любое изменения требует и уступок, таким образом появился необходимый элемент трансмиссии – гитара, то есть механизм передачи вращательного момента на параллельно расположенную коробку передач. Зато исчезли косые шестерни передачи того же вращательного момента под углом в 90 градусов на планетарные механизмы поворота. Одним словом, в танкостроение произошёл очередной эволюционный скачок. Что-то вроде промежуточного патрона в стрелковке.

Первой серийной моделью с подобной компоновкой стал Т-44. По своей сути современный танк, только вот с башней от Т-34-85. Она, башня, на Т-44 даже сидит на широком корпусе не слишком элегантно, маловата она для такого корпуса. Зато с разработкой новой широкой башни, танк стал совсем другим. Перебрав множество башен и орудий, Т-54 с новой 100-милиметровой нарезной пушкой, но ещё без инжекторной насадки на стволе стал моделью давшей начало новому поколению танков.

Тщательная и продуманная модернизация Т-54 вывела в свет танк, который стал и собственно остаётся легендой и самым массовым советским танком. Сама по себе платформа Т-44/54/55 с торсионной подвеской, с катками большого диаметра, несущих роль и опорных, и поддерживающих оказалась весьма эффективной и простой в эксплуатации, что не могло не понравиться многочисленным покупателям в третьих странах, где уровень образованности военнослужащих нередко оставлял желать лучшего.

Широкая литая башня позволяла разместить в ней боеукладку для оперативного заряжания. Отсутствие автоматики заряжания до сих пор норма для самых передовых западных танков, и это не стало проблемой для покупателей со стран Востока, скорее наоборот. Простота, когда она эффективна, привлекает. Советские конструкторы ни минуты не стояли на месте и основной танк Т-55 постоянно совершенствовался. На нём появились система защиты от ядерного оружия, на люке заряжающего противозенитный крупнокалиберный пулемёт, чаще всего ДШК (Дегтярева-Шпагина крупнокалиберный 12,7 мм), потом стали ставить «Утёс». Стали устанавливать на башню дымовые гранатомёты, дополнительное бронирование, что в народе обозвали «брови Брежнева», и даже первые варианты динамической защиты, например, «Контакт-1». Приборы ночного видения для механика-водителя и ночной прицел ТПН-1 для наводчика были на танке изначально. Модификация Т-55М6 так вообще была с башней от Т-72 и соответственно со 125-мм гладкоствольной пушкой.

Впрочем, артиллеристы, как раз-таки высоко ценили именно 100-мм нарезную пушку Д-10Т2С. Эта пушка вела свою родословную от орудия, стоявшего на СУ-100 времён Великой Отечественной войны и показавшего великолепные баллистические данные. На самом Т-55 стоял к слову и инклинометр показывающий угол возвышения орудия, делавший таким образом танк самоходной артсистемой. Сейчас стрельба танков в качестве артиллерии с закрытых позиций не используется вовсе, а вот в Афгане имел возможность видеть использование данной опции Т-55 во время похода на Калаи-Нау в январе-феврале 1980 года. Били по мятежному кишлаку, ночью с перевала, то есть располагаясь выше цели почти на 1000 метров на дистанцию в 15 км. Успешно, к слову.  

В общей сложности Т-55 пережил на сегодняшний день 36 отечественных и зарубежных модификаций, что само по себе говорит о устойчивости и популярности системы. 57 стран до сих пор в той или иной степени боевого использования держат Т-55 на вооружении. Только СССР выпустило более 20 000 Т-55, а ещё 1500 выпустила Польша, 1700 – Чехословакия, 400 –Румыния. Количество выпущенных танков Т-55 в Китае неизвестно, но одних только модификаций у них три.  

Танк Т-55 получился для своего времени предельно практичным, простым и эффективным на поле боя и это одна из причин, почему Т-55 носит в мире прозвище «танковый калашников».

Кстати. В Северном имперском военном музее, что рядом со стадионом Олд Траффорд в Манчестере стоит Т-55 белого цвета, а в парке «Патриот» Т-55 раскрашен, а ля гжель.

Павел Ширшов