Манекены против душман

Бой частей Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане с моджахедами на перевале Сатэ-Кандав (Сату-Кандав) был только частью большой операции «Магистраль», которая была призвана прорвать блокаду афганской провинции Хост и взять под контроль обширный горный район на границе Афганистана и Пакистана.

 

Джалалуддин против Наджибуллы

Моджахеды, орудовавшие здесь, не давали афганскому правительству торговать с Пакистаном, обстреливали центральный город Хост, вынуждая местных жителей бежать, но главное – через этот район Сулеймановых гор во внутренние провинции страны шел поток оружия. В провинции Хост была построена настоящая крепость повстанцев – перевалочный пункт Джавара, которая представляла собой комплекс укреплений, связанных между собой защищенными коммуникациями.
Силы боевиков в районе Хоста насчитывали 4 420 человек, но правительство Мохаммада Наджибуллы опасалось усиления группировки до 20 000 человек. Моджахедов возглавлял полевой командир Джалалуддин Хаккани, который планировал создать в Хосте правительство и отделиться от Афганистана (Игорь Цыбульский, «Громов»).
В ноябре 1987 года правительство страны решило покончить с Джаварой. Главными задачами в операции «Магистраль» для советского контингента стали: взятие перевала Сатэ-Кандав, захват дороги до города Хост, выставление постов и сопровождение через Сулеймановы горы колонн с припасами для афганской армии.

 

Сатэ-Кандав – крепкий орешек

Задачи были сложными: перевал находился на высоте в 2 800 метров, его контролировало племя джадран (гильзаи), которое действовало, исходя из собственных интересов (выходцем из племени был и Джалалуддин), обочины горных дорог и окрестные горы были заминированы, а пуштуны могли в любое врем устроить обвал.
На перевале боевики возвели оборонительную линию Срана, которую на Западе описывали, как камень, «о который советские солдаты сломают себе зубы». Но тот, кто владел перевалом, владел всей ситуацией.
Положение осложнялось международной обстановкой – секретарь ЦК КПСС Горбачев склонялся к тому, чтобы вывести войска из Афганистана, но по просьбе главы правительства Наджибуллы отдал приказ способствовать армии Афганистана в снятии блокады Хоста и взять перевал Сатэ-Кандав.
Советские военные не лезли на рожон: несколько месяцев до начала операции они пытались выйти на Джалалуддина, чтобы договориться о проводке колонн через горы. Но ни деньги, ни дезинформация о том.что Джалалуддин уже договорился с «шурави» не возымели действия. Гордый пуштун был непреклонен, и советским военным не оставалось ничего как приступить к выполнению поставленной задачи.

 

И взяли, и зубы не обломали

Рассчитывали, что операция займет месяц, а взятие под контроль перевала должно было занять два дня –  22 и 23 ноября 1987 года.
Чтобы не положить на перевале сотни солдат-срочников, отцы-командиры, среди которых были начальник Группы управления Минобороны СССР Валентин Иванович Варенников, командир 40-й армии Борис Всеволодович Громов и командир 103-й воздушно-десантной дивизии Павел Сергеевич Грачёв, разработали план высадки десанта, по которому советские парашютисты должны были спуститься на перевал с неба.
И вот 22 ноября ранним утром над Сатэ-Кандавом появилось сразу несколько транспортных самолетов, откуда на перевал буквально посыпались десантники.
Обалдевшие от такой наглости боевики схватились за оружие. Десантников расстреливали в упор – из автоматов, пулеметов и даже из американских ПЗРК «Стингер».
И только когда десантники – мертвые, как хотелось бы моджахедам, достигли земли, стало ясно – боевиков ловко провели. Оказалось, под видом бойцов советское командование высадило в Сулеймановы горы «бригаду манекенов», облаченных в советскую форму: комбинезоны набили тряпками, утяжелил камнями, и получили отряд десантников, способных блестяще выполнить задачу!
Каждая огневая точка, открывшая огонь, была в ту же секунду замечена самолетом-разведчиком, а данные – переданы артиллеристам. В следующие четыре часа укрепрайон Срана был сметен с лица земли огнем артиллерии, потом за дело взялись бомбардировщики.
Когда к обеду на перевал поднялись мотострелки, Сатэ-Кандав встретил их тишиной. Советские бойцы приступили к зачистке Сраны и проведению мотоколонн к Хосту.

Подвиг десантников

В операцию «Магистраль» вошел и знаменитый бой 39-ти десантников из 9-й роты парашютно-десантного полка №345 на высоте №3234 под командованием ст. лейтенанта Сергея Ткачева. Десантники несли охрану дороги из Гардеза в Хост, а боевики из элитной группировки «Черные аисты» решили захватить высоту и дорогу (А. Мещанинов, «Бой у высоты 3234»).
За двенадцать часов окруженные десантники пережили массированный обстрел из минометов, гранатометов и орудий, после чего отразили не менее 12 атак противника. Наиболее опасной была последняя атака, которая началась в три часа ночи, когда боевики сумели подойти к позициям на 10–15 метров.

У советских солдат заканчивались боеприпасы, и они были готовы вызвать огонь на себя, но положение спас разведвзвод из 12 человек, возглавляемый ст. лейтенантом Андреем Смирновым, который совершил в темноте по горам марш-бросок и сумел доставить на высоту боеприпасы. Это дало возможность перейти в атаку, исход боя был решен, боевики отступили.
При обороне высоты десантники потеряли всего шесть человек, 19 были ранены, девять – тяжело. Своих убитых боевики забрали с собой. По некоторым оценкам, советским бойцам противостояло не менее 500 повстанцев, однако у десантников была выгодная позиция.
За этот бой рядовой Андрей Александрович Мельников и мл. сержант Вячеслав Александрович Александров были удостоены Звезды Героя Советского Союза посмертно.
Звания Героя за операцию «Магистраль» получили командиры: Павел Грачев, Валентин Варенников и Борис Громов.
Главным итогом операции по признанию Громова стал прорыв блокады Хоста и предотвращение появления в провинции исламского государства.
Странным образом бой десантников 9-й роты был освещен прессой как кровавая бойня, совершенно ненужная СССР, и через год советские войска покинули Афганистан.

Дзен-канал Русская семёрка