Железная дорога на Сахалине, и на Сахалин

В 1905 году Российская империя потерпела тяжелое и крайне позорное поражение в Русско-японской войне. В дальнейшем был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому Япония получала весь Южный Сахалин (южнее 50-ой параллели). В 1945 году Советский Союз забрал у островной соседки и оккупированную часть Сахалина, и Курильские острова. Главным же памятником 40-летнего японского присутствия в регионе стала железная дорога.
На протяжении многих десятилетий Южный Сахалин жил с японской железной дорогой, колея которой отличалась от советской. В стране восходящего Солнца была принята колея шириной 1 067 мм, в то время как в Советском Союзе использовалась сначала 1 524-мм, а потом 1 520-мм. Подобная разница создавала известные неудобства. После возвращения Южного Сахалина в СССР был поднят вопрос о замене железнодорожного полотна на острове и приведения его под единый стандарт с материковой частью страны.

Японцы юга Сахалина встретили советскую власть спокойно и даже радушно

Советский проект перешивки железнодорожного пути был плотно завязан на строительство подводного железнодорожного тоннеля. Проект начали реализовывать еще при Сталине в начале 1950-х годов. Однако, после смерти «вождя народов» в 1953 году, строительство тоннеля по ряду причин оказалось заброшено. Сворачивание данного проекта повлекло за собой и отказ от идеи о перешивки ж/д путей на Сахалине. Без моста или тоннеля, соединяющего остров с материком, замена полотна казалась абсолютно нерентабельным мероприятием. Поэтому в целях экономии для Сахалина в СССР просто стали делать вагоны и поезда под японскую 1 067-мм колею.
После распада Советского Союза проблема железной дороги на Сахалине встала особенно остро. В «лихие 90-е» местную инфраструктуру едва полностью не уничтожили.

Некоторые участки железки на Сахалине до сих пор выглядят вот так

Значительную часть старых японских дорог просто разобрали… При этом вопрос восстановления инфраструктуры никого кроме местных жителей не волновал. Лишь в 2004 году власти вновь заговорили о необходимости перешивки железной дороги на острове. Началась постепенная реконструкция старых путей, но уже с использованием новой российской колеи 1 520 мм. Пассажирское движение вновь открылось 1 сентября 2019 года. На сегодняшний день на Сахалине в общей сложности восстановлено и перешито порядка 800 км железных дорог. Восстановить удалось почти все. На момент крушения СССР здесь было чуть больше 1 000 км путей, построенных, в том числе японцами.

Надо понимать, что нынешнее время не терпит каких-либо идеологических или имиджевых проектов, особенно когда они обходятся казне в половину триллиона рублей, а потому вопрос, что это так вдруг началась перепрошивка японской колеи на Сахалине?

У Сахалина невероятный туристический потенциал, виды открывающиеся из окон старого узкоколейного дизеля просто дух захватывают

Главный ответ на поверхности. После успешного строительства 19-километрового Крымского моста следующим грандиозным инфраструктурным проектом напрашивается мост на Сахалин. И глубины, и длина в проливе Невельского таковы, что главной проблемой строительства выступает не сам мост, а подъездные пути к нему, и в первую очередь 452-километровая ветка до Комсомольска на Амуре. Сама геология и климат место строительства моста тоже не простые, но вполне под силам России двадцатых годов 21 века.

В ближайший год-два сам мост и континентальную ветку вряд ли начнут строить, сами понимаете сейчас бюджет занят обслуживанием военно-промышленного комплекса и специальной военной операции на Украине, но с её окончанием обратить свои взоры на Сахалин, и Японию Россия сможет.

По поводу Японии, сам Сахалин безусловно для России важен, но перспектива соединить Японию прямым железнодорожным сообщением с Евразией предельно заманчиво и для нас, и для Японии.