1945 – 1953. Послевоенная индустриализация СССР

В указанном периоде в стране продолжилась бурная индустриализация, вслед (и наряду) с восстановлением разрушенного войной народного хозяйства.
Особенно тяжёлый урон в годы войны был нанесён промышленному производству, где за три с небольшим года было разрушено почти 65000 промышленных предприятий. При этом наибольший ущерб понесли такие отрасли, как чёрная и цветная металлургия, нефтяная, угольная и химическая промышленность, электроэнергетика и тяжёлое машиностроение. (Е. Спицын. «Осень патриарха», 2018). В то же время, по данным официальной статистики, общий уровень промышленного производства в годы войны снизился лишь на 8% по сравнению с довоенным уровнем. Причины такого положения вещей состояли в том, что в первые месяцы войны была проведена невиданная по своим масштабам эвакуация, когда в восточные регионы страны было вывезено не менее 2600 и введено в строй более 3500 крупных промышленных предприятий, прежде всего военно-промышленного назначения.
        Осуществлял руководство этими мероприятиями по поручению И.В. Сталина  Лаврентий Павлович Берия, член Ставки Верховного командования и заместитель Сталина в Правительстве страны. В результате предпринятых мер, имевших исключительно важное значение для исхода всего противостояния с невероятно мощным врагом, обладавшим огромным экономическим потенциалом почти всей Европы, только в период войны индустриальная мощь Урала выросла в 3,6 раза, Западной Сибири — в 2,8 раза, а Поволжья — в 2,4 раза. Таким образом, при общем сокращении промышленного производства в отрасли тяжёлой индустрии так называемая группа отраслей «А» превысила довоенный уровень производства на 12 %, и в результате этого удельный вес производства средств производства в общем объёме промышленного потенциала страны вырос до 75 %. Понятно, что такой результат во многом был достигнут и за счёт резкого падения производства средств потребления, т.е. группы отраслей «Б», прежде всего лёгкой, текстильной и пищевой промышленности. В частности, в 1945 г. выпуск хлопчатобумажных тканей составлял лишь 40% от довоенного уровня, кожаной обуви – 30%, сахара-песка — 20% и т.д. Так что война не только нанесла колоссальный материальный ущерб всему промышленному производству страны, но способствовала изменению географической «прописки» производств и всей отраслевой структуры. Поэтому в некотором смысле Великую Отечественную войну можно рассматривать как очередной, но весьма своеобразный (и даже специфический) этап дальнейшей индустриализации страны.
     По данным Чрезвычайной комиссии, во — время войны было разрушено почти 65000 км железнодорожных путей, 91000 км шоссейных дорог, тысячи мостов, множество речных судов, портовых сооружений и линий связи. В результате общий объём грузовых перевозок к концу войны был почти на четверть, а речного и автомобильного транспорта – почти наполовину меньше, чем накануне войны.
Колоссальные потери понесло и сельское хозяйство страны: в годы войны было разрушено более 73000 сёл и деревень, около 100000 колхозов и совхозов и почти 3000 машинно-тракторных станций. Трудоспособное население советской деревни уменьшилось почти на 30%, энерговооружённость сельского хозяйства упала на 40, поголовье лошадей сократилось на 50, крупного рогатого скота — на 20, свиней — на 65 %. Посевные площади уменьшились почти на 37 млн гектаров, а средняя урожайность зерновых упала с 9 до 5,5 центнера с гектара. Общая валовая продукция сельского хозяйства сократилась почти на 40%, производство зерна и хлопка — на 200%, а производство мяса — на 45 %. Кроме того, в ходе боевых действий и варварской политики нацистских оккупационных властей на территории СССР помимо 73000 сёл и деревень было полностью или частично разрушено 1710 городов, в том числе Киев, Минск, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Курск, Орёл, Смоленск, Новгород и другие крупные областные центры страны. В результате этого было уничтожено или пришло в полную негодность более 55 % жилого фонда в городах и около 30% жилого фонда в сельской местности, вследствие чего без крова осталось более 25 млн советских людей. (Е. Спицын. «Осень патриарха, 2018).

Перед руководством страны сразу после окончания войны встал вопрос о выработке экономической стратегии, применительно и к складывающейся международной обстановке. Важным обстоятельством было то, что отношения с ведущими западными державами из состояния вынужденного партнерства довольно быстро переросли в состояние холодной войны. Вспомним  различные намерения и даже проработки конкретных планов  нападения на СССР бывших союзников, сразу же после  завершения войны с гитлеровской Германией и ее союзниками, с помощью уцелевших немецких пленных, попавших в зону оккупации западных «союзников» и даже с применением атомных бомбардировок городов СССР  – операции «Немыслимое» и др. Обо всем этом конечно же были осведомлены руководители СССР.
   Хотя у ряда высоких  руководителей страны были также  мнения о переходе к не-спешному эволюционному экономическому развитию и усилению внимания прежде всего к развитию промышленной группы, занимающейся выпуском товаров народного потребления (группы «Б»). В конечном итоге, было предложено на определенное время сохранить прежнюю военную (как и довоенную) модель мобилизационной экономики. С этими предложениями выступили прежде всего кандидаты в члены Политбюро – секретарь
ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков и нарком внутренних дел СССР. Л.П. Берия. Именно они курировали все ключевые военно-оборонные проекты страны. За эту стратегию также выступали руководители всех важнейших отраслевых наркоматов тяжёлой и оборонной промышленности, в частности И.Ф. Тевосян, Б. Л. Ванников, М. Г. Первухин, А. П. Завенягин, В. А. Малышев, Д. Ф. Устинов и другие сталинские наркомы. В своём споре с оппонентами они апеллировали и к оценкам известного советского экономиста академика Е. С. Варги, в частности к его работе «Изменения в экономике капитализма после Второй мировой войны», который ещё в 1944 г. выступил с опровержением устоявшейся теории скорого краха капитализма под влиянием собственных антагонистических (неразрешимых) противоречий и доказывал его уникальную живучесть и особую способность приспособиться к новым историческим условиям.
       Таким образом, члены этой правящей когорты, разумно полагая, что именно данное обстоятельство как раз и не способствует разрядке международной напряжённости, активно выступали за дальнейшее приоритетное развитие тяжёлой индустрии и военно-промышленного комплекса страны. И.В. Сталин поддержал именно это направление восстановления и развития экономики на ближайший период. Перспективные цели экономического развития после войны И.В. Сталин первые изложил в своей предвыборной речи в начале февраля 1946 г. Параметры этой грандиозной экономической программы были таковы: к концу 4-й пятилетки, то есть к началу 1951 г., необходимо было добыть 500 млн тонн угля, выплавить 60 млн тонн стали и 50 млн тонн чугуна, добыть 60 млн тонн нефти и т.д. Достижение таких целей в условиях послевоенной разрухи действительно являлось огромной, но вполне выполнимой задачей.
      Как же реализовывались эти планы?
      Из поздних заявлений тогдашнего главного экономиста страны — председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского вытекало, что план первого года 4-й пятилетки был серьёзно недовыполнен, а промышленное производство сократилось почти на 17 %. По тем же официальным данным, этот спад промышленного производства был «преодолён только в самом конце 1947 г., когда общий рост валовой продукции в промышленном секторе народного хозяйства страны составил 22 %, а производительность труда выросла более чем на 13%».  Руководство планово-экономического блока правительства СССР тогда выступило с предложением резко увеличить ряд важных показателей 4-й пятилетки. И.В. Сталин активно поддержал и утвердил эти установки. И уже в 1948 г. общий объем промышленного роста составил 27%, в 1949 г. – 20%, в 1950 г. – 23%. Благодаря относительной стабилизации экономического положения в стране уже в вначале 1949 г. была проведена необходимая реформа оптовых цен в ведущих отраслях тяжелой промышленности. Это создало хорошие предпосылки для активизации экономических стимулов индустриального развития страны на многие годы вперед.       
      Из трудов зарубежных и отечественных авторов следовали выводы, что послевоенное восстановление СССР шло гораздо интенсивнее, чем в Германии или Японии, и его можно безо всяких преувеличений назвать советским экономическим чудом.
Добавим, как отмечают современные исследователи, что за время 4-й пятилетки был не только восстановлен довоенный уровень промышленного производства, но также значительно изменена структура всей экономики и происходил довольно бурный техно-логический прогресс как в самой промышленности, так и в других отраслях народного хозяйства страны. Наиболее важным для быстрого технического прогресса в первой послевоенной пятилетке было развитие производства металлорежущего оборудования — важнейшей основы прогресса всего машиностроительного комплекса страны. Если до войны, добившись больших успехов по количеству выпускаемых станков, СССР практически не имел производства сложного современного металлорежущего оборудования и был вынужден его импортировать из-за рубежа, то уже в 4-й пятилетке произошёл подлинный прорыв в этой важной сфере промышленного производства. Так, по данным советских историков и экономистов (Л.А. Айзенштадт, С.А. Лихачев), по сравнению с довоенным уровнем общее производство металлорежущих станков по количественному показателю выросло на 60%, а по суммарной мощности — на 136%, что зримо говорило об огромном прогрессе всего советского станкостроения. Более того, за прошедшее десятилетие (1940-1950) производство наиболее сложных прецизионных станков выросло с 17 до 2744 штук, крупных тяжёлых станков — соответственно с 42 до 1537 штук, а агрегатных станков — с 25 до 400 штук. Наконец, впервые в массовом масштабе начали выпускаться автоматические линии и был введён в строй первый в стране Ульяновский моторный завод-автомат по производству автомобильных и тракторных поршней. Одним словом, в этой важнейшей отрасли произошла подлинная техническая революция, в результате которой она вышла на технический уровень самых передовых капиталистических держав спустя всего лишь пять лет после окончания тяжелейшей войны.
        Приведем еще ряд достигнутых показателей восстановления разрушений в экономике и дальнейшей индустриализации страны: Всего за годы 4-й пятилетки было восстановлено из руин и введено в строй более 6200 промышленных предприятий на всей территории страны, в том числе знаменитый Днепрогэс, десятки угольных шахт и предприятий Донбасса, Запорожский и Азовский сталелитейные заводы, Макеевский труболитейный завод, Днепродзержинский азотно-туковый комбинат, Минский, Ульяновский и Рязанский станкостроительные заводы, Рижский электромашиностроительный завод, Закавказский металлургический завод, Калужский турбинный комбинат, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Коломенский завод тяжёлого станкостроения, Кутаисский автомобильный завод, Бакинский, Куйбышевский и Омский нефтеперерабатывающие заводы, Иркутский и Башкирский нефтехимические комбинаты, газопровод Саратов — Москва и многие другие промышленные гиганты страны.
 Первоочередное внимание в соответствии с планом 4-й пятилетки уделялось и существенному росту объёмов производства электроэнергии на всей территории страны. Уже в 1945 г. была восстановлена Волховская ГЭС и начаты работы по восстановлению Дубровской, Свирской и других электростанций в Ленинградской области. К 1947 г. была восстановлена крупнейшая Днепровская ГЭС, введены в строй Рыбинская и Сухумская гидро¬электростанции, построены Нижнетуринская и Щёкинская электростанции и началось строительство первой в мире Обнинской атомной электростанции.
     В результате предпринятых мер уже к концу 4-й пятилетки общая электрификация труда в промышленном производстве страны превзошла довоенный уровень почти на 60%. Кроме того, в конце 1940-х гг. началось строительство Куйбышевской, Сталинградской и Каховской ГЭС, Цимлянского гидроузла, Волго-Донского судоходного канала, Амударьинского, Южно-Украинского и Северо-Крымского оросительных каналов.
       Грандиозные успехи индустриального развития и существенный рост капитального строительства были достигнуты за счёт целого ряда внутренних и внешних факторов, которые не раз отмечались в научной литературе. К основным внутренним источникам бурного промышленного роста профессор В.Ю.  Катасонов в своей известной работе «Экономика Сталина», вышедшей в 2014 г., относит то, что  в основе всей сталинской модели советской экономики лежали такие принципы: общенародная собственность на средства производства, централизованное управление, директивное планирование, ориентация не на стоимостной, а натуральный показатель роста производства, отказ от при-были как главного стоимостного показателя и курс на постоянное снижение себестоимости готовой продукции, ограниченный характер товарно-денежных отношений, государственная монополия на банковскую деятельность и одноуровневая (предельно упрощённая) банковская система, двухконтурная (налично-безналичная) система внутреннего денежного обращения, государственная монополия внешней торговли, государственная валютная монополия, замена буржуазной конкуренции социалистическим соревнованием, сочетание моральных и материальных стимулов труда, недопустимость нетрудовых доходов и т.д.
      Наряду с реализацией на практике этих  принципов управления и развития народного хозяйства, исследователи отмечают большую значимость  самоотверженного труда советских людей и проявления настоящего производственного героизма, который проявился в многочисленных трудовых починах, в том числе в скоростной резке металла, в сокращении производственных потерь, в повышении уровня культуры производства, в движении бригад отличного качества и других народных починах. На развитие энтузиазма трудящихся большое влияние оказывала «идеологическая машина», элементами которой были: общеобразовательная и профессиональная учеба, пропаганда, агитация, работа средств массовой информации, труд писателей, поэтов, композиторов, киноискусство.
      Кроме приведенных выше факторов отмечается и существенное сокращение численности вооружённых сил с 11,5 млн до 3 млн человек и значительный рост отряда промышленного пролетариата, что позволило в кратчайшие сроки обеспечить огромными трудовыми ресурсами (по разным оценкам, порядка 8-11 млн человек) весь народно-хозяйственный комплекс страны, прежде всего крупнейшие промышленные стройки, а также предприятия тяжёлой индустрии и оборонной промышленности.
      Определённую роль сыграло и увеличение численности заключённых ГУЛАГа, про-изошедшее в основном за счёт власовцев, бандеровцев, «лесных братьев» и других анти-советских элементов, части военнопленных, добровольно сдавшихся врагу, и других фашистских прихвостней. Кроме того, серьёзным фактором экономического роста страны стал труд 2,3 млн спецпереселенцев (немцы, калмыки, карачаевцы, чеченцы, ингуши) и 2 млн. немецких и японских военнопленных, работавших на строительстве сотен железных и шоссейных дорог, угольных шахт, рудников и крупных промышленных объектов, в том числе Байкало-Амурской и Воркутинско-Норильской железнодорожных магистралей.
       Руками заключённых сооружались крупнейшие объекты атомной, металлургической и энергетической промышленности, а также железнодорожного транспорта. Между тем, ряд видных отечественных экономистов считают, что: 1) экономические проблемы принудительного труда в эпоху сталинизма освещены в трудах историков весьма поверхностно; 2) роль системы принудительного труда в советской экономике нельзя слишком преувеличивать, чем явно грешила вся горбачёвская и постсоветская историография, однако не следует его и преуменьшать; 3) в общем числе экономически активного (трудоспособного) населения страны доля заключённых составляла не более 2%, а сам труд заключённых вообще не использовался в таких важнейших сферах экономики, как электроэнергетика, машиностроение, основная часть топливной промышленности, а также на транспорте. Вместе с тем он довольно широко применялся в ряде важных отраслей в тех районах страны, где применение вольнонаёмного труда было затруднительным в силу особой дороговизны расходов на оплату труда и создание бытовых условий для проживания рабочих и инженерных кадров, в частности в цветной металлургии и лесной промышленности в северных и восточных районах СССР, в железнодорожном и гидро-техническом строительство и т.д.
     Нельзя отрицать и серьезной роли внешних источников  роста послевоенной советской экономики – германских репараций. Авторитетные специалисты считают, что они обеспечили более 50% поставок всего объёма новейших технологий и добротного промышленного оборудования и станков для вновь возводимых и восстановленных советских заводов, фабрик, шахт и электростанций, а также реально подтолкнули научно-технический прогресс в народно-хозяйственном комплексе страны. До середины 1948 г. из советской зоны оккупации Германии в СССР было вывезено 339 тыс. металлорежущих станков, более 200 тыс. электромоторов, 44 тыс. металлических прессов и молотов, более 9350 силовых трансформаторов и другого ценного промышленного оборудования, которое было демонтировано с 3500 германских предприятий, в том числе 450 военных заводов.
    Между тем надо особо подчеркнуть, что вопрос об общих объёмах германских репараций до сих пор до конца не разрешён. По мнению одних историков, из-за разного рода препятствий, чинимых западными «партнёрами», наша страна из согласованных 10 млрд долларов военных репараций получила только 4,3 млрд долларов. А по мнению их оппонентов, в частности известного профессора-экономиста В.Ю. Катасонова, автора новейшего исследования «Россия в мире репараций», вышедшего в 2015 году, общий объём репарационных выплат и поставок был значительно скромнее и общая сумма репараций составила мизерный суммарный объём, эквивалентный лишь 3-4% от того гигантского ущерба, который наша страна понесла в годы Великой Отечественной войны. Причём надо отметить и то обстоятельство, что при всей возможной значимости все эти репарации и военные трофеи никак не могли компенсировать отсутствие крупных иностранных инвестиций, прекращение поставок по ленд-лизу и масштабную помощь СССР странам просоветского блока — Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Китаю, Северной Корее и другим.

proza.ru Анатолий Логвинов