Гибель линкоров. «Ямато». Как погиб самый большой военный корабли Земли

Линкоры «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линкорами среди не только линейных кораблей японского флота, но и всего мира. На момент спуска на воду в мире был лишь один корабль, имевший большее водоизмещение – британский пассажирский лайнер «Куин Мэри». «Ямато» и «Мусаси» были самыми крупными в мире артиллерийскими кораблями, способными поражать цели на любом обозримом с марсов расстоянии. Отдача артиллерийских орудий была настолько сильной, что конструкторам пришлось ввести запрет на использование бортового залпа – одновременного выстрела из всех 9 стволов – во избежание необратимых для корабля механических повреждений корпуса.

Бронирование выполнялось по схеме «все или ничего» и включало 410-мм наклонный пояс и самую толстую в мире палубу в (200-230 мм.), даже днище судна было защищено 50-80-мм. броневыми плитами. Данная концепция предполагала создание бронированной цитадели, которая защищала бы все жизненно важные центры судна, обеспечивая ему запас плавучести, но оставляя при этом незащищенным все остальное. Цитадель «Ямато» была самой короткой среди линкоров постройки конца 30-х годов по отношении к общей длине корабля – всего 53,5%. Лобовая плита башен главного калибра линкора имела броню в 650-мм – самая толстая броня из когда-либо устанавливающейся на боевые корабли.

На палубе, защищенной самой стойкой для того времени корабельной броней, размещались десятки 20 и 40-миллиметровых пушек, многочисленные зенитные установки, а также девять орудий калибром 460 миллиметров — самых больших корабельных орудий за всю военную историю. Они посылали снаряд весом 1451 килограмм на расстояние 50 километров, а прямое попадание по кораблю противника фактически топило его. В военные анналы «Ямато» вошел как самый большой линкор, когда-либо созданный людьми.

В середине марта 1945 года 44-летний император Японии Хирохито выслушал доклад начальника штаба ВМФ адмирала Коширо Оикавы. Адмирал предлагал предпринять последнюю отчаянную попытку спасти остров Окинава, где в кольце американских войск и флота оказались крупные силы японцев. Император Хирохито, хотя еще не оправился от недавнего потрясения, когда 10 марта 1945 года американские бомбардировщики превратили столицу страны Токио в огненный ад, погубивший около 84 тысяч жизней и лишивший крова более миллиона человек, все-таки одобрил предложение адмирала.

6 апреля 1945 года военно-морская группировка японцев вышла из гавани Курэ, военного порта города Хиросима, и взяла курс на Окинаву. В состав группировки входили девять кораблей поддержки и линейный корабль «Ямато» — краса и гордость национального флота.

Задача соединения, куда помимо линкора вошел крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, среди которых было 2 специальных эсминца ПВО типа «Акидзуки» (в это время в наличии были и другие боеспособные корабли, но для них не было топлива), находилась на тонкой грани между боевой операцией и самоубийством. Эскадра должна была отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американских частей на о. Окинава. Командование японского флота смогло изыскать для проведения операции лишь 2500 тонн топлива. В том случае, если бы возвращение эскадры было сочтено затруднительным, линкору предписывалось выброситься на берег у Окинавы и поддерживать оборону острова огнем своих орудий. Подобные действия японского флота могли быть продиктованы только полным отчаянием, но японцы не были бы сами собой, если бы не предприняли этой самоубийственной попытки.

Его чертежи были готовы к 1936 году, а в 1937 году сразу же после истечения сроков Вашингтонского и Лондонского соглашений, ограничивавших тоннаж боевых кораблей, началось строительство линкора. Оно проводилось в строжайшей тайне на секретной верфи базы Курэ и завершилось уже в годы Второй мировой войны.

До конца войны японское командование берегло «Ямато», и только приближавшееся поражение заставило адмиралов использовать свой последний шанс. Горючего на «Ямато» хватало лишь на плавание в один конец, отсутствовало достаточное авиационное прикрытие. Экипаж корабля в составе 3332 матросов и офицеров знал, что идет на верную смерть.

Пока линкор «Ямато» и корабли поддержки на полном ходу приближались к Окинаве, на американскую морскую армаду устремились 355 начиненных взрывчаткой самолетов, управляемых летчиками-камикадзе. Когда 7 апреля 1945 года «Ямато» сблизился с эскадрой США, ее командование решило не вступать в артиллерийский бой с гигантским линкором. Имея в своем распоряжении авианосцы, американцы подняли в воздух несколько десятков истребителей-бомбардировщиков и торпедоносцев, которые начали бомбардировку линкора.

Линкор пытались прикрыть эсминцы ПВО «Юкиказе» и «Фуютсуки», лишь два этих корабля выполняли свою задачу до конца, обладая значительной скоростью и сумев избежать серьезных повреждений. В это время линкор уже агонизировал, крен на левый борт достиг 26 градусов, ни одно из 127 противоминных или зенитных орудий не могло вести огонь, как и большинство зенитных автоматов. Вышло из строя рулевое устройство и средства связи.

Башнеобразная надстройка была изрешечена пушечно-пулеметным огнем: персонал надстройки понес тяжелые потери. В центре этого ада сидел командир эскадры вице-адмирал Ито. Адмирал не произнес ни слова с того момента, как началась атака, предоставив управление командиру судна, возможно, пытаясь таким образом выразить свое отношение против того безнадежного дела, которое он все-таки должен был выполнять.

На бронированную палубу «Ямато» обрушились тонны бомб, торпед, ракет и снарядов. Беспрецедентная по интенсивности бомбардировка продолжалась два часа. В 14 часов 22 минуты гигантский корабль вздрогнул и начал тонуть. Вскоре угол крена достиг 90 градусов. Конец агонии положил взрыв чудовищной силы, разворотивший сердцевину корабля и сопровождавшийся ослепительной огненной вспышкой.

В покрытое тучами небо вместе с выброшенными взрывом бронеплитами, оборудованием и орудийными установками вырвался гигантский столб огня. По оценкам наблюдателей, его высота равнялась почти двум километрам, а грибоподобное облако, нависшее над тонущим кораблем, достигало шести километров в высоту. Вспышку взрыва линкора видели даже жители города Кагошима, расположенного в 220 километрах к северу от места сражения.

Гибель линкора «Ямато» означала полный и окончательный разгром японского флота. Из 3332 человек экипажа линкора спаслись только 269. В тот же день на частично потопленных кораблях поддержки погибли еще 1187 матросов и офицеров. Общие потери американской стороны во время битвы 7 апреля составили лишь 12 человек!

В Японии линкор «Ямато» до сих пор остается символом храбрости матросов и офицеров, вступивших в неравный бой и отдавших жизни за родину. В августе 1999 года к месту гибели линкора прибыла первая японо-американская экспедиция. Исследовательское судно «Оушн вояджер» обнаружило затонувший корабль с помощью гидролокатора. По словам участников экспедиции, их всех охватило странное оцепенение, когда они почувствовали, что находятся над братской могилой более трех тысяч японских моряков. «Ямато» лежал на краю подводной скалы на глубине 344 метра. Как показал локатор, последний взрыв разорвал корпус линкора на две части, которые упали на дно неподалеку друг от друга. 21 августа, в последний день экспедиции к останкам линкора «Ямато», японцы и американцы почтили память погибших. С палубы «Оушн вояджера» в волны бросили букеты цветов и вылили несколько больших бутылок саке — японской рисовой водки. А потом, когда экипаж судна собрался в кают-компании, участник экспедиции 78-летний Масами Хашимото, один из немногих, кому удалось выжить из экипажа «Ямато», рассказал историю своего спасения.

Ночь перед боем 19-летний канонир Масами Хашимото провел без сна. В отличие от большинства своих товарищей, пьющих саке и убежденных, что идут на смерть, он усердно молился в крохотном синтоистском храме на борту линкора. Во время сражения он находился в башне зенитного орудия. Корабль начал крениться, и Масами ухватился за металлическую лестницу. Это спасло его от травм, когда линкор содрогался от взрывов. С большим трудом Масами удалось выбраться из башни и броситься за борт, но водоворот, образовавшийся при погружении линкора, затянул его на глубину. Тогда, вспоминает пожилой японец, он мысленно вознес молитву небесам, и случилось чудо. Его подхватил восходящий поток воды и выбросил на поверхность. Через два часа моряка подобрал уцелевший в сражении японский эсминец. Дожив до преклонных лет, Масами Хашимото помнит день гибели линкора «Ямато», словно это было вчера, и не перестает молиться за тех, кто лежит на океанском дне.

По материалам topwar.ru, wiki