В апреле 1942 японский флот доминировал на море. Большая часть американского Тихоокеанского флота лежала на дне Пёрл-Харбор. А флот Ее Величества в предшествующих битвах потерял три наиболее ценных корабля. Япония уже убедительно показала, на что она способна, когда японцы добились от правительства Виши права на использование баз в Индокитае, откуда императорская армия могла проводить операции против Южного Китая, Таиланда, Малайзии и Борнео. Англичане не без оснований боялись повторения подобной ситуации и на Мадагаскаре – другого французского владения под управлением правительства в Виши.
В августе 1940 г. вишистская Франция предоставила Японии три аэродрома в Индокитае для борьбы против снабжения китайской армии по Бирманской дороге. Дальнейшие переговоры привели в июле следующего года к франко-японскому соглашению, в котором оба правительства заявили о готовности к военному сотрудничеству в интересах совместной обороны Индокитая. Не приходилось сомневаться, что при необходимости Япония смогла бы навязать правительству Виши аналогичный договор о создании на территории Мадагаскара воздушных и морских баз. И такие планы имелись.
Как свидетельствует известный западногерманский историк Курт фон Типпельскирх, «в Германии уже надеялись, что японцы осуществят свой замысел, о котором они говорили в феврале, и создадут опорные пункты на островах Цейлон и Мадагаскар, чтобы перерезать английские морские пути в Индию, Персидский залив и Египет». Таким образом, опасения англичан, помнивших, что нападение на Малайю осуществлялось с баз на французской территории, не были беспочвенными.
Англичане также подозревали, что немецкие подлодки и, возможно, надводные рейдеры, действовавшие у Южной Африки и в Индийском океане, получали снабжение с Мадагаскара. Правда, послевоенные исследования такого сотрудничества не подтвердили, но тогда подобные предположения сильно беспокоили англичан.
Еще 16 декабря 1941 г., после вступления Японии в войну, генерал Шарль де Голль настаивал на том, чтобы находящиеся под его командованием силы «Свободной Франции» заняли Мадагаскар. В феврале премьер-министр Южно-Африканского Союза Смэтс писал Черчиллю, что «рассматривает Мадагаскар как ключ к безопасности на Индийском океане». В конце февраля американский Комитет начальников штабов также указал на необходимость лишить противника возможности использовать Диего-Суарес.
Первоначально планировалась высадка на северо-западном побережье мыса Амбр – северной оконечности Мадагаскара, но на совещании 23 декабря 1941 г. этот вариант отвергли в пользу десанта на восточном побережье со стороны Африки — в бухтах Курье и Амбарарата. Операция получила кодовое название «Айронклэд» (буквально — «Покрытый железом»; этим термином обозначались первые броненосцы), причем, помня о Дакаре, англичане не стали привлекать к ней «свободных французов».
Силы десанта (около 20 тыс. «штыков») были сведены во временное «Соединение 121» под командованием генерал-майора «Боба» Стерджеса (Sturges), включавшее 29-ю отдельную пехотную бригаду и «подразделение № 5» коммандос — первый эшелон десанта, 17-ю бригадную группу (бригада с усилением) — второй эшелон и 13-ю пехотную бригаду — третий эшелон (две последние из состава 5-й пехотной дивизии, направлявшейся в Индию, для них десант оказался «попутной» задачей).
«Соединение 121» вышло из Клайда на судах конвоя «WS-17». 1 апреля в Гибралтаре к ним присоединились корабли из состава соединения «Н» вице-адмирала Э.Н. Сифрета, которому было поручено руководить операцией, район проведения которой находился на расстоянии 5000 миль от базы. В Дурбане, выбранном в качестве исходного порта для вторжения, в состав соединения «F» (такое название получили силы, выделенные для операции) вошел линкор «Рамиллиес», взятый из состава Восточного флота, В целом же корабельная группа состояла из авианосца, линкора, двух крейсеров, девяти эсминцев, восьми корветов, четырех тральщиков, 18 транспортов и танкеров.
Транспорты подразделялись на два конвоя: быстроходный и тихоходный, при этом штаб десанта также был разделен на две равноценных половины и размещен на двух транспортах — каждый в своем конвое. Предосторожность считалась далеко не лишней, так как не исключалась встреча с японскими подводными лодками.
Из состава десантных судов особого внимания заслуживают две единицы, обозначенные как «специальный десантный корабль». Первый – это транспорт «Дервент» (Derwent), переоборудованный из флотского танкера. Судно получило мощные грузовые стрелы и могло спустить со своей палубы на воду самоходные десантные плашкоуты, в которых размещались не только пехотинцы, но и техника: автомашины, броневики «Брен» и, наконец, шесть легких танков.
