Война «Тойот» — это последняя, но вполне самостоятельная фаза чадско-ливийского конфликта. Её позиционируют во времени в два года, с 1986 по 1987. Ливия хотела вернуть полосу Аузу, которая проходила между Чадом и Ливией, после распада французской колониальной империи она отошла к Чаду. Так же была идея Джамахирии, чтобы создать союзное арабское государство и распространить влияние Ливии на Центральную Африку.
Ливийские вооружённые силы превосходили чадские по уровню оснащённости и количеству, экспедиционный корпус насчитывал 300 танков, 60 боевых самолётов, вертолеты Ми-24 и 8000 человек. Ливийцы надеялись на помощь чадских повстанцев (должны были помогать с разведкой и поддерживать в наземных боях), но в 1987 году, повстанцы заключили перемирие с властями Чада.
У ливийской армии был низкий моральный дух и неорганизованные сухопутные войска. В армии Чада не было нормальной бронетехники, ВВС и было несколько противотанковых орудий. Таким образом, Ливийские военно-воздушные силы имели господство в воздухе.
Позже в 1987 году французские ВВС начали сбивать боевые самолёты Ливии, а потом поставили 400 тойот (В честь них и назвали «Война тойот»). Франция поставила Чаду Toyota Hilux и Toyota Land Cruise, оборудование ПТРК «Милан», безоткатными орудиями (американскими 106 мм безоткатными пушками М40) и пулемётами.
ЧНВС использовали партизанскую тактику с заходами в тыл и ударами с флангов, хорошее знание местности позволяло наносить сокрушительные удары ливийской группировке. «Тойоты» позволяли наносить молниеносные удары. Чадцы захватывали оставленное ливийцами оружие, которые стремительно «отступали»(бежали). Быстрые и неожиданные удары чадцев смогли разгромить ливийскую группировку (у которой были танки, БМП, вертолёты и самолёты) на японских джипах.
После окончания войны, в Международный суд ООН был передан вопрос о принадлежности полосы Аузу, и в 1994 году, по решению суда полоса Аузу принадлежит Чаду. «Война тойот» доказывает, что главное не техника и её количество (хотя, это тоже очень важно), а опытные командиры и смекалка.
Впрочем, в русской истории, война на двуконных тачанках с пулемётами Хайрема Максима уже была, и спасибо за эту тактику надо было сказать Нестору Махно.
По материалам warspot.ru