Однако подлинно революционным кораблем следует считать второй «спецтранспорт — «Бачакеро» (Bachaquero). Этот корабль переоборудовали из так называемого «танкера для озера Маракайбо» в Венесуэле, реквизированного у компании «Лаго Шиллинг». Судно постройки 1937 г. тоннажем в 6455 брт, скоростью 10 узлов, имело неограниченную мореходность и при этом сравнительно небольшую осадку (говоря современным языком – относилось к типу «река-море»). При модернизации удалили переборки нефтяных танков, создав вместительный грузовой трюм, но главное – в носу оборудовали раскрывающиеся створки и аппарель. Благодаря этому перевозимая техника – шесть средних танков «Валентайн» и артиллерия (четыре гаубицы с автотягачами) могли быть высажены прямо на берег. Так родился первый боевой танкодесантный корабль океанского класса в мире! Первый раз корабль погрузил боевую технику в порту Англии и оказался способен перебросить ее через океан и высадить непосредственно на необорудованный берег с первыми волнами десанта!
База в Диего-Суаресе создавалась еще в прошлом столетии, поэтому ее укрепления нельзя было назвать современными, однако береговые батареи (особенно четыре 305-мм орудия и столько же — 240-мм) представляли опасность для десантных судов. Французский гарнизон под командованием полковника Эдуара Клербу насчитывал около 4 тысяч человек, из которых 800 были европейцами, а остальные — сенегальцами и местными жителями. Соединением французского флота на Мадагаскаре командовал капитан 1 ранга Мэртен. В его состав входили вспомогательный крейсер «Бугенвиль» (бывший транспорт «Виктор Шельшер»), два авизо, четыре подводные лодки и несколько вспомогательных тральщиков, однако к началу мая в Диего-Суаресе находились лишь «Бугенвиль», авизо «Д’Антркасто» и субмарина «Бевезье». На острове 44 базировалась смешанная авиационная группа под командованием капитана Леонетти. Современными самолетами были вооружены лишь две эскадрильи: 565-я истребительная (17 «Моран-Солнье» MS.406-C1) и 555-я разведывательная (около десятка двухмоторных «Потэ 63-11»); оставшиеся машины — устаревшие бипланы «Потэ 25ТОЕ» и Кодрон «Пеликан». Основной авиабазой служила Ивато-Тананариве, но в семи милях к югу от Диего-Суареса на аэродроме Аррашар находился отдельный авиаотряд под командованием лейтенанта Россинье.
25 апреля 1942 г. первая часть британских сил – тихоходный конвой «Y» (оба «специальных десантных корабля», шесть транспортов снабжения, танкер и госпитальное судно) вышла из Дурбана под эскортом тяжелого крейсера «Девоншир», трех эскадренных миноносцев, 14-й флотилии тральщиков и 3-й эскортной группы. Тремя днями позже за ними последовали быстроходный конвой «Z» (пять штурмовых и три войсковых транспорта) и силы прикрытия, состоявшие из «Рамиллиеса», авианосца «Илластриес», крейсера «Гермиона» и шести эсминцев. Адмирал Сифрет и командующий армейскими частями генерал-майор Р. Дж. Стерджес находились на борту линкора. Корабли двигались на север Мозамбикским проливом и к 3 мая вышли на широту Диего-Суареса. Здесь к ним присоединился авианосец «Индомитейбл» (флаг командующего авианосцами Восточного флота контр-адмирала Д.У Бойда) с двумя эсминцами.
По форме бухта Диего-Суарес напоминает огромную четырехпалую руку. Узкий вход с востока из Индийского океана шириной в полмили, контролируемый укреплением Оранжеа, выводит в огромную «ладонь» — центральную лагуну, от которой веером расходятся четыре отдельных бухты-«пальца». Населенный пункт, известный под общим названием Диего-Суарес, расположен на обоих берегах самой южной бухты-«пальца» и разделен ею на две отдельных части. Собственно, Диего-Суарес расположен на северо-западном берегу, а порт и база флота Диего-Суарес-Анцирана — на юго-восточном.
Поэтому порядок высадки британское командование установило следующий: «коммандос» и 29-я бригада высаживаются первыми в бухте Курье, быстро пересекают перешеек и занимают собственно Диего-Суарес, 17-я бригада десантируется немного южнее — в бухте Амбарарата — и идет на Анцирану. Меньшая по численности и слабейшая по вооружению 13-я бригада назначалась во вторую волну (на следующий день — 6 мая).
Высадка британских войск в бухте Диего-Суарес, 7 мая
Вечером 4 мая силы прикрытия, включавшие линкор, оба авианосца и эсминцы «Эктив», «Дункан», «Инконстант», «Джевелин», «Лукаут», «Паладин» и «Пантер», заняли позицию в 95 милях западнее мыса Амбре. Силы вторжения под командованием кэптена Оливера состояли из крейсера «Девоншир», эсминцев «Энтони», «Лафорей», «Лайтнинг», «Пакенхэм», корветов «Фризиа», «Орикьюла», «Найджелла», «Фритиллари», «Джениста», «Цикламен», «Тайм», «Джасмин», тральщиков «Кромер», «Пул», «Ромни», «Кромарти» и транспортов с десантом. Крейсер «Гермиона» получил задание произвести демонстрацию с использованием осветительных и дымовых снарядов на противоположном, восточном берегу, в нескольких десятках миль от реального места высадки.
В три часа пополудни 4 мая по сигналу с флагмана суда десантных сил перестроились в боевой порядок. Им предстояло пройти последние 90 миль до неприятельского берега. Операция вступила в свою основную фазу.
В ночь на 5 мая оба конвоя соединились в 19 милях от побережья у внешнего барьера рифов, и операция началась. Эсминец «Лафорей» смог в темноте пройти узким проходом между рифами, что французы позже признавали невозможным, и обозначил проход. За ним последовал головной десантный транспорт «Винчестер Кастл» и к 2 часам ночи флот вторжения подошел ко входу в бухту.
За ночь транспорта с десантом, двигаясь вслед за тральщиками, подошли к побережью и перед рассветом стали на якорь в заливе Курье. Первыми на берег сошли «коммандос». Хотя тральщики подсекли и уничтожили две мины из заграждения, установленного французами еще в 1941 г., их раскатистые взрывы не потревожили никого на берегу. Передовая группа «коммандос» без помех захватила береговую батарею в так называемом «Виндзорском замке» (четыре 138-мм орудия), представлявшую наибольшую опасность для десанта, а также около 300 пленных — всю береговую оборону в этом месте. Подразделения 29-й бригады высадились в 03:30, не встретив ни малейшего сопротивления.
Незадолго до восхода солнца с палуб авианосцев начали подниматься в воздух самолеты. «Альбакоры» 827-й и 831-й эскадрилий нанесли удар по аэродрому Аррашар, где подожгли ангар. Сопровождавшие их «Мартлеты» не позволили французским истребителям подняться в воздух, прикрывали район высадки, а также штурмовали места расположения зенитных батарей. На земле было уничтожено пять MS.406 и два «Потэ 63-11», при этом погиб лейтенант Россинье.
«Суордфиши» 810-й и 829-й эскадрилий тремя группами по шесть машин атаковали корабли, стоявшие в гавани Диего-Суареса. Первая группа, вооруженная торпедами, выбрала в качестве целей авизо «Д’Антркасто» (капитан 2 ранга Симун) и вспомогательный крейсер «Бугенвиль» (капитан 1 ранга Фонтэн), последний получил попадание и взорвался. Вторая группа использовала глубинные бомбы и добилась успеха, потопив подводную лодку «Бевезье» (капитан-лейтенант Ришар), на которой погибло восемь человек. Третья группа, после сброса листовок с ультиматумом, отбомбилась по береговым батареям и шлюпу.
Взлет в 03:50 и формирование группы из шести самолетов прошло по плану. Отправились по направлению к мысу Амбре и вскоре обнаружили, что вышли на исходную позицию с ошибкой примерно в 6 миль к западу. Это не имело большого значения, и береговую черту группа пересекла в назначенном месте в 05:01, опоздав на одну минуту от запланированного времени. Шестерка рассредоточилась, и все машины начали индивидуальное наблюдение за акваторией порта в поисках возможных целей. Появившись над якорной стоянкой, большинство самолетов было встречено огнем легких зениток с корабля, который в полумраке был принят за небольшой крейсер или шлюп, транспорта и нескольких зенитных батарей с берега. Все машины сбросили торпеды по шлюпу, но четыре из них, скорее всего, прошли мимо или под ним, не взорвавшись, а две другие поразили вспомогательный крейсер «Бугенвиль», который стоял на якоре неподалеку. Когда на восходе или чуть позже самолеты покидали сцену, «Бугенвиль» был объят пламенем и имел крен на левый борт; начали действовать тяжелые артиллерийские батареи, а также обнаружились дополнительные позиции легких зениток. Шлюп поднял якорь и отошел к берегу под защиту береговых батарей.
Шесть самолетов взлетели в 03:45 и построились в боевой порядок в шести милях от авианосца по правому борту. Разделение начали в 04:07 в семи милях от мыса Амбре. Поскольку местоположение корабля было определено с ошибкой, а ветер был сильнее, чем ожидалось, два звена прибыли на свою линию патрулирования у пролива Оранджия с небольшим опозданием. Согласно приказу, машины пересекли береговую линию несколько севернее пролива в 05:15, на десять минут позже торпедоносной ударной группы.
Самолеты линейкой проследовали через Ирландскую бухту и Английский залив. Ни одного судна обнаружено не было. Два звена пролетели над каналом Уэлш, первое обследовало якорную стоянку в порту Ньевр, а второе осмотрело устье реки Френ и Торпедный бассейн. К тому времени вспомогательный крейсер «Бугенвиль» жарко горел, а шлюп покидал свою стоянку. Была обнаружена подводная лодка, как оказалось позже — «Глорье» [реально это была «Бевезье»], снявшаяся с якоря и двигавшаяся по направлению к молу. Три самолета провели атаку, заметив, что субмарина накренилась на левый борт, затем показалось пламя. Но 5 мая 1942 г. летчики британской 829-й эскадрильи вернули «должок»…
Подводники открыли огонь по самолетам, то же сделало грузовое судно, стоявшее рядом. Так как больше подводных лодок обнаружено не было, все самолеты, кроме двух, вернулись на корабль. Одна из двух оставшихся машин также была вынуждена вернуться, так как ее воздушный стрелок получил ранение; оставшаяся патрулировала гавань до 07:00, совершив заключительный облет устья перед возвращением. Огонь легких зениток велся с береговых батарей и частично со шлюпа».
По первоначальному плану штабные теоретики предполагали заблаговременно сбросить листовки, в которых давалось «честное джентльменское» слово, что англичане пришли с дружественными намерениями «и после победы остров обязательно будет возвращен Франции». Впрочем, на практике дружеские листовки полетели… вперемешку с бомбами.
В сброшенных самолетами листовках содержалось требование не оказывать сопротивления, дабы избежать ненужного кровопролития. Однако руководившие обороной Клербу и Мэртен отклонили ультиматум, ответив адмиралу Сифрету по радио: «Диего-Суарес будет защищаться в соответствии с традициями французской армии, флота и авиации».
Между тем высадка десанта развивалась успешно. К 06:20 на берегу находилось уже более 2000 пехотинцев, продолжалось продвижение транспортов на основную якорную стоянку. Тральщики очищали фарватеры, но около полудня корвет «Орикьюла» (типа «Флауэр») подорвался на мине и на следующий день затонул. Хотя этим кораблем потери британского флота в ходе операции и ограничились, англичанам пришлось ограничить движение крупных транспортов к берегу и большую часть сил перевозить на берег с внешнего рейда десантными баржами, что серьезно замедлило высадку. В течение дня, несмотря на усилившийся ветер и высокую волну, войска продолжали прибывать на берег непрерывным потоком. К 17 часам полуостров Андрарака и Диего-Суарес был занят 29-й бригадой.
Значительно хуже развивались события на главном направлении, где действовала 17-я бригада. Впрочем, высадка и там прошла также практически без противодействия. Затем подразделения двинулись на восток, по единственной дороге на Анцирану. В 11 часов авангард попал под огонь французов, но свое слово сказали танки, и первую линию обороны удалось прорвать достаточно быстро. Один из плененных французских офицеров был послан к оборонявшимся с предложением сдаться, но оно осталось без ответа, и лишь дало французам сигнал тревоги, раскрыв направление главного удара.
К трем часам дня англичане выиграли на дороге еще два боя с французскими заслонами и вышли на подступы к главной базе. Они прошли уже более 20 миль, но в трех милях от Анцираны натолкнулись на сильные укрепленные позиции, доминировавшие над самой узкой частью перешейка и упиравшиеся в два бетонных форта. Фронтальная атака не дала результатов. При этом пятерка английских легких танков вырвалась слишком далеко вперед, оказалась отрезана от наступавших следом пехотинцев и окружена. Хотя танкисты покинули свои машины и дрались врукопашную, в конце концов, и они сами, и их техника были захвачены французами. Несмотря на прибытие семи новых танков, до наступления темноты продвинуться вперед не удалось.
Англичане были вынуждены признать: «Французские офицеры сражались упорно, сами становились к пулемету, когда солдаты отказывались стрелять… Нет сомнения, что если бы рядовые обнаружили боевой пыл, как их командиры, операция оказалась бы более продолжительной и потери обоих сторон гораздо более тяжелыми…»
Оборонявшиеся ввели в бою всю полевую артиллерию гарнизона — две батареи полевых 75-миллиметровок и взвод таких же противотанковых пушек. Активно действовал также и взвод 65-мм орудий на автомашинах — вся подвижная огневая мощь гарнизона. На фронте в два километра этого оказалось достаточно, тем более, что всю артиллерию у нападавших представляли две 25-фунтовые пушки и легкие минометы. Французские войска Виши на Мадагаскаре включали в себя как французских солдат, так и аборигенов из Сенегала.
Батарея из 4 более мощных 94-мм (3,7 дюйма) гаубиц оставалась на «Бачакеро». А у этого судна возникли серьезные проблемы. Все шесть танков смогли высадиться с судна, форсировали песчаный пляж и пошли в бой, но артиллерию и автотранспорт выгрузить не удавалось. Корабль весь день мотался по бухте, пытаясь найти подходящий участок. Наконец его командир решился на отчаянный шаг. Наверное, впервые во флоте Его Величества (и не только) исправный корабль по приказу капитана полным ходом выбросился на берег. Вылезший далеко на сушу нос наконец позволил опустить аппарель на твердую почву и выкатить автомашины с гаубицами на прицепе. Как всякая гениальная мысль – это «сумасшествие» меньше чем через год уже стало нормой, и капитаны сотен новых англо-американских LST учились действовать именно так.
Орудия авизо «Д’Антркасто» энергично обстреливали боевые порядки англичан, поэтому генерал Стерджес, посетивший место высадки, обратился к адмиралу Сифрету с просьбой «удалить» корабль с поля боя. Эту миссию поручили «Суордфишам» с «Илластриеса». Они атаковали авизо 227-кг бомбами, добившись прямого попадания, из-за чего «Д’Антркасто» выбросился на берег. Вечером три других биплана нанесли ему дополнительные повреждения, однако понадобился еще артиллерийский обстрел с эсминца «Лафорей» на следующий день, чтобы вынудить команду покинуть обреченный корабль. Хотя впоследствии он был поднят и в 1944 г. отведен в Бизерту, но в строй не вводился и в 1948 г. пошел на слом.
Французская авиация в течение дня вела лишь разведывательные полеты, в ходе которых был потерян один «Потэ 63-11» (вероятнее всего, сбит зенитным огнем) и один «Моран» (точная причина не установлена). Потери британских авиагрупп в течение дня составили две машины. «Альбакор» суб-лейтенанта Пайка из 827-й эскадрильи совершил вынужденную посадку из-за неполадок в двигателе во время противолодочного патрулирования у входа в гавань (впоследствии этот самолет удалось отремонтировать), а «Суордфиш» командира 810-й эскадрильи сбили зенитчики. Оба экипажа попали в плен, но после того, как британские войска заняли Анцирану, были освобождены.
Роберт Эверетт так описывал данный эпизод: «С первыми проблесками рассвета я поднял свою эскадрилью на бомбардировку батарей, а 829-я отправилась с глубинными бомбами атаковать пару подводных лодок и весьма элегантный шлюп «Д’Антркасто». Когда мы появились над целью, там уже царил ад. Мы успели сделать два захода, когда под нашей машиной прогремел ужасный разрыв, и минуты через две-три двигатель остановился. Мы попытались совершить посадку на воду недалеко от берега, и самолет перевернулся. Воздушный стрелок был зажат между обломками, но мы смогли помочь ему, благо на «авоське» [так британские пилоты в шутку называли свои старомодные «Суордфиши»] это не составляло труда. Наблюдателя выбросило из кабины, но он упал в грязь и лишь слегка ушибся.
Нам необходимо было выбросить из самолета антенну радара ASV и уничтожить кодовые книги, но прежде чем мы успели это сделать, появились французы и начали в нас стрелять. Поскольку единственным нашим оружием был мой автоматический пистолет 32-го калибра, который к тому же побывал в воде, нам ничего не оставалось, как сдаться. Нас отвели в барак, обыскали и заперли. Посреди ночи раздалась стрельба и следом — английская речь: «Не отставать! Бегом!» Это были коммандос морской пехоты, высаженные эсминцем «Энтони»; они подняли такой шум своими огромными ботинками и стрельбой, что французы были лишены присутствия духа. Я выкрикнул, кто мы такие, нас освободили и отвели к старшему по званию. Вскоре мы вернулись на «Илластриес».
ЖЖ «y4astkoviu